Политико-правовая доктрина ислама и ее интерпретация в различных школах и течениях

Доктринальные основы представлений о природе власти, политики, права, государства содержатся в исламском вероучении. Основные догматы вероучения ислама изложены в Коране (книге, содержащей запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунне (собрание рассказов о высказываниях и поступках Мухаммеда). Они стали основой религиозных, мораяьных и правовых норм, изложенных в мусульманском религиозном законе – Шариате. Шариат (буквально – "правильный путь к цели") регламентирует все стороны жизни правоверного, т.е. мусульманина, от его рождения до дня смерти.

Следует заметить, что новая религия была достаточно противоречивой, поскольку стремилась выразить интересы различных слоев мусульманской общины. С одной стороны, ислам, отражая потребности широких масс верующих, провозглашал формальное равенство и религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В Коране осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих, запрещается ростовщичество: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост"; "уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню". Одна из обязанностей мусульманина состоит в уплате обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписано добровольно подавать милостыню, делать пожертвования в пользу нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.

Однако, с другой стороны, в интересах знати в Коране оправдывается социальное и имущественное неравенство, признается частная собственность. "Мы, – говорит Аллах устами пророка Мухаммеда, – разделили среди них (людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение". Коран считал законным рабство. Порицая ненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость бедняков: "Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства". За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание: "Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от бога".

Гармония и порядок в разнородном обществе основаны на безусловной покорности населения власти: "Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеют власть". Власть изображается как божественное установление: "Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает". Божественный характер светской власти вовсе не отрицал того, что ее носителем могут выступать община верующих или ее предводитель (выборный или наследственный), правящий единолично или опирающийся на Совет авторитарных знатоков религии и права.

Политическая доктрина ислама. Ислам опирается на идею теократии – идею превосходства духовной власти над светской, идеи верховенства Церкви над государством. В концепции теократического общества государство имеет значение как служитель установленной религии. Согласно раннему исламу вся светская и духовная власть принадлежит Пророку, а после его смерти – халифам (заместителям Пророка). В соответствии с этим положением Корана при первых халифах верховная власть носила теократический характер. Однако после распада халифата власть религиозная переходит к духовным правителям, а государственная сосредоточивается у светских правителей-султанов. При этом султаны управляют людьми по божественной воле.

Коран подчеркивает богоустановленность светской власти: "Аллах послал... Талута царем... Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает". Цари провозглашали себя непосредственными выразителями божественной воли. В период острой борьбы между духовной и светской властью светские правители для обоснования превосходства своей власти над духовной выдвигают идею о том, что повиновение им является религиозной обязанностью мусульман. Однако в теократической монархии власть выступает всего лишь средством реализации религиозных предписаний, правовых норм, которые изложены в священных книгах.

В зависимости от толкования догматов вероучения в исламе существует ряд течений и школ. Основными разновидностями ислама являются суннизм и шиизм, различие между которыми состоит в методах толкования текстов Корана и Сунны при разрешении вопросов мусульманского права.

Сунниты. Преобладающее направление в исламе – суннизм, который был официальным вероисповеданием ряда средневековых государств Арабского Востока. Сунниты признают в качестве источников вероучения ислама Коран и Сунну. При этом Сунна – это "священное предание", дополнение к Корану, призванное идеологически оправдать новые потребности господствующего класса, которые не могли быть предусмотрены в Коране, но которые, как утверждал и ее авторы, предвиделись Пророком.

Духовным главой теократической восточной деспотии сунниты полагают халифа, который избирался мусульманской общиной или ее представителями, чтобы подчеркнуть богоустановленный характер власти. Первоначально халифы считались преемниками Мухаммеда, однако при Омейядах они были объявлены наместниками самого Аллаха. Затем в Аббасидском халифате сложилась концепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (при этом халиф – "прямой представитель Аллаха" – оставался мусульманским первосвященником). Наконец, в Оттоманской империи халифами стали именоваться султаны.

Поскольку Коран и Сунна не содержали правил, пригодных для всех случаев жизни, то допускается иджтихад – самостоятельное суждение авторитетных правоведов, вытекающие из Корана или Сунны, подчиненное определенным правилам и приемам. К этим методам относятся кийас (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, считающееся мнением всей общины верующих). Иджма не имеет ничего общего с обычаем ("орф"). Силу закона этим толкованиям божественных источников придает согласованное мнение компетентных исламских правоведов (фукаха), получившее значение юридической истины.

Пробелы в Коране и Сунне, связанные с отсутствием в них решений многих конкретных споров, востребовали, начиная с X в., появление различных религиозно-правовых школ (мазхабов), стремившихся устранить эти пробелы.

Наиболее ортодоксальной, т.е. строгой, следующей текстам Корана и Сунны, является школа ханбалитов, названная по имени основателя Ахмада Ибн Ханбала. Она признавала в качестве источников права только Коран и Сунну, отвергая все логико-рационалистические толкования догматов веры и права. Напротив, другая школа – ханефиты (основатель Абу Ханефит) – характеризуется относительной рациональностью, она рассматривала в качестве источников мусульманского права Коран, Сунну, иджму, кийас. Между этими двумя крайними интерпретациями мусульманского права две "умеренные" школы – шафииты и маликиты, прибегающие иногда, наряду с текстами священных книг, к использованию логико-рациональных методов формирования норм права.

Шииты. В отличие от суннитов шииты иначе интерпретируют систему источников мусульманского права. В качестве таковых они рассматривают Коран и те части Сунны (их называют ахбары), которые относятся к зятю Мухаммеда – Али. В соответствии с этим шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али и 12 его потомков – имамов. Власть этих халифов имеет божественный характер и передается по наследству.

Важное место в учении шиитов занимает предание о "сокрытом Исламе", которым считается двенадцатый шиитский халиф, исчезнувший в свое время для того, чтобы явиться на землю как "махди", т.е. как мессия, спаситель, и принести с собой справедливость, равенство и правду.

Неразрывная связь религии и политики обусловила, с одной стороны, преимущественное развитие апологетической функции теократических концепций, назначение которых выражалось в поддержании законности существующей власти, а с другой – интересы оппозиционных групп в борьбе за власть могли быть также обоснованы, опираясь на тексты священных книг.

Политические притязания различных социальных групп на власть формулировали религиозные секты, критически относившиеся к догматам официальной Церкви.

Хариджиты. Одной из ранних религиозных сект, использовавшей тезис о возвращении к "первоначальному исламу", проповедовавшему социальное равенство, была секта хариджитов (VII в.).

Исходным тезисом учения этой секты является положение о народном верховенстве, которого не было ни у суннитов, ни у шиитов. В отличие от шиитов хариджиты утверждают, что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличаются тем, что настаивают на действительной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих.

По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имама – халифа и имеет право сместить его. Мусульманская община обязана повиноваться избранному ею правителю до тех пор, пока он не нарушает религиозных предписаний. В противном случае община имеет право на свержение и даже убийство деспота.

Чаяния крестьян и городских низов IX–XI вв. в Сирии, Бахрейне, Хорасане, Ираке отражала шиитская секта исмаилитов. Она основывала свое учение на принципе социального равенства, на идее общности имущества, передачи земли сельским общинам.