Политизация национального вопроса

Как показывает исторический опыт, национальная идея и национализм могут выступать в качестве фактора мобилизации народов на борьбу за свое освобождение, источника творческого порыва. В то же время они могут служить катализатором разного рода противоречий, конфликтов, холодных и горячих войн.

Глубокие трансформации последних десятилетий всепланетарного масштаба, главным ОГЛАВЛЕНИЕм которых стали процессы транснационализации и глобализации, дали сильнейший толчок к возрождению национального самосознания многих народов, особенно тех, которые входят и продолжают входить в состав многонациональных государств. Эта тенденция особенно ярко проявилась в бывших СССР и Югославии в период их постепенного упадка и стремительного распада, а также на постсоветском и постюгославском пространствах.

Стало очевидно, что жизнеспособность и перспективы сохранения многонациональных или полиэтнических государств зависят от согласия составляющих их народов продолжать жить в составе единого государства и от готовности его руководителей признать и защищать права, свободы и интересы всех граждан независимо от их национальности, вероисповедания, идеологических и партийно-политических пристрастий. Немаловажное значение приобретает также обеспечение представительства национальных, культурных и языковых меньшинств во властных структурах.

Национализм стал знаменем разнородных социально-политических сил и движений, которые во многом определили основные векторы развития большинства стран и народов. Этнические и национальные движения оказывают заметное влияние на общественно-политическую ситуацию и на саму политику соответствующих стран.

В качестве примера можно привести движение курдов в Ираке и Турции за автономию и даже за независимость. В СССР деятельность таких националистически ориентированных движений, как "Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве, "Крунх" в Нагорном Карабахе в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века оказали значительное влияние на общеполитическую ситуацию и внесли определенную ленту в развал СССР.

В наши дни национальные и этнические конфликты не всегда поддаются удовлетворительному урегулированию путем изменения национальных границ. Как показал опыт распада Югославии и СССР, решение одних проблем зачастую чревато появлением новых, еще более сложных и трудноразрешимых проблем. Более того, попытки насильственной перекройки государственных границ нередко могут обернуться кровавыми последствиями не только для их зачинателей, но и для народов, населяющих соответствующие страны.

И. Ильин справедливо настаивал на том, что истинно духовное достижение всегда национально. Родина есть та вершина, с которой человеку может открыться общечеловеческое братство. С данной точки зрения у каждого народа – свой национализм. Требуя для себя самоопределения, народы добиваются свободы распоряжаться своей судьбой на собственной территории.

Но при этом необходимо иметь в виду целый ряд моментов, которые невозможно обойти при оценке реальных перспектив того или иного народа с точки зрения достижения национального самоопределения. В настоящее время в мире насчитывается чуть более 200 государств, 4000 этносов, около или более 8000 языков, не считая диалектов. Причем численность только трехсот из этих этносов превышает 1 млн человек.

Если учесть, что есть государства с населением в несколько сотен тысяч человек, то можно сделать вывод, что сегодня в мире существует огромное количество потенциальных наций, которое во множество раз превосходит возможное число потенциальных национальных государств. Однако их число, вероятно, исчисляется десятками, но никак не сотнями, поскольку невозможно удовлетворить чаяния всех без исключения этносов на самоопределение в форме создания самостоятельных государств.

Как и в других сферах жизни, реализация интересов одного этноса слишком часто задевает интересы другого этноса (нередко и не одного). При этом нельзя забывать и тот факт, что многие этносы во всех регионах земного шара либо малочисленны, либо живут уже не компактными группами, а дисперсно и, соответственно, не вправе реально претендовать на создание собственных суверенных национальных государств.

Возрастание количества государств может стать фактором, способствующим увеличению неопределенности и международной нестабильности. Как показал опыт 1990-х гг., распад многонационального государства может привести к распаду устоявшихся властных структур и баланса власти и интересов, а эго, в свою очередь, – к росту неопределенности и неустойчивости. События на постсоветском и постюгославском пространстве свидетельствуют о том, что такой распад чреват непредсказуемыми последствиями, когда даже в долгосрочной перспективе проигрыш для большинства вовлеченных сторон явно перекрывает все возможные приобретения.

Наиболее типичным примером в этом плане является проблема курдского народа, насчитывающего, по разным оценкам, от 20 до 30 млн человек. Они более или менее компактно расселены в Ираке, Турции, Иране и Сирии, а также в некоторых постсоветских республиках. Естественно, что этот народ в значительно большей степени, чем многие другие, вправе бороться за национальное самоопределение. Однако создание подобного государства в наши дни потребовало бы существенной перекройки политической карты Ближнего Востока.

Следует отметить и то, что нередко национальные движения, в идеологии которых преобладает этническое начало, довольно быстро исчерпывают свой мобилизационный потенциал. Более того, они создают благоприятную почву для утверждения жестких авторитарных режимов. Экспорт или поддержка сепаратистских идей и движений при определенных условиях может иметь далеко идущие негативные последствия, поскольку они могут стать одним из главных источников и побудительных мотивов терроризма и гражданских войн.