Полномочия органов специальной компетенции

Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции.

По характеру своей специальной компетенции органы экологического управления подразделяются на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют комплекс природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным объектам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т.д.).

Общий перечень федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции определяется Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ посредством принятия Указа Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

Межотраслевые органы специальной компетенции. Можно выделить два межотраслевых органа специальной компетенции в области охраны окружающей среды: Минприроды России, Роспотребнадзор.

Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

В ведении Минприроды России находятся: Росгидромет, Росприроднадзор, Росводресурсы, Рослесхоз, Роснедра. Так, например, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В числе задач второго межотраслевого органа – Рослесхоза – наибольший интерес представляют вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В числе природоохранных задач Роспотребнадзора следует выделить: осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства; информирование органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; организация деятельности системы государственной санитарно- эпидемиологической службы РФ и т.д.

Отраслевые органы специальной компетенции. Как уже отмечалось выше, отраслевые органы специальной компетенции осуществляют управление охраной окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, оборона, энергетика и т.д.). В их число следует включить МВД России, Минобороны России, ФСБ России и т.д. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

МВД России оказывает содействие должностным лицам органов государственного экологического надзора в осуществлении их законной деятельности; принимает меры по предотвращению и пресечению преступлений и правонарушений (включая экологические); проводит оцепление определенных территорий при ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических аварий и катастроф; участвует в обеспечении общественного порядка.

Наиболее значимые экологические функции осуществляет входящее в структуру МВД России Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения. Оно осуществляет контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, действующих в сфере безопасности движения, в том числе по охране атмосферного воздуха от вредного воздействия выбросов автомототранспорта.

МЧС России проводит работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях.

Экологическая функция Минобороны России осуществляется посредством осуществления наблюдений за состоянием окружающей среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности; проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды; выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды; осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы и т.д. Особенности государственного надзора за состоянием отдельных видов природных ресурсов (например, лесов), расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов на землях обороны определяются отдельными нормативными правовыми актами.

Минсельхоз России осуществляет государственную политику в области мелиорации земель, повышения плодородия почв, обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Таким образом, главным образом, полномочия данного министерства касаются только одной сферы хозяйственной деятельности – сельского хозяйства.

Ростехнадзор осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения и т.д.

Экологическая функция ФСБ России выражается в выявлении, предупреждении и пресечении деяний, посягающих на экологические интересы общества, представляющие особую экологическую опасность. К таким деяниям относятся экологическая контрабанда, связанная с незаконным вывозом стратегически важных природных ресурсов и ввозом на территорию РФ опасных отходов.

Кроме того, в свете Экологической доктрины Российской Федерации, впервые предусмотревшей систему мер по предотвращению терроризма, создающего опасность для окружающей среды, экологические функции данного органа будут и далее развиваться. Принимаются меры по уточнению и разграничению экологических полномочий между органами исполнительной власти. Так, распоряжением Правительства РФ от 15.03.2010 № 327-р определены зоны ответственности ФСБ России и Росрыболовства по осуществлению полномочий в области охраны водных биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере в районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых границы внутренних вод РФ и внутренних морских вод РФ не определены.