Политико-правовое учение "иосифлян"

Идейными противниками нестяжателей были сторонники Иосифа Волоцкого (1440–1515) – иосифляне. В своей главной работе "Просветитель" он сформулировал свои взгляды по широкому спектру проблем.

В отличие от нестяжателей, Иосиф Волоцкий полагал, что свободной от обладания имуществом должна быть только личная жизнь монахов. Что же касается монастыря в целом, то ему, по мнению Иосифа, обладание землями, селами, деньгами и другим имуществом не только не возбраняется, но и жизненно необходимо, чтобы:

1) обеспечить средствами существования монастырских служителей, а богослужение в храмах материальными атрибутами;

2) иметь возможность оказывать помощь странникам, нищим, больным. Монастыри должны принимать дарения сел и денежных средств – на "помин души". Монастырское имущество не препятствует монахам достичь вечного спасения.

В борьбе против "ереси жидовствующих", которая, по мнению Иосифа Волоцкого, являлась отступлением от христианства, проповедью иудаизма, завершившаяся осуждением ереси и казнью идеологов в 1504 г., он осознает важную роль и значение верховной государственной власти.

В обращениях к Ивану III и Василию III Иосиф Волоцкий формулирует свои политические воззрения.

Верховная государственная власть является божественной по своему происхождению. Власть великого князя от Бога,

однако сам правитель смертей, подобно другим людям. В то же время Иосиф Волоцкий указывал, что удельные князья не богоизбранны, тем самым он не только возвышал великокняжескую власть над любой другой светской властью, но и придавал ей церковный характер, выступая за теократическую монархию.

Отстаивая независимость духовной власти от светской, Иосиф Волоцкий полагал, что государственная власть должна быть поставлена на службу церкви. Это касается, в частности, борьбы с противниками христианской православной веры. Борьбу с еретиками он возлагал на государство: оно должно подвергать жестоким казням вероотступников. Кроме того, царское законодательство должно быть смешано с религиозными законами, христианскими заповедями, составлено с привлечением священнослужителей.

Верховная государственная власть не должна быть неограниченной. Великий князь должен следовать в своем правлении христианским заповедям, а не светским законам. Ведь он не просто царь, а держатель "правды" – высокого, Богом освященного, нравственного начала. Поскольку царь есть Божий слуга, Бог ставит его на царство, возвышая над всеми, не для удовлетворения своих эгоистических интересов, а для выполнения особо важной для человечества миссии, суть которой – сохранение православных устоев общества, защита христианской веры от посягательств еретиков. В этом главное назначение царской власти, по мнению Иосифа Волоцкого. Государство должно гарантировать неприкосновенность церквей и монастырей, их имущества.

Священная миссия русского государя может быть успешно реализована идеальным правителем, органично сочетающим в себе набор добродетелей. По мнению Иосифа Волоцкого, идеальный государь – это человек непорочный, как ангел, блюститель законности и справедливого суда, творящий суд, не боясь сильных мира сего, не берущий взяток, не уповающий на ложь, не желающий восхвалений, выказывающий милость к людям.

Если такими нравственными качествами правитель не наделен, то такому царю следует поклоняться и служить телом, но не душой. Если же правитель предает христианские заветы, причиняет людям зло, Иосиф Волоцкий призывал не повиноваться такому нечестивому государю.

Наибольшая опасность государству угрожает в том случае, если трон захватит чужак "иного племени", неправославный.