Понудительное исполнение в Российской империи с 1889 по 1917 год

Основанием возбуждения исполнительного производства в конце XIX - начале XX в. могла выступать резолюция члена окружного суда на "понудительное исполнение" отдельных требований и взысканий. "Понудительное исполнение" было введено в российский гражданский процесс Законом от 29.12.1889 "О производстве судебных дел у земских начальников и городских судей" с целью упростить и ускорить производство дел, не представляющих трудности при их разрешении. Оказавшись целесообразным и удобным, "понудительное исполнение" в 1912 г. Законом "О реформе местной юстиции" распространилось на общие и мировые судебные учреждения, заменив собой упрощенное производство.

"Понудительное исполнение" дореволюционной России в соответствии с УГС характеризовалось следующими чертами:

- имело своей целью упрощение и ускорение производства по несложным делам;

- просьба об исполнении разрешалась судьей единолично (ст. 3651);

- ответная сторона в суд не вызывалась (ст. 1615);

- при отказе в выдаче исполнительного документа или его отмене заявитель мог предъявить то же требование в исковом порядке (ст. 16121).

Таким образом, составляя "комбинацию искового процесса с порядком исполнения решений"1, практически по всем признакам "понудительное исполнение" напоминает современное приказное производство.

Возражения против взыскания останавливали взыскания тогда только, когда немедленно были доказаны или когда дело признано спорным.

Если место пребывания должника не было обнаружено и по этой причине повестка не была ему вручена, взыскатель мог просить суд о назначении защитника для охраны (представления) интересов ответчика. Такое право было предоставлено сторонам Законом от 12.03.1914, согласно которому обязанности защитника должника, место пребывания коего не обнаружено, исполнял присяжный поверенный, назначаемый судом (ст. 394 УГС).

Если назначить в качестве защитника присяжного поверенного было затруднительно, защитником мог быть частный поверенный или один из старших кандидатов на судебную должность. Защитником могло быть назначено также лицо, заведующее имуществом или делами ответчика, либо имеющее доверенность относительно его имущества, либо состоящее поверенным ответчика по делу, вынесенное решение по которому надлежало исполнить (ст. 9673 УГС). Защитник принимал доступные для него меры к розыску места пребывания ответчика и к оповещению его о возникшем производстве (ст. 9674 УГС), почитался уполномоченным принимать за ответчика повестку об исполнении, подавать жалобы на совершаемые в процессе исполнения действия, а также иным образом защищать интересы ответчика в исполнительном производстве до вступления в процесс самого ответчика, уполномоченного им поверенного либо до вручения ответчику повестки об исполнении. Единственное установленное законом ограничение прав защитника - запрещение заключать со взыскателем мировое соглашение (ст. 9676 УГС).

Советский период развития исполнительного производства

Октябрьская революция 1917 г. несколько иначе расставила акценты в исполнительном производстве. Многие разработки процессуальной теории и институты права были отвергнуты по причине их "буржуазности". Права, даже признанные судебным решением, предполагалось охранять законом лишь постольку, поскольку их осуществление не входило в противоречие с их социально-хозяйственным назначением, а органы исполнения организовывались "волею и революционным творчеством масс"1. Исполнительное производство как совокупность общественных действий и правоотношений продолжало и в этот период отражать приоритеты государственной и социальной политики на соответствующем этапе, что особенно ярко проявлялось в регулировании таких институтов, как очередность имущества, на которое налагалось взыскание, и очередность удовлетворения требований различных категорий взыскателей, имущественные и субъектные иммунитеты при денежных взысканиях, возможность и порядок обжалования действий органов исполнения, правосубъектность участников исполнительного производства, исполнительные расходы и ответственность.

Так, Декрет о суде № 2 от 07.03.1918 предусматривал, что исполнение решений до избрания новых органов исполнения должно производиться Красной гвардией по установленному ранее порядку. Все решения предполагалось исполнять немедленно, невзирая на возможное обжалование. Инструкция Наркомюста РСФСР от 23.07.1918 "Об организации и действии местных народных судов" ограничила немедленное исполнение решениями по делам, по которым присуждено не более 500 руб., а Положение о народном суде от 21.10.1920 и вовсе предоставило право решать вопрос о предварительном исполнении решения народному суду, вынесшему это решение; все же остальные решения исполнялись лишь по истечении срока на обжалование.

Принятый 7 июля 1923 г. первый ГПК РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный пятый раздел, где находились нормы, регулирующие исполнительное производство. Исполнение судебных решений было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Целью исполнительного производства стало "быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора... и сохранение должника как хозяйственной, как рабочей силы"2.

Приставы, полиция, красногвардейцы как органы исполнения ушли в небытие, органами исполнения судебных решений стали судебные исполнители, которые состояли при судах вплоть до реформы исполнительного производства 1997 г. Кроме судебных исполнителей особым Циркуляром Наркомюста и НКВД от 12.02.1925 № 48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волисполкомов (как правило, начальниками района рабоче-крестьянской милиции или председателями вол исполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители. Для возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного листа взыскатель должен был обратиться к указанным лицам с устным или письменным заявлением. Повестка о возбуждении исполнительного производства доставлялась судебным исполнителем должнику немедленно после получения исполнительного листа (кроме случаев, когда исполнялось определение суда об обеспечении иска).

Срок на добровольное исполнение устанавливался обычно в самом судебном решении. Если же судья не указывал в решении конкретного срока, его мог установить судебный исполнитель, но не более семи дней по обычным взысканиям. Однако при взыскании заработной платы срок на добровольное исполнение не мог превышать трех дней, а при взысканиях с государственных предприятий он, наоборот, удлинялся и составлял от двух недель до одного месяца. Таким образом, в законодательном регулировании исполнительного производства проявлялась доминирующая роль государственных интересов над частными и особое покровительство государства трудовых интересов и прав работников и служащих.

Реформой 1923 г. была законодательно установлена очередность удовлетворения взысканий, которая также несла в себе отражение приоритетов государственной охраны отдельных прав и защищаемых законом интересов. Вне очереди удовлетворялись расходы по исполнительному производству, очевидно, по той причине, что их нес государственный бюджет. Попытка преемственности данной нормы современным законодателем не увенчалась успехом: п. 1 ст. 77 Федерального закона об исполнительном производстве, на основании которого из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем, в первую очередь оплачивался исполнительный сбор, а требования взыскателя удовлетворялись в последнюю очередь, был признан Конституционным Судом РФ не соответствующим ст. 18, ч. 2, 3 ст. 19, ч. 1 ст. 45 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (Постановление КС РФ №13-П). Судебная практика, в силу которой предполагалось правомерным применение штрафной ответственности к руководителям банков и иных кредитных учреждений за взыскание исполнительного сбора в третью очередь, была исправлена Верховным Судом РФ в 2002 г. (определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делам от 15.02.2002).

Первоочередными по ГПК РСФСР 1923 г. признавались взыскания по заработной плате рабочим и служащим, по социальному страхованию и алиментным платежам. Во вторую очередь удовлетворялись требования о взыскании недоимок по налогам и сборам, в третью очередь - претензии государственных органов, вытекающих из договоров подряда и поставки. Четвертую очередь составляли претензии, обеспеченные залогом в отношении заложенного имущества. В пятую очередь удовлетворялись оставшиеся претензии государственных учреждений и предприятий, учреждений сельскохозяйственного кредита, кооперативных организаций и акционерных обществ (акционерами которых являлись только государственные и кооперативные учреждения и предприятия), в шестую - претензии остальных кредиторов.

Жалобы на действия судебного исполнителя можно было подавать народному судье в течение семи дней со дня совершения обжалуемого действия или со дня, когда о его совершении стало известно жалобщику. Постановления, вынесенные по вопросу жалобы народным судьей, являлись окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежали.

За исполнением решений арбитражных комиссий, созданных в России в 1922 г. и действовавших до учреждения в 1931 г. Государственного арбитража, которые рассматривали споры имущественного характера между государственными предприятиями и организациями, надзирали члены этих комиссий. Они же руководили действиями судебного исполнителя в данной области. Если учитывать, что арбитражные комиссии создавались, как правило, при совнаркомах и областных экономических совещаниях, а Высшая арбитражная комиссия - при Совете труда и обороны, то нет ничего удивительного в том, что деятельность этих комиссий носила больше административный, чем судебный, характер.

Законом ограничивался перечень имущества, на которое можно обратить взыскание, особенно широкий перечень был установлен в отношении имущества крестьянского двора. Что касается взысканий с государственных учреждений, находящихся на государственном бюджете, то тут и вовсе был установлен "исполнительный иммунитет": на принадлежащее им имущество ни при каких условиях обратить взыскание было нельзя, можно было лишь жаловаться на это учреждение в административном порядке.

При обращении взыскания на заработную плату за работником или служащим в любом случае после всех удержаний должно было остаться не менее 50% заработка (ст. 289 ГПК РСФСР 1923 г.).

На имущество должника взыскание обращалось путем составления описи и ареста имущества, при этом были установлены особые правила обращения взыскания на строения, права застройки, денежные суммы и имущество, находящееся у третьих лиц. Продажа арестованного имущества осуществлялась с публичного торга или, с согласия взыскателя и должника, через биржевого маклера на товарной бирже. Срок между арестом и продажей арестованного имущества не мог быть менее семи дней (за исключением скоропортящихся товаров) и не более одного месяца. Сроки в большинстве случаев соблюдались.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Не избежали этой участи гражданское процессуальное право и его институты, одним из которых считалось исполнительное производство. Нормативным актом, являющимся основой для развития исполнительного производства в этот период, стала инструкция Наркомюста СССР от 28.09.1939 "О порядке исполнения судебных решений". Исполнению судебных решений стало придаваться особое значение как "важному средству укрепления социалистической законности... пресечения и предупреждения правонарушений... воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения советских законов и уважения правил социалистического общежития". Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решения, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями. Однако инструкция, как, впрочем, и все другие нормативные акты по исполнению, изданные ранее и позднее, не смогла в полной мере достичь своей цели, так как менее чем через два года после ее издания, в связи с началом Великой Отечественной войны, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30.08.1941 было указано судам на необходимость приостановления исполнения вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам, ответчиками по которым являлись лица, состоящие в действующих частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением дел о взыскании алиментов. Это, по сути, остановило исполнительное производство по большей части исполнительных документов, так как основная часть мужского населения и значительная часть женщин находились на фронте.

Многочисленные случаи утраты материалов исполнительных производств в связи с военными действиями вызвали необходимость в детальном урегулировании вопросов, связанных с выдачей дубликата исполнительного листа. Это было сделано инструкцией Наркомюста СССР от 22.04.1942 "О порядке выдачи дубликатов исполнительных листов в случае утраты по обстоятельствам военного времени судебного или исполнительного производства".

Приоритет государственных интересов над интересами личности в тот период особенно наглядно проявляется при анализе инструкции Наркомюста СССР от 01.02.1945 "О порядке рассмотрения судами дел о взыскании недоимок по обязательным натуральным поставкам, налогам, обязательному окладному страхованию, самообложению и не внесенных в срок штрафов". Инструкция предусматривала немедленное исполнение решений по делам о недоимках по государственным и местным налогам, по обязательному страхованию и самообложению, по недоимкам и штрафам по поставкам сельскохозяйственной продукции государству с колхозных дворов и единоличных хозяйств, а также по штрафам, наложенным в административном порядке в части описи имущества, независимо от их обжалования. Исполнительные листы на взыскание административных штрафов выписывались и передавались для немедленной описи имущества оштрафованного в день вынесения решения (но само имущество могло быть изъято лишь по истечении 10 дней, если за это время должник не уплатит наложенного штрафа).

Исполнительные листы о взыскании с предприятий, учреждений и организаций при сумме взыскания от 500 руб. (одногородних должников - от 250 руб.) направлялись судом непосредственно истцу. Истцы-организации в таких случаях сами предъявляли исполнительные листы в учреждения Государственного банка. При меньших суммах исполнительные листы выдавались истцу или передавались судебному исполнителю по требованию истца. Исполнительные листы на взыскание с одних граждан в пользу других граждан (кроме алиментных платежей) выдавались взыскателям по их просьбе.

Статья 2551 ГПК РСФСР устанавливала срок предъявления исполнительного листа к исполнению для организаций - один год, для граждан - три года. Срок исчислялся со дня вступления решения или приговора суда в законную силу, а по периодическим платежам - со дня окончания срока, на который присуждены платежи. При пропуске срока истцу отказывалось в выдаче исполнительного листа, но этот срок мог быть восстановлен судом. Определение суда по вопросам восстановления данного срока обжаловалось в вышестоящий суд в течение пяти дней (ст. 249 ГПК РСФСР).

Особо охраняемыми в исследуемый период в связи с социальной политикой государства по охране материнства и детства и повышению уровня рождаемости предполагались алиментные правоотношения, в связи с чем исполнительный лист по делам о взыскании алиментов направлялся по месту работы должника не позднее следующего дня после вынесения судебного решения. По требованию взыскателя исполнительный лист о взыскании алиментов мог быть выдан ему на руки (ст. 75 инструкции Минюста СССР по делопроизводству в народном суде от 31.08.1949). По данной категории дел взыскатель не был обязан подчиняться правилам территориальной компетенции: независимо от того, в каком суде рассматривалось дело об алиментах, где находятся взыскатель и должник, судья или судебный исполнитель, к которому обратилась женщина-мать, был обязан направить для взыскания исполнительный лист по месту работы ответчика.

Исполнительное производство предполагалось бесплатным для взыскателя. Очевидно, предпосылкой такого положения выступало то обстоятельство, что исполнительное производство считалось частью, стадией гражданского судопроизводства, за осуществление которого в доход государства уже поступила государственная пошлина. Судебный исполнитель не имел права взыскивать с истца или ответчика какие-либо сборы за исполнение решения. Все средства он получал от суда, а затем судья выносил определение об утверждении расчета исполнителя по расходам и о взыскании этих расходов с должника.

Советский суд осуществлял функцию контроля правильности и своевременности исполнения решений судов и других органов, когда решения последних исполнялись судебными исполнителями. Закон возлагал ответственность за правильное и своевременное исполнение решений на судью или председателя того суда, при котором состоит судебный исполнитель.

Инструкции о порядке исполнения судебных решений 1973 г. в советском праве стала прообразом двух постсоветских источников исполнительного права - федеральных законов об исполнительном производстве и о судебных приставах, так как регулировала вопросы назначения и освобождения от должности судебных исполнителей, руководство их деятельностью, а также непосредственно исполнительные действия и условия их совершения.