Политико-правовое учение Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки.

Родился в Стагире (Фракия) в семье придворного врача македонского царя Аминты III. В 17-летнем возрасте поступил в академию Платона, где сначала обучался, а затем преподавал, проведя в ней в общей сложности около 20 лет.

После смерти Платона странствовал но различным местам Греции. В конце 340-х гг. но приглашению македонского царя Филиппа становится воспитателем его сына– будущего Александра Македонского. В 50-летнем возрасте Аристотель возвращается в Афины, где открывает свою философскую школу – Ликей (Лицей). В нем он преподавал фактически до конца своей жизни.

Аристотель считается родоначальником политической науки, поскольку он сформулировал ее предмет (в качестве предмета выступает государство и его элементы) и метод (сравнительный и метод эмпирического наблюдения). Законы политической науки Аристотель выводит на основе обобщения опыта государственного устройства 158 греческих полисов. Политико-правовые воззрения Аристотель изложил в трактатах "Политика", "Никомахова этика", "Афинская политика".

Доктринальные основания. Политико-правовое учение Аристотеля не представляло собой самостоятельной формы знания и было составной частью сто философии, а точнее, этики. Отвергая наивный идеализм своего учителя Платона, который выразился в его учении о мире идей и мире вещей, Аристотель выделяет четыре основных начала мира: 1) форму; 2) материю; 3) причину; 4) цель.

Любая вещь состоит из материи и формы. Материя – это "то, из чего состоит вещь", она пассивна, безжизненна, не способна сама по себе ничего породить. Форма (идея) составляет сущность вещи, источник ее существования как отдельной вещи. Материя приобретает законченный вид только благодаря действующей в природе целесообразности.

Исходя из этой теоретической посылки, Аристотель рассматривает государство как "форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством". Цель государства состоит не только в том, чтобы выполнять экономические и правовые функции, не позволяя людям учинить в отношении друг друга несправедливость и помогать удовлетворять свои материальные потребности, а и в том, чтобы жить счастливо: "Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо". Необходимым условием счастья является наличие в человеке добродетелей: мужества, благоразумия, справедливости и рассудительности. Добродетели эти, по Аристотелю, "не даны нам от природы", а являются приобретенными свойствами души. У Аристотеля учение о политике органично связано с этикой, с учением о душе, что позволяет отличить человека от животного.

Политическая доктрина Аристотеля. Она представляет собой целостное учение о политике, ее содержании и назначении в обществе. Аристотель рассматривал политику как сферу интеграции всех граждан в сообщество, как цивилизованную форму общности, цель которых не благо одного человека, а благо народа и государства.

В обосновании сущности политики Аристотель исходит из природы человека: человек "по природе своей существо политическое". Это означает, что, во-первых, человек наделен от природы потребностью к общению, совместному проживанию, и, во-вторых, "от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом". По Аристотелю, справедливость – это общее благо. Достижению общего блага и должна служить политика, поскольку это ее главная цель.

Политик должен учитывать, что человеческая природа испорчена, что человек подвержен страстям и порокам. Аристотель замечает, что "без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он хуже тогда любого животного"[1]. По этой причине политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан – достаточно того, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина: умением повиноваться властям и законам.

Потребность в общении и воспитание гражданской добродетели реализуются в государстве, которое служит "общему благу", является высшей формой человеческого общежития. Как и "совершеннейшая форма жизни", государство имеет определенное политическое устройство. Под политическим устройством Аристотель понимает "порядок, который лежит в основании распределения государственных властей". Политическое устройство включает:

• три ветви власти: законодательную, административную и судебную;

• власть закона, понимаемого как "бесстрастный разум", как те "основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, кто ее нарушает".

Государство состоит из граждан, которые являются главными его элементами. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто участвует в суде, в управлении, кто несет военную службу и служит богам. Следовательно, в число граждан не входили рабы, а также варвары, которые не развиты духовно и не способны к политическому общению. В отличие от Платона Аристотель к возникновению государства подходит исторически, полагая, что государство – продукт естественного развития. Будучи существом политическим, человек создает для общения различные формы совместной жизни.

Первой формой такого общежития была семья, в которой имели место отношения троякого рода:

1) господские (власть домовладыки);

2) супружеские (власть мужа над женой);

3) родительские (власть отца над детьми).

По мере роста потребностей и обмена несколько семей образуют селение. Из нескольких селений возникает государство. Следовательно, Аристотель отношения патриархальной семьи переносит на государство, рассматривая власть в государстве как продолжение власти главы государства, создавая патриархальную теорию государства.

Однако Аристотель не только описывает существующие государственные устройства, но и стремится отыскать самую совершенную их форму, ибо только она может выступать как "среда счастливой жизни".

В трактате "Политика" он классифицирует формы государства по трем критериям:

1) количественный – число правящих: один, меньшинство, большинство;

2) качественный – цели правления: благо одного, меньшинства, большинства;

3) имущественный – кому принадлежит власть: бедным или богатым.

Первые два критерия позволяют выделить три правильные формы: 1) монархию (царскую власть); 2) аристократию и 3) политик), и три неправильные формы: 1) тиранию; 2) олигархию и 3) демократию. Правильным формам государства противостоят неправильные, которые не служат общему благу. Аристотель резко осуждает тиранию, поскольку "тираническая власть не согласна с природой человека". По этой причине он оправдывает убийство тирана: "Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана". К олигархии Аристотель относится тоже отрицательно: с его точки зрения, олигархия – правление, которое служит частным интересам богатого меньшинства. Из неправильных форм философ отдает предпочтение умеренной (цензовой) демократии, при которой верховная власть принадлежит не демосу, а закону.

Третий критерий приводит все многообразие форм правления к двум: олигархии, где власть принадлежит богатым, и демократии, где правят неимущие. Аристотель так определяет различия между ними: "Демократией следует считать такой строй, когда свободные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией – такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство"[2].

Таким образом, являясь самой совершенной формой жизни, государство, по Аристотелю, призвано служить общему благу, быть воплощением справедливости. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо обеспечивают только правильные формы.

Самая древнейшая и самая божественная форма правления – монархия, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Человек, превосходящий всех людей, поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и смешно пытаться подчинить его закону. Такие люди в государстве "большая редкость, но если они есть, то они “суть вечные цари их”, людям “остается только повиноваться такому человеку”".

Более предпочтительной по сравнению с монархией является аристократия, где власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократическая форма правления возможна при двух условиях: лишь там, где, во-первых, личное достоинство ценится народом и, во-вторых, личное достоинство присуще благородным.

Однако самой лучшей формой правления из существующих является смешанная форма – полития (республика), где властвует средний класс, составляющий большинство. Он обладает общей для всех добродетелью – воинской, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". Достоинством политии является то, что она свободна от недостатков и крайностей, поскольку является средней формой государства. "Средний" элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. "Государство, состоящее из “средних” людей, будет иметь и наилучший государственный строй".

В отличие от Платона, описывающего идеальный строй, который был возможен только в прошлом (золотом веке), Аристотель предстает как прагматик. Опираясь на опыт государственного устройства 158 городов-полисов, он различает две формы государства: а) абсолютно наилучшую и б) реально возможную.

Абсолютно наилучшей формой идеального государства является политическое устройство, напоминающее аристократию. С точки зрения нравственного критерия идеальная форма правления представляет государство, где граждане стремятся к достижению добродетельной жизни, чтобы "жить счастливо". Условиями существования идеального государства являются ограниченные территория и численность населения. Численность населения должна быть достаточной, чтобы обеспечить себя всем необходимым, а территория – обозримой, чтобы защитить ее от противников; по мнению Аристотеля, из числа граждан должны быть исключены ремесленники, земледельцы и торговцы, поскольку их занятия не располагают к добродетельной жизни, а гражданами должны стать только правители и воины.

Все граждане государства должны участвовать в общественных трапезах, средства на которые поступают от земельного общественного фонда. Аристотель предлагал разделить землю в идеальном государстве на общественную и частновладельческую. Общественные земли он предлагал разделить на две части. Доходы с одной из них должны идти на покрытие расходов, связанных с религиозными жертвоприношениями, со второй – на общественные трапезы. Но, будучи прагматиком, Аристотель понимал, что идеальное государство неосуществимо.

Реально возможная лучшая форма правления та, по представлению философа, которая обеспечивала бы политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна быть, во-первых, умеренной, преодолевающей крайности и недостатки олигархии и демократии, а во-вторых, смешанной, соединяющей их добродетели. Эту форму Аристотель назвал политией (республикой). Признаками политии как наилучшей формы правления являются:

собственность средних размеров, позволяющая не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между бедностью и богатством;

преобладание среднего класса со средним достатком. По мнению Аристотеля, только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать на устойчивость";

социальная опора власти – собственники земли. Необходимыми элементами государства являются "земледельцы, ремесленники и все торговое сословие"... которые "...входят в состав каждого государства". Но они исключаются из числа граждан, поскольку заняты физическим трудом и не способны развивать в себе добродетель. Гражданская доблесть подходит "только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания". Существенными элементами государства выступают "воины и члены совета";

политическая власть "сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет". Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Свободно рожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.

Надлежащее распределение благ, что обеспечивает стабильность в полисе, достигается благодаря соблюдению принципа политической справедливости, который включает два вида справедливости:

уравнивающую справедливость, которая предполагает абсолютное количественное равенство в имущественных отношениях: обмен, возмещение ущерба, наказание за имущественные преступления по принципу "равное за равное". Принципом этой справедливости является "арифметическая пропорция". Она присуща демократии;

распределяющую справедливость, обеспечивающая равенство по достоинству, учитывающая статус человека. Эта "геометрическая пропорция" действует в политике и предполагает воздаяние по заслугам при назначении на должности, при вынесении наказания за преступление в сфере управления. Равенство по достоинству обусловливает абсолютное неравенство, что свойственно олигархии[3].

Заметим, что Аристотель не разделяет правильные и неправильные формы непреодолимой преградой. Он развивает идею круговорота, перехода одной формы в другую: олигархия, подчиняясь одному лицу, становится тиранией, а ослабляясь – демократией; полития переходит в олигархию, тирания может стать демократией, царская власть вырождается в аристократию или политию.

Правовая доктрина Аристотеля. Она излагается им в работе "Этика". Право, как и политика и государство, выводится Аристотелем из этики. Объектом политики как сферы деятельности человека являются прекрасное и справедливое. Эти добродетели формируются в государстве, которое является высшей формой человеческого общения, поскольку именно оно обеспечивает достижение общего блага. Аристотель понимал общее благо как политическую справедливость. В процессе политического общения свободных и доброжелательных граждан возникает право, которое выражает отношение одного человека к другому. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости", – замечал Аристотель. По его мнению, "понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения"[4].

Право, по Аристотелю, носит политический характер. Это обусловлено тем, что человеческие добродетели: мудрость, мужество, разумность, умеренность, справедливость и т.д. – результат воспитания, что является уделом государства и хорошего законодательства. Они побуждают людей к добродетели и прекрасному. По этой причине право отсутствует в деспотиях, в отношениях господ и рабов, отцов и детей. В правовой доктрине понятие "справедливость" у Аристотеля имеет иное толкование, чем в теории политики. Он замечет, что "понятие “справедливость” означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость – противозаконное и неравномерное (отношение к людям)"[5].

Как и предшествующие мыслители (Сократ, Платон), Аристотель отождествляет закон и право, поскольку они олицетворяют политическую справедливость. Справедливость в отношениях свободных граждан полиса призвана обеспечивать надлежащее распределение благ, которое формирует стабильность и устойчивость государства. Политическая справедливость у Аристотеля, как отмечалось ранее, состоит из двух видов:

1) распределяющая справедливость – при распределении благ (почести, власти, статусов), мерилом выступает достоинство людей;

2) уравнивающая справедливость – мера благ определяется не достоинством лица, не его вкладом в общее благо, а используется равная мера оценки к неравным людям. Чаще всего этой всеобщей мерой в отношениях имущественных споров выступают деньги.

В соответствии с двойственной природой человека как "политического животного" Аристотель политическое право делит на два вида: 1) естественное и 2) условное (волеустановленное).

Он отмечал, что "естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается"[6].

Естественное право и условное право не тождественны, но они являются частью политики, выступают мерилом политической справедливости. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными гражданами, принадлежащими к одному полису, т.е. форме общения.

Аристотель не сводит все право к условному, т.е. установленному людьми законом или путем всеобщих соглашений. Волеустановленное право есть равная мера, которая может быть установлена для регулирования отношений между людьми на основе их взаимного согласия. Эта мера закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право). Аристотель умалял юридическую силу законов, принятых народным собранием, поскольку считал демократию неправильной формой. По этой причине он возвеличивал роль законов, основанных на обычаях, как более справедливых. Однако любой закон должен соответствовать требованиям политической справедливости. В соответствии с этим только правильные формы государства имеют правовой характер, поскольку они обеспечивают возможность достижения общего блага.

Естественное право есть набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни. Чтобы каждый свободный гражданин жил счастливо, надо, чтобы он имел свое, надлежащее ему, и чтобы была установлена равная мера за равное. Предписания естественного права специально нигде не доказываются, они формируются в соответствии с политической природой человека. Их действию подчиняются семья, отношения собственности, борьба с варварами и т.д. Естественное право – это право человеческого разума.

Значение закона в обеспечении стабильного процветания государства Аристотель выразил следующим образом: "Кто требует, чтоб закон властвовал, требует... чтобы властвовало божество и разум; а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон – уравновешенный разум"[6].