Лекция 5. ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ КУРТОМ ЛЕВИНЫМ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• главные направления развития психики ребенка, сформулированные К. Левиным:

• основные эксперименты, иллюстрирующие специфику поведения человека в феноменальном поле;

уметь

• анализировать специфику поведения человека в феноменальном поле;

• оперировать понятием "уровень притязаний" для анализа психического развития ребенка;

владеть

• навыками анализа практического применения теории поля К. Левина с позиции современного научного знания.

Феноменальное поле и поведение

С точки зрения К. Лепина, человеку (и ребенку, и взрослому) действительность открывается как особое феноменальное поле. Лучше сказать, человек видит не сам мир, а психологическую картину мира. Однако такая картина возникает не просто как следствие воздействия раздражителей на органы чувств, а как результат системной организации всех чувственных переживаний. С точки зрения гештальт-психологов, такая система появляется в результате структурирования феноменального поля. Левин поставил задачу объяснить, как происходит это структурирование.

Он полагал, что любой человек постоянно находится в особом психологическом пространстве, которое строится на основе воздействий различных окружающих его объектов и переживаний, исходящих от самого человека. Все возникающие в этом процессе впечатления и образуют феноменальное поле. Левин считал, что поведение человека можно понять, исходя из тех сил, которые действуют в таком поле. Другими словами, изменение в структурной организации психики отражается и в изменении поведения. Ученый отмечал следующие аспекты развития – разнообразие поведения, организация поведения, расширение областей активности, взаимозависимость поведения и степень реализма.

По его мнению, с возрастом происходит увеличение разнообразия поведения. Например, если поведение новорожденного в основном сводится к ограниченному репертуару (физиологические отправления, плач, сосание и т.д.), то поведение ребенка старшего возраста обладает бо́льшими различиями. При этом изменяется и само поведение, которое становится все более дифференцированным. Так, если ребенок в возрасте одного года идет к цели прямо (используя кратчайший путь), то со временем он научается использовать обходные пути, различные инструменты и социальное взаимодействие для достижения желаемого. Подобная тенденция наблюдается также в сфере эмоционального выражения. В качестве примера можно рассмотреть улыбку, которую сначала сложно отличить от других эмоциональных реакций. Постепенно в поведении ребенка появляются все новые виды улыбки – надменная, вызывающая, приветствующая и т.д. В сфере потребностей и интересов ребенка дифференциация выражается в увеличении их числа. Кроме того, аналогичные изменения происходят в области познания: увеличение знаний приводит к расширению представлений ребенка о мире. В сфере социального взаимодействия основными показателями дифференциации являются возрастание количества людей, с которыми ребенок вступает в контакт, и постепенное увеличение разнообразия самих видов и способов взаимодействия.

Однако развитие поведения не может приводить просто к увеличению разнообразия. Простое накопление действий может способствовать лишь хаотичности и несвязности поведения. Поэтому с возрастом, по мнению К. Левина, приобретается и организованность поведения. Говоря иначе, поведение превращается в единую систему, которая может быть подчинена на определенное время какой-либо цели. Чем старше ребенок, тем больше времени он может вести себя в соответствии с какой-либо идеей. Так, идея игры (например, в дочки-матери) может организовывать самые разнообразные, диктуемые ролью действия ребенка (приход отца с работы, ужин и т.д.), иерархизируя их.

Ярким примером возрастания организации моторной системы и эмоционально-потребностной сферы ребенка является вдевание нитки в иголку. Для маленького ребенка эта задача чрезвычайно сложна: чем больше он хочет достичь успеха, тем больше напрягаются его мышцы, что мешает выполнению задачи. С возрастом происходит не общее увеличение тонуса, а наблюдается последовательное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, что позволяет успешно управлять процессом достижения цели. В отличие от ребенка взрослый, даже если он очень хочет сделать что-то быстро, легко расслабляет свои мышцы и также легко напрягает их, когда ему нужно переносить тяжелый груз, хотя сама деятельность может не вызывать желания.

Кроме того, если первоначально действие выполнялось как единое и непрерывное, теперь оно может прерываться другими действиями на длительное время, что не мешает ребенку успешно завершить его впоследствии. С усложнением организации поведения появляются такие его формы, как шутка и обман. Особенность этих действий заключается в том, что они протекают на двух уровнях – внешнем и внутреннем, которые удерживаются ребенком одновременно.

Следующее направление в изменении поведения детей связано с расширением области активности. Можно сказать, что с возрастом у ребенка начинает расширяться психологический мир, увеличиваются границы его феноменального поля. Если сначала трехмесячный ребенок живет в колыбели и область его активности фактически ограничена ею, то постепенно он осваивает пространство комнаты, дома, сада, улицы и т.д. При этом в таком пространстве, по мнению К. Левина, у ребенка есть две области: связанная со свободным движением ребенка и с привлекающими внимание, но закрытыми для ребенка объектами или формами активности. Расхождение между этими областями определяет уровень притязаний ребенка. Увеличение свободного движения приводит к расширению возможностей и росту уровня притязаний. Важно заметить, что изменение этого жизненного пространства может происходить не всегда постепенно, события в судьбе ребенка могут коренным образом повлиять на структуру всего пространства. К таким изменениям приводит, например, рождение брата или сестры. В результате возникает необходимость структурировать вновь возникшее жизненное пространство, которая, с точки зрения Левина, неминуемо приводит к кризису в развитии ребенка. Параллельно с расширением жизненного пространства происходит изменение его временно́го параметра или, как определял его психолог, временно́й перспективы: если маленький ребенок живет в настоящем, то с увеличением возраста его жизненное пространство начинает включать как отдаленное психологическое прошлое, так и будущее (и то и другое оказывает влияние на настоящее поведение ребенка).

С возрастом изменяется взаимозависимость поведения ребенка. Поскольку растущее разнообразие поведения предполагает дифференциацию и интеграцию, то помимо увеличения разнообразия в поведении происходит уменьшение взаимозависимости между его элементами. Характерным примером этого является дифференциация моторного поведения ребенка. Если первоначально, например, акт хватания заключается в том, что малыш хочет приблизить объект глазами, руками, ногами и ртом, то потом ребенок использует последовательно всю руку целиком, кисть и затем пальцы, которые начинают двигаться независимо от движения всей руки. Другими словами, маленький ребенок стремится действовать всем своим телом, а старший ребенок будет действовать более избирательно. Подобное избирательное поведение предполагает увеличение тонуса одной части мышечной системы и уменьшения другой.

Уменьшение взаимозависимости происходит и в эмоциональной сфере. Так, величина мышечной активности младенца прямо пропорциональна чувству голода. У более старших детей подобной закономерности не наблюдается – они лучше контролируют себя, и их моторная система не демонстрирует состояние эмоционально-потребностной сферой. Например, если поведение младенца во многом определяется степенью его усталости, то взрослый человек в этом отношении более независим, поскольку все равно способен продолжать деятельность.

Кроме того, если у младенцев насыщение одной потребности взаимосвязано с общим состоянием удовлетворения, то с возрастом насыщение одной потребности отделяется от насыщения других потребностей. Особое внимание К. Левин обращает на проблему взаимозависимости поведения и среды, что проявляется в полевом поведении, которое связано с реагированием на действие сиюминутных стимулов. Чем старше ребенок, тем больше он может быть относительно независим от этой стимуляции, что связывается с развитием временно́й перспективы.

Со временем среда становится менее субъективно окрашенной для ребенка, что приводит к ее более реальному восприятию вне зависимости от изменяющихся настроений и потребностей ребенка. Такой растущий реализм особенно заметен в социальных отношениях: дети начинают реагировать на другого человека более объективно. В частности, если маленький ребенок плохо себя чувствует, он может перенести свое состояние на сверстника и, например, прогнать его, выказывая свое недовольство, но с возрастом он начинает отличать свое состояние от отношения к другому.