Полномочия органов местного самоуправления в области водных и лесных отношений

Согласно ч. 2, 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, могут находиться в собственности муниципального образования. Соответственно правомочия собственника в отношении указанных водных объектов осуществляют органы местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществление мер по охране водных объектов, установление ставок платы за пользование водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы, предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов также относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Водные объекты органами местного самоуправления могут предоставляться в пользование двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении водных объектов в пользование по договору водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Второй способ заключается в том, что водные объекты могут быть предоставлены в пользование по решению органов местного самоуправления, в частности для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, сплава древесины в плотах и с применением кошелей, забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ), организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ среди участников лесных отношений называет муниципальные образования, от имени которых в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ст. 4).

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, установление ставок платы за единицу объема древесины, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. К полномочиям органов местного самоуправления относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселений и городских округов.

По данным вопросам местного значения органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты. Важным дополнением, касающимся вопросов местного значения, с 2011 г. стала законодательно урегулированная возможность органов местного самоуправления по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в их границах. В лесохозяйственных регламентах устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии с ЛК, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов в соответствии с ЛК, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Качественно новым, законодательно закрепленным полномочием органов местного самоуправления в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов является организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Пожароопасная обстановка, сложившаяся в Российской Федерации в 2010 г., задала направление по изменению задач и функций, которые должны быть возложены в этой области на органы местного самоуправления. Результатом стало внесение изменений в блок федеральных законов, регламентирующих вопросы охраны лесов от пожаров и ликвидации пожаров.

Определение понятию "меры пожарной безопасности" дано в Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Так, мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В указанном Федеральном законе уточняются полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В частности, меры по непосредственному тушению пожара в лесах, расположенных на территории населенных пунктов, не относятся к перечню необходимых действий, которые должны совершать органы местного самоуправления при обнаружении в лесах очагов пожара.

В качестве примера можно привести факт из судебной практики. Заместитель прокурора Томской области обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к государственному учреждению МЧС России, администрации ЗАТО Северск, в котором просил признать недействительным (ничтожным) договор возмездного оказания услуг в области пожарной безопасности, заключенный между ответчиками, применить последствия ничтожности сделки в виде обязания ответчика – государственного учреждения МЧС России возвратить администрации ЗАТО денежные средства. Решением Арбитражного суда Томской области исковые требования были удовлетворены в полном объеме, на решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба, в которой государственное учреждение просило обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что охрана и защита лесов осуществляются органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в ст. 84 ЛК, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст. 84 ЛК осуществление тушения пожаров к числу полномочий органов местного самоуправления не относится. В силу этого у органов местного самоуправления отсутствовала обязанность по возмещению затрат, связанных с тушением пожаров (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011, дело № 07-АП-4634/11 (А67–687/2011".