Понятие деятельности

Думается, что правильное понимание сущности деятельности непосредственно связано с диалектикой равновесия и неравновесия в мире. Как в природе, так и в обществе развитие осуществляется через единство созидания и разрушения, установление динамического равновесия и неравновесных состояний. Существование предметов требует равновесия и их "закрытости" для других, но развитие постоянно приводит к нарушению этого равновесия и делает их "открытыми" для взаимодействия с другими.

Нарушение равновесия предметов обусловливается чаще всего двумя причинами. Во-первых, внутренними потребностями их развития. Для дальнейшего самообновления и поддержания динамического равновесия нужны дополнительные вещества, энергия и ОГЛАВЛЕНИЕ (информация). Поэтому предметы вступают в новые взаимодействия и таким образом открываются. Во-вторых, нарушение равновесия может вызываться и внешними обстоятельствами. Другие предметы, самообновляясь, также вступают во взаимодействие сданными предметами, и последние должны или сопротивляться, или содействовать этому взаимодействию. Но, так или иначе, они снова открываются для других.

Равновесие и неравновесие являются диалектически противоположными состояниями предметов. Определяющую роль играет неравновесие, неустойчивость, ибо оно обеспечивает движение и развитие. Например, известный бельгийский физико-химик И. Пригожин и его соавтор И. Стенгерс утверждают, что "на всех уровнях... источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что порождает “порядок из хаоса”"[1]. Предметы должны открываться для других, т.е. вступать с ними во взаимодействие, иначе они погибнут.

Но это неравновесие возможно только па основе равновесия, устойчивости, которое лежит в основе качественной определенности предметов. Без единства противоположных сторон, без относительного равновесия между ними нет и самих предметов. Бытие предметов может быть понято лишь как момент их равновесного состояния, относительной устойчивости и постоянства. Это представление получило выражение в понятии "гомеостаза" (гр. homois + stasis – состояние подобности). Явление гомеостаза заключается в способности целостных предметов поддерживать свое функционирование в заданном режиме. Это понятие было введено в науку американским физиологом У. Кэнноном для характеристики свойства живых организмов сохранять свои существенные параметры в физиологически допустимых границах.

Сущностью всякой деятельности является поддержание целостности и устойчивости взаимодействующих предметов, а также обеспечение их равновесия со средой существования. Поэтому деятельность образуют не любые изменения, а лишь те, которые направлены на сохранение специфической предметной определенности. Каждый целостный предмет стремится упрочить свое положение в мире и для этого осуществляет разнообразные как внутренние, так и внешние изменения, направленные на самообновление и укрепление динамического равновесия. Гомеостаз предметов, живых организмов, социальных общностей возможен только на основе деятельности. Вне и помимо деятельности их качественная устойчивость невозможна.

Поэтому деятельность, судя по всему, является свойством не только общества и живой природы, но всей материи в целом. Наряду с движением и развитием она также выступает коренным атрибутом материи. Какие аргументы можно привести в пользу этого? Данный вывод подтверждается многообразным естественнонаучным материалом. Современная физика, химия и даже механика дают множество фактов и обобщений, показывающих, что в неорганической природе свойство самосохранения также необходимо, как и на более высоких уровнях эволюционного развития. Для доказательства, думается, будет достаточно следующих трех аргументов.

1. В качестве естественнонаучной основы признания универсального характера деятельности может рассматриваться известный физический принцип ле Шателье-Брауна, который гласит: внешнее воздействие, выводящее предмет из термодинамического равновесия, вызывает в нем процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Хотя этот принцип сформулирован в физике, но имеет значение и для всего естествознания и обществоведения. Он показывает, что в целостном взаимодействующем предмете (индивиде, социальной общности) с необходимостью возникают различные изменения, которые направлены на то, чтобы подавить, купировать (прервать) или определенным образом нейтрализовать воздействие прочих предметов (индивидов, социальных общностей).

Другими словами, если внешнее воздействие нарушает целостность и равновесие определенного предмета, то он всеми доступными ему способами стремится их восстановить. Причем новое равновесие в таких случаях достигается уже на новой основе, с учетом осуществившихся взаимодействий. Это не возврат к старому, а продвижение вперед, к достижению нового равновесия. Таким образом, принцип ле Шателье-Брауна вполне определенно подтверждает тезис, что деятельность является всеобщим свойством материи.

Данный вывод можно было бы подкрепить и ссылками на высказывания различных научных авторитетов. Например, анализируя своеобразие химических процессов, академик Ю. А. Жданов указывает на то, что целостные "химические соединения" при взаимодействии с другими стремятся к "сохранению себя". Химические молекулы автор называет "химическими индивидами", а важнейшими их особенностями считает "устойчивость и лабильность", способность к избирательным, "дифференцированным реакциям на внешние факторы"[2].

Академик П. К. Анохин придерживается той точки зрения, что определяющую роль в возникновении жизни на Земле сыграли "предбиологические динамические организации", которые обладали свойством "самоорганизации". Специфическими признаками данных "неорганических самоорганизаций" являлись "динамическая устойчивость", "способность к отбору из внешней среды всего того, что укрепляло ее устойчивость" и "полезный результат системы"[3].

Именно к сохранению целостности, а следовательно, и устойчивости стремятся и все живые организмы. Немецкий ученый К. Гесслер, исследуя сущность жизни, отмечает: "Живые существа представляют собой так называемые ультрастабильные системы, обладающие способностью вопреки многообразным внешним и внутренним нарушениям сохранять определенное оптимальное биохимическое динамическое равновесие"[4].

Аналогично обстоит дело и с человеком. Основу основ его бытия составляет удовлетворение "базовых" биологических потребностей в пище, одежде, жилище и т.д., посредством которых он сохраняет свою жизнь. Поскольку все это человек не находит в готовом виде в природе, он вынужден их создавать в процессе труда, материального производства.

2. В еще большей мере наличие деятельности не только на социальном, органическом, но и на неорганическом уровне, а также ее направленность на поддержание бытия целостных предметов доказывает тот факт, что многие естествоиспытатели признают борьбу за существование свойством не только живой, но и неживой материи. Уже академик В. М. Бехтерев в своих работах указывал: "С некоторых нор закон борьбы сделался очень популярным в науке, но все представляют себе борьбу между живыми существами, тогда как на самом деле борьба, и не менее ожесточенная, происходит и между неорганическими веществами и притом везде и всюду: так, борьба происходит между отдельными мирами в космическом пространстве, причем одни из них разрушаются и гибнут, другие остаются и выживают; точно так же борьба происходит и между химическими веществами при образовании соединений с третьим телом, причем в зависимости от условий химического сродства предпочтение отдается одному соединению перед другим"[5].

Исследуя процессы образования минералов, видный советский геохимик академик А. Е. Ферсман также отмечает, что "в нашем понимании эволюция геохимических процессов есть борьба за существование этих устойчивых тел, за их сохранение и накопление. Поэтому физико-химический ход процесса является вполне сравнимым с ходом процессов эволюции органической жизни. Мы только выражаем его другими понятиями и словами, но внутренний смысл остается одним и тем же"[6].

Наличие борьбы за существование на неорганическом уровне признавал и известный английский естествоиспытатель и философ Дж. Бернал. "Хотя химическая эволюция, – говорил он, – существенно отличается от эволюции органической, их объединяют общие черты формального характера. Речь идет, например, о принципе выживания наиболее приспособленных или о представлении, согласно которому преимущественно формируется тот молекулярный механизм, в результате которого образуются соединения, имеющиеся в недостаточном количестве"[7].

Конечно, борьбу за существование, которую ведут как живые, так и неживые тела, нельзя представлять в виде схватки боксеров па ринге. Эта борьба чрезвычайно многообразна по своим формам, но суть ее сводится к тому, что взаимодействующие предметы стремятся сохранить свою целостность и для этого, если так можно выразиться, захватывают все более комфортные условия бытия. Например, А. Г. Жабин, описывая рост кристаллов, подчеркивает, что при увеличении их размеров "между индивидами происходит своеобразная борьба за пространство, получившая название геометрического отбора". В процессе этого отбора одни кристаллические индивиды "захватывают пространство для роста, а рост других кристаллов, расположенных невыгодно, подавляется и прекращается"[8].

Интересное описание опытов с кок-сагызом в Средней Азии дает академик К. М. Завадский. "В загущенных посевах, – пишет он, – десятки всходов совместно пробивают почвенную корку и содействуют этим друг другу, в то время как одиночные подростки погибают, не сумев преодолеть сопротивление корки. Однако после того, как совместно взошедшие растения подрастают, между ними возникают острые противоречия, связанные с использованием ограниченного объема почвы. В каждом гнезде выделяется группа растений с наибольшей скоростью роста корневых систем. Эти растения успевают перехватить питательные вещества и воду. Уже через 20–30 дней эти процессы завершаются гибелью отставших растений"[9].

Как видим, борьба за существование и между кристаллами на неорганическом уровне и между растениями кок-сагыза на органическом сводится к тому, что индивиды (целостные предметы) стремятся захватить более благоприятные условия существования, т.е. лучше приспособиться к окружающей среде. Те же индивиды, которым не удается этого сделать, – гибнут. Естественно, возникает вопрос: за счет чего одни индивиды оказываются в более выгодном положении, нежели другие? За счет взаимодействия? За счет движения? Конечно, дело не в этом. И сохраняющиеся, и гибнущие индивиды в равной мере находятся во взаимодействии и движении. Правильно объяснить то, что здесь происходит, можно только с помощью деятельности. Именно деятельность, понимаемая как изменения предмета, направленные на сохранение им самого себя, позволяет вскрыть внутренний механизм естественного отбора, а следовательно, и борьбы за существование.

3. Наконец, в пользу признания деятельности всеобщим свойством материи говорят выводы и повой науки синергетики как теории самоорганизующихся систем.

На последних международных конгрессах по логике, методологии и философии науки важнейшее место в дискуссиях заняли проблемы исследования "самоорганизующихся и саморазвивающихся систем" различных эволюционных уровней материи, которые стали главными предметами большинства фундаментальных дисциплин, междисциплинарных исследований, прикладных наук и инженерно-технических разработок.

Синергетика как общая концепция самоорганизации показывает, что и в неживой природе наряду с дезорганизацией происходит также самоорганизация, которая внешне проявляется в возникновении новых структур[10]. В настоящее время ученые не просто наблюдают эти структуры, но и изучают их с помощью заранее планируемых экспериментов, строят математические модели самоорганизующихся процессов. Наибольшее влияние на оформление идеи о всеобщем характере самоорганизации оказали опыты Б. Н. Белоусова и А. М. Жаботинского, начатые в 50-х гг. XX в. Их самоорганизующаяся химическая реакция послужила экспериментальной основой для построения математической модели самоорганизующихся процессов ("брюсселятора") в бельгийской школе И. Р. Пригожина[11].

Многие исследователи указывают па исключительно большое значение для методологии признания самоорганизации всеобщим свойством материи. Например, Г. И. Рузавин в статье "Синергетика и диалектическая концепция развития" подчеркивает, что "процессы самоорганизации, так же как, разумеется, дезорганизации, могут происходить в сравнительно простых физических, химических и иных системах неорганической природы, так сказать, в самом фундаменте “здания” материи...

Именно наличие самоорганизации в простейших, элементарных ее формах дает возможность взглянуть с единой точки зрения на процессы усложнения и развития материи, понять, как из неорганической, неощущающей материи возникает органическая, ощущающая, а в конечном счете, и познающая себя материя"[12]. Представляется, что никакая система не может ни "самоорганизоваться", ни "саморазвиваться" вне и помимо деятельности. Только деятельная система способна обеспечить свое успешное существование.

При этом следует обратить внимание па то, что понятие "организация" (лат. organization – строение, устройство чего-либо) чрезвычайно многозначно, и это затрудняет его использование в научном исследовании. Чаще всего оно употребляется в трех смыслах. Во-первых, для обозначения субстратной (от лат. sub – под и stratum – слой) формы предметов. Это главный и основной смысл данного понятия. Во-вторых, в качестве синонима понятия "управлять" ("направлять"). И, в-третьих, им обозначают иногда процесс создания чего-либо. В этом случае имя существительное "организация" по существу отождествляется с глаголом "организовывать", т.е. что-либо делать, осуществлять какую-либо деятельность. В синергетике, на наш взгляд, понятие "самоорганизация" используется, по преимуществу, в третьем смысле, т.е. для обозначения процесса самосоздания, "самоделания" каких-либо структур.

Если же отвлечься от определенной некорректности понятия "самоорганизация" и взять суть науки синергетики, то таковой будет идея о всеобщем характере процессов самосозидания, самоделания целостными предметами самих себя. Как на макро-, так и на микроуровне качественную определенность взаимодействующие предметы приобретают не за счет внешнего воздействия, а за счет внутреннего самоделания и самоупорядочения. Именно деятельность позволяет предмету становиться тем, чем он реально является.

Каковы взгляды классиков марксизма-ленинизма по проблеме деятельности? Следует сказать, что особых работ или даже развернутых характеристик данной проблемы у них не имеется. Отдельные высказывания, некоторые тексты, особенно из рукописного наследия, дают определенные основания сделать вывод, что они также в значительной мере понимали деятельность как всеобщее свойство материи, говорили о различных ее формах. Например, В. И. Ленин связывал деятельность с движением и самодвижением материи, которые, как известно, носят всеобщий характер. В противоположность "мертвому" (неподвижному) бытию, основной характеристикой которого является тождество, движение и деятельность обусловливаются прежде всего противоречием. Всякое противоречие с необходимостью содержит в себе импульс к движению и деятельности, оно – корень всякой "жизненности". Эту суть "абстрактной гегельянщины" впервые, по мнению В. И. Ленина, открыли, поняли, очистили и спасли К. Маркс и Ф. Энгельс[13].

Как соотносятся между собой движение и деятельность? Вполне очевидно, что движение есть более широкое понятие, чем деятельность. Оно, как известно, охватывает собой все изменения в мире или изменения вообще. Тогда как деятельность включает лишь направленные изменения взаимодействующего предмета, т.е. такие, которые связаны с поддержанием его целостности и устойчивости. Всякая деятельность является движением, по не всякое движение может быть охарактеризовано как деятельность.

Например, многочисленные изменения, которые происходят в предметах, еще не приобретших целостности или уже утративших ее (скажем, в извлеченной из недр руде, обрезанной ветке дерева, валяющейся детали машины и др.), конечно, являются движением, но деятельностью их назвать нельзя. Они не связаны с формированием или удержанием целостности и устойчивости предметов. Деятельность всегда направлена на выработку или сохранение частей, сторон и элементов какой-либо предметной целостности. Она образует основу, исходное ядро тех многообразных изменений, которые происходят в мире и которые обычно называются движением. Деятельностьэто интенциональное, т.е. направленное определенным образом движение.

В таком же ключе может быть решен и вопрос о соотношении понятий "деятельность" и "развитие". Конечно, всякое развитие, понимаемое как совокупность поступательных изменений, есть деятельность. Но не всякая деятельность может быть охарактеризована как развитие. Деятельность, как известно, может иметь регрессивный характер, и тогда ее уже нельзя характеризовать как развитие.

Направленный характер изменений в мире люди заметили давно. Но научная интерпретация данного феномена не выработана и поныне. Вопрос о направленности движения является предметом дискуссий в современной философской, социологической и естественнонаучной литературе. В публикациях по-прежнему доминируют разного рода его телеологические объяснения. Причем имеют место не только религиозно-идеалистические трактовки, но и материалистические. Религиозно-идеалистическая телеология вполне определенно отождествляет направленность (или управляемость) с некоторой идеальной целью. Направленный (управляемый) характер изменений в мире, независимо от того, связан ли он с прогрессом или регрессом, истолковывается ею как реализация чьей-то цели, вырабатываемой нематермальной, а нередко и сверхъестественной, сущностной силой.

Материалистические телеологические трактовки связаны с тем, что современные естествоиспытатели и философы- материалисты, отвергая наличие каких-либо целей в природе, вместе с тем считают возможным говорить о "целеполагании" и "целесообразности" ("телеономичности") на неорганическом и особенно на органическом уровнях развития материи. По мнению, например, Г. А. Югая, вместо термина "целеполагание", начинающего широко применяться в биологии, точнее употреблять понятие "целесообразности живого". Направленность па сохранение жизни и ее продолжение – главное в функционировании живых систем как систем телеономичсских. Отсюда идентичность но смыслу понятий "адаптация", "целесообразность" ("телеономичность") и "самоорганизация"[14].

Следовательно, главный смысл такой целесообразности, или "телеономичности", состоит в "адаптации" организма к окружающей среде, "направленности на сохранение жизни и ее продолжение". Для того чтобы приспособиться к среде, растение или животное должно осуществить различные внутренние и внешние изменения, связанные с сохранением своей целостности и равновесия с окружающими предметами. Стало быть, речь идет о направленных (управляемых) изменениях организма, а это, как уже было показано, есть не что иное, как деятельность. Подобное понимание позволяет преодолеть все формы телеологических объяснений названных специфических природных процессов.

К. Гесслер по этому поводу вполне справедливо замечает: "То, что мы обычно в повседневной речи называем “целесообразным” и что виталисты всегда приписывают идеальным причинам, па самом деле у живых существ есть способность приспособления и приобретенная ими на этой основе относительная приспособленность, которая включает как внутреннюю согласованность процессов в живом организме, так и согласованность организмов в биологических государствах и колониях, приспособленность друг к другу организмов, относящихся к различным таксономическим единицам, в биотопах, а также приспособленность живых организмов к неорганическим условиям их существования в определенной среде"[15]. Нужно только подчеркнуть, что экологическое равновесие свойственно не только биосфере нашей планеты, но всей природе в целом. Все целостные предметы (или индивиды) стремятся к сохранению самих себя и определенной среды своего обитания. И достигается это именно за счет присущей им от природы деятельности.

Кроме того, здесь надо учитывать еще и следующее. Целесообразность есть деятельность, сообразуемая с целью. Пи органический, ни тем более неорганический миры целесообразностью не располагают. Целесообразная деятельность, в главном и основном, есть свойство лишь человека и общества. Лишь они способны посредством сознания вырабатывать идеальные цели и подчинять им свою деятельность. Во всем остальном мире имеет место не целесообразность, а направленность или управляемость той или иной деятельности. Согласно этой направленности предмет изменяется не хаотично, а в определенном направлении. Эта заданность (управляемость) движения формируется закономерно в процессе взаимодействия.

Естественный отбор Дарвина показал механизм не "целесообразных приспособлений", а именно направленных (управляемых) изменений живых организмов. Конечно, организмы изменяются главным образом под влиянием среды. Но они, во-первых, изменяются и под влиянием внутренних перестроек (если изменяется один орган под влиянием среды, то другие изменяются под его влиянием), а во-вторых, и среда изменяется под влиянием организмов (например, козы "оголили" горы Италии, а кролики – австралийский континент).

Феномен "направленной эволюции" вполне получает объяснение при использовании деятельностного подхода, при понимании деятельности как совокупности таких изменений, которые связаны с поддержанием целостности предмета и его равновесия с окружающими. Ведь для того чтобы предметы вступили в какую-либо связь и в них осуществились какие-либо изменения, они должны быть деятельными, т.е. способными к определенным взаимодействиям.

Поэтому деятельность выступает как всеобщее свойство развивающейся материи. Именно деятельность обеспечивает устойчивость целостных материальных образований или индивидов.

Так как деятельность есть особая форма существования взаимодействующего предмета, она формирует качественную определенность и сущностную специфику этого предмета. Будучи преобразующим началом в предмете, деятельность образует то, что составляет "становление" предмета, процесс формирования его реального бытия. Только за счет деятельности создается возможность действительного конституирования материальных тел, их обособления и образования специфических различий.