Политико-правовое учение Жана Кальвина

Более радикальным течением Реформации является кальвинизм, основателем которого был швейцарский богослов Жан Кальвин (1509–1564). Свое учение он изложил в богословском трактате "Наставление в христианской вере", в соответствии с которым основал в Женеве новую церковь, которая управлялась выборной консисторией, состоящей из старейшин (пресвитеров), проповедников и дьяконов.

Доктринальные основания. Центральной идеей учения Кальвина является догмат о Божественном Предопределении, в соответствии с которым судьба каждого человека определена Богом.

Согласно этому учению, Бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других – к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним.

В кальвинизме в религиозной форме последовательно выражены основные положения протестантской этики, ставшей идеологией зарождавшейся буржуазии: культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение

домашнего хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело.

Учение о государстве и его формах. В соответствии с Божественным Промыслом создается государство. Божественный характер власти монарха предполагает подчинение ей со стороны подданных.

Кальвин отстаивал идею независимости кальвинистской церкви от государства. Новую церковь он предполагал построить на началах выборности, когда старейшины (пресвитеры) общины избираются из богатых мирян, а религиозные функции исполняют проповедники, которые не имеют специального священного сана. В дальнейшем принцип выборности был заимствован у Кальвина многими теоретиками и перенесен на организацию государственной власти.

Представления Кальвина о государстве и праве противоречивы и осторожны. Так, сам Кальвин был сторонником олигархической формы, когда богатые граждане стоят во главе государства. Самой худшей формой он считал демократию. При этом он оставляет за церковью право судить о действиях государственной власти, считая их богоугодными, или наоборот. Это позволяет ему различать богоугодную власть (монархию) и противостоящую ей тиранию.

Кальвин признавал право на пассивное (легальное) сопротивление тирании со стороны представительных органов государства, а также Церкви, предполагающее использование законных средств. Лишь тогда, когда они исчерпаны, допускалась возможность свержения тирана народом как крайняя мера.

Политико-правовое учение Томаса Мюнцера

Наиболее радикальным течением в Реформации является учение Томаса Мюнцера (1490–1525), возглавившего восстание крестьян в Германии в 1524– 1526 гг. Свое учение Мюнцер и его последователи изложили в "Двенадцати статьях" и "Статейном письме". Следует отметить, что радикализм требований Мюнцера возрастал по мере развития Крестьянской войны в Германии.

Политическое учение Мюнцера не ограничивается требованиями "дешевой церкви", а предполагает коренное переустройство социального порядка и установление "Царства Божьего", где не будет эксплуатации, частной собственности, классовых различий.

Важным положением "Двенадцати статей" является то, что преобразования католической церкви Мюнцер не отделял от изменения социального строя. Переустройство Церкви он предлагал на основе идеалов раннего христианства и выборности духовных лиц общинами. Наряду с отрицанием существующей Церкви Мюнцер требовал отмены крепостной зависимости, прекращения всех феодальных повинностей, устранения произвола власти и судов.

Модель идеального государства. Обоснование нового общественного устройства Мюнцер осуществлял на основе Библии. В его "Статейном письме" определяются некоторые черты нового строя:

• учреждение "христианского союза и братства", т.е. Царства Божьего как объединения свободных крестьянских общин может произойти в результате революционных действий простых людей;

• волю и цели Бога, состоящие в достижении общего блага, способно осуществить государство, где власть принадлежит народу. Только простой народ стремится к достижению общей пользы, а не жаждет удовлетворить свои корыстные, эгоистические интересы;

• идея народного суверенитета, при котором источник власти – народ, одновременно являющийся и субъектом власти, связана с принципами республики. Следует заметить, что Мюнцер не мог предсказать конкретный облик "народной республики" ("Царства Божьего"), он лишь схематично сформулировал ее образ;

• формирование органов власти осуществляется на основе принципа выборности, объединенных общин. На общем собрании народ избирает должностных лиц, контролирует их деятельность, сменяет в случае необходимости;

• в "народной республике" отсутствуют частная собственность, классовые различия, преодолено политическое отчуждение народа от власти, существует общность труда и евангельское равенство.