Политико-правовая среда

Стабильность политической обстановки оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в регионах и стране в целом. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень развития отрасли. Национальные и иностранные правительства могут быть для торговых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Следовательно, для данных торговых предприятий оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов.

Основными политико-правовыми факторами являются изменения в налоговом законодательстве; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; количество законодательных актов в сфере оптовой и розничной торговли; количество нормативных актов, регулирующих торговую деятельность; количество утвержденных региональных программ развития торговли; количество консультаций по вопросам формирования программ малого и среднего предпринимательства в торговле, оказанных органами местного самоуправления монопрофильных городов России.

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например изменения в налоговом законодательстве. Другие – только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например антимонопольное законодательство, третьи – только на торговые организации. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации.

Для регулирования отношений, возникающих между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением последними торговой деятельности на территории России, а также отношениями, возникающими между хозяйствующими субъектами в процессе торговой деятельности был принят Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ΦЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который вступил в действие 1 февраля 2010 г.

Закон содержит перечень методов государственного регулирования торговли, к которым отнесены:

• установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

• антимонопольного регулирования;

• технического регулирования;

• информационного обеспечения в области торговой деятельности;

• государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в сфере торговли.

Однако, по мнению представителей торговли, данный закон содержит много неточностей и требует доработки.

Политические факторы могут влиять на принятие маркетинговых решений, так как определяют правила, которых должен придерживаться бизнес.

Существенное влияние на деятельность предприятия оказывает научнотехнологическая среда, включающая в себя силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым появляются новые товары, существенно улучшающие качество жизни людей. Каждая новая технология чревата долгосрочными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. С одной стороны, технологические изменения могут угрожать предприятиям, которые обнаружили свою несостоятельность в вопросах эффективной конкуренции со своими более развитыми в технологическом отношении соперниками, с другой – новые технологии создают новые рынки и маркетинговые возможности.

Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового – инновационного и разрушения старого. В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется инновационному развитию торговли.

К инновациям в розничной торговле относятся:

• системы для точки продаж (POS) на базе Интернета;

• системы самообслуживания без кассира;

• беспроводные киоски;

• светодиодные экраны;

• виртуальные промоутеры;

• голографические холодильники;

• видеостены и видеокубы;

• интерактивные столы и проекционные витрины и др.

Разработка и внедрение в торговые сети программного обеспечения

позволяют создавать базы данных о самых разных параметрах и динамике потребления по этим сетям на основании информации о клиентах и их покупках. На товарах существуют штрихкоды, они считываются и попадают в кассовый аппарат и, следовательно, в единую базу. Одновременно покупателю выдают карту с индивидуальным номером, которая побуждает ходить именно в этот магазин. И с покупателя считывается вся информация: пол, возраст, социальное положение, место жительства, товары, которые он приобретает, частота совершения покупок, сумма, которую он регулярно тратит, потребительские предпочтения и их изменения. Такая система дает возможность накопить колоссальное количество индивидуальной информации.

Таким образом, розничная торговля является благодатной почвой для инноваций и поиска эффективного сочетания различных факторов, как на уровне внутрикорпоративных механизмов, так и в рамках системы отношений с клиентами. Инновационный подход позволяет иначе видеть рынок и сегодня практически любая торговая компания имеет доступ во Всемирную паутину, который позволяет не только получать информацию, но и вести бизнес.

Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать на все стороны торговой деятельности, например на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями) или маркетинговые службы, перед которыми ставится задача – разработка методов продажи новых видов продукции.