Лекция 3. Политико-правовая мысль Средневековья

КIX—X вв. Западная Европа распалась на множество мелких феодальных уделов, фактически независимых от центральной государственной власти. Сложилась феодальная структура общества, где каждое сословие имело права (привилегии) в строгом соответствии с иерархией.

В XII—XIII вв. начинается процесс усиления королевской власти и формирования централизованных государств. Он протекал очень болезненно и противоречиво. Светская власть постоянно сталкивалась с претензиями власти духовной; отдельные феодалы и их союзы вели борьбу с монархами, города — с феодалами. Это не только порождало многочисленные войны и политические интриги, но и требовало своего теоретического осмысления и обоснования.

Фома Аквинский — основоположник политико-правовой доктрины католицизма

Развал Западной Римской империи по времени был связан с переходом от античности к феодализму, от Древнего мира к Средневековью. Этот переход обусловил огромные изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе в области науки, идеологии, политики и права.

На протяжении всего Средневековья церковь в лице своих священников и монахов имела монополию на ученость и грамотность. Поэтому по существу все научные исследования предпринимались во имя религиозных целей и не имели практического значения.

Оценивая вклад Средневековья в развитие науки, нужно отметить, что он был весьма незначительным. На смену философам пришли богословы, а зарождающейся науке об обществе — вероучения о сотворении мира Богом из ничего и с божественном откровении, которое выше всякого познания. Вместе с тем делались попытки согласовать церковные догматы с отрывками античных знаний, примирить библейское учение с философией Аристотеля. Именно тогда появилась крылатая фраза "Философия есть служанка богословия".

Крупнейшим идеологом католической церкви был доминиканский монах Фома Аквинский (1225 1274). Он жил в тс время, когда церковь достигла апогея своей власти и величия. Аквинскому принадлежит целый ряд работ, в том числе "О правлении властителей", "Сумма против язычников", "Сумма теологии". В целях придания своему учению большей достоверности и привлекательности он предпринял попытку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, интерес к которым в то время стал проявляться в Западной Европе, но с таким расчетом, чтобы подчинить т богословию. Это привело Аквинского к схоластике.

Следуя за Аристотелем, Аквинский утверждает, что государство — результат естественного стремления человека к общению, которое ему необходимо для удовлетворения своих потребностей. Цель государства — общее благо, т.е. создание необходимых условий для достойной жизни человека.

Эта цель, по мнению Аквинского, предполагает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, отстранение простого люда от политики, беспрекословное подчинение властям. "Всякая власть от Бога", поэтому долг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положением, не нарушает законов. В противном случае народ имеет право на восстание и свержение его, но лишь при согласии на это церкви и папства. Лучшей формой правления он считал монархию, которая подобно божественной власти управляется одним разумом.

Большое внимание Аквинский уделяет законам. Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель — божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон направлен на самосохранение и продолжение рода человеческого, на установление должных отношений между людьми. И наконец, человеческий закон, который устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, способных творить зло, проявлять нечестность, руководствоваться ложным пониманием правды. Человеческий закон служит претворению в жизнь естественного закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит естественному, то он признается несостоятельным и подлежит отмене.

Политико-правовые взгляды Аквинского были апологетикой римско-католической церкви, которой отдается предпочтение перед светской властью, предоставляется право формирования идеологии и контроля за публицистикой. Ученый-теолог был ярым врагом ересей, требования которых были направлены против духовенства и церкви, извращающих подлинное учение Христа, за равенство всех сынов божьих.

За большие заслуги в теологии римско-католическая церковь причислила Аквинского к лику святых, его учение папой Львом XIII в 1879 г. было объявлено "единственно истинной философией католицизма".