Полномочия

Предметы контроля Счетной палаты весьма подробно зафиксированы в § 1 и 2 ст. 287 ДФЕС. Счетная палата проверяет отчеты об исполнении всех доходных и расходных статей бюджета Союза. Счетная палата также проверяет отчеты о расходах и доходах всех органов, учрежденных ЕС, за исключением тех, в учредительных документах которых прямо указано на невозможность такой проверки. Палата осуществляет проверку правильности ведения бухгалтерской отчетности Союза, законность и правильность операций, лежащих в основе такой отчетности, законность и правильность доходов, а также осуществленных ЕС расходов, исследует вопрос о добросовестности и эффективности управления финансами ЕС.

Круг объектов контроля со стороны Счетной палаты также весьма обширен. В него включаются все юридические или физические лица, имеющие отношение к доходам или расходам Союза. В соответствии с § 3 ст. 287 ДФЕС Счетная палата имеет право проверять институты ЕС, любые органы ЕС и государств-членов, распоряжающиеся доходами или расходами Союза, любые юридические или физические лица, получающие выплаты из бюджета Союза, в том числе и из третьих стран (в части, касающейся средств из бюджета ЕС).

Для осуществления своих контрольных функций палата наделена полномочиями, закрепленными в § 3 ст. 287 ДФЕС. Так, Счетная палата имеет право осуществлять свои контрольно-ревизионные мероприятия как в собственных помещениях, так и в помещениях проверяемых организаций, получать по своим запросам всю необходимую информацию. Счетная палата вправе получать также всю необходимую информацию об управлении доходами и расходами ЕС и от Европейского инвестиционного банка. Эти полномочия Счетной палаты позволяют ей собирать всю необходимую информацию, необходимую для осуществления своих проверок, включая встречные.

§ 2 и 3 ст. 287 ДФЕС определяют методические основы[1] деятельности Счетной палаты. Они сводятся к тому, что аудит Счетной палаты должен иметь документальную основу и основываться на сравнении сумм доходов, причитавшихся Союзу, и сумм доходов, полученных фактически. В этой статье также устанавливаются критерии осуществления аудита со стороны Счетной палаты. Ими являются законность и правильность. До сих пор между палатой и Комиссией идет дискуссия о том, должна ли Счетная палата проверять также и эффективность расходования бюджетных средств. Счетная палата считает невозможным исключать вопросы эффективности расходования средств из своих проверок, тогда как Комиссия считает, что этим Счетная палата вмешивается в сферу деятельности Комиссии и Совета[2].

Контрольно-ревизионные мероприятия проводятся палатой как правило после окончания финансового года, подлежащего проверке, хотя § 2 ст. 287 ДФЕС дает Счетной палате право осуществлять свои проверки и до закрытия счетов в проверяемом финансовом году. Статья 287 ДФЕС предусматривает следующие формы предоставления информации о контрольных мероприятиях Счетной палаты: годовые отчеты, специальные отчеты, доклады, заключения и декларации.

Ежегодно Счетная палата осуществляет много ревизионных мероприятий в различных учреждениях ЕС, в государствах – членах Союза и во всех третьих странах, получающих от ЕС финансовую помощь. Хотя работа Счетной палаты в значительной степени касается европейской Комиссии (т.е. доходов и расходов, которыми управляет Комиссия), 90% всех доходов и расходов находится под управлением национальных властей.

Обычно ревизионные миссии аудиторов в государствах-членах длятся одну-две недели и проводятся в сотрудничестве с национальными ревизионными структурами или иными компетентными государственными органами.

По окончании проверки финансового года принимается основной документ, в котором в обобщенном виде содержатся материалы всех проверок, проведенных этим институтом за этот период – годовой отчет Счетной палаты. Это не отчет о деятельности Счетной палаты, а о нарушениях, выявленных ею в данном финансовом году. В соответствии с § 4 ст. 287 ДФЕС этот отчет направляется институтам ЕС. По получении ответов от институтов Счетная палата может изменить выводы, содержащиеся в годовом отчете. Окончательная версия годового отчета публикуется в "Официальном журнале Европейского Союза".

Вместе с годовым отчетом в соответствии с § 1 ст. 287 ДФЕС Счетная палата публикует декларации правильности ведения бухгалтерской отчетности Союза, а также законности и правильности операций, лежащих в основе такой отчетности. Декларации оценивают ситуацию с бухгалтерской отчетностью во всем Союзе в целом. Ниццкий договор 2001 г. включил в § 1 ст. 287 ДФЕС норму, дающую Счетной палате возможность включать в декларации особые разделы, в которых будет содержаться оценка правильности ведения бухгалтерской отчетности Сообщества, а также законности и правильности операций.

В соответствии с § 1 ст. 319 ДФЕС и годовой отчет, и декларации Счетной палаты должны учитываться Советом и Евронарламентом при утверждении отчета Комиссии об исполнении бюджета ЕС.

По итогам каждой проверки Счетная палата принимает специальные отчеты. Их количество относительно невелико. Специальные отчеты направляются палатой в адрес заинтересованных институтов и органов, которые обязаны в течение 2,5 месяцев дать ответ на соответствующий специальный отчет. Такой ответ может содержать как аргументированные возражения на выводы, сделанные Счетной палатой, так и информацию о тех мерах, которые были приняты по результатам проверки. Материалы специальных отчетов в дальнейшем включаются в годовой отчет Счетной палаты.

Отчеты Счетной палаты подробно излагают детали выполненных ревизий, сообщают о любых обнаруженных недостатках, содержат описание ошибок, неточностей или мошеннических действий, которые были обнаружены. Аудиторы предлагают также список мер и действий, которые необходимо предпринять для устранения выявленных ими недостатков. Аудиторы не имеют собственных юридических полномочий на устранение выявленных ими в работе проверяемых организаций недостатков, ошибок или финансовых преступлений. Если аудиторы обнаруживают факты мошенничества или ошибки, информация об этом должна незамедлительно передаваться соответствующим учреждениям Союза, для принятия необходимых мер. Например, в отчете СП за 2008 г. было установлено, что из 116,6 млрд, евро, истраченных ЕС, 2,6 млрд были израсходованы необоснованно.

Полномочия Счетной палаты не сводятся только к проведению аудиторских проверок. Так, § 4 ст. 287 ДФЕС закрепляет обязанность Счетной палаты "помогать Европейскому парламенту и Совету в осуществлении их полномочий по контролю за исполнением бюджета". В связи с этим в соответствии с вышеупомянутым параграфом ДФЕС институты ЕС могут обращаться к Счетной палате с вопросами, по которым она должна давать свои заключения. Кроме того, при принятии нормативных актов по целому ряду вопросов, в частности, финансовых регламентов и нормативных актов, регулирующих меры по предотвращению злоупотреблений, воздействующих на финансовые интересы ЕС (ст. 325 ДФЕС) Совет и Европейский парламент должны получить на них заключение Счетной палаты.

Целый блок полномочий Счетной палаты связан с предоставлением этому институту права на подачу исков в Суд ЕС. Так, Счетная палата имеет право подавать иски об аннулировании, а также иски из бездействия[3]. Последняя группа полномочий Счетной палаты связана с необходимостью установления взаимодействия между Европейской счетной палатой и счетными палатами государств-членов, которые именуются в § 3 ст. 287 ДФЕС "национальными контрольными институтами". Этим понятием охватываются как собственно счетные палаты государств-членов, так и счетные палаты, существующие в субъектах федеративных государств-членов[4]. В соответствии с указанной статьей Счетная палата осуществляет аудит в государствах-членах во взаимодействии с национальными контрольными органами при сохранении автономии каждого из них. С этой целью Председатель Счетной палаты может создать специальный комитет по контактам с председателями соответствующих национальных аудиторских учреждений[5].

Такие национальные контрольные учреждения ставят палату в известность о своем согласии участвовать в проверках, проводимых Счетной палатой. На практике Счетная палата и счетные палаты государств-членов взаимодействуют по двум основным направлениям:

1) при разработке общих методологических основ своей деятельности. Так, например, рабочая группа ad hoc, состоявшая из представителей Счетной палаты и ряда счетных палат государств – членов Союза, подготовила в 1998 г. Рекомендации по применению аудиторских стандартов ИНТОСАИ[6];

2) Счетная палата и счетные палаты государств – членов ЕС не только периодически проводят совместные проверки, но и постоянно координируют свои усилия для того, чтобы выработать оптимальный режим проверок по тем или иным вопросам.

Сотрудничество между Счетной палатой и счетными палатами субъектов федеративных государств-членов развито значительно меньше. Оно сводится скорее к информационному обмену и определенной координации проверок. В настоящее время основное взаимодействие между этими счетными палатами и иными региональными счетными палатами государств – членов ЕС со Счетной палатой осуществляется через Европейскую организацию высших контрольных органов (ЕВРОСАИ) и Европейскую организацию региональных контрольных органов (ЕВРОРАИ). Надо отметить, что такое сотрудничество расширяется и углубляется по мере стремления к учету в ЕС не только межгосударственных, но и межрегиональных интересов.