Политики и политические консультанты: проблемы эффективного взаимодействия

В разных видах политического консультирования политик ожидает от консультантов разных итогов их деятельности. Если речь идет об информационно-аналитическом консультировании, то от консультантов требуется предоставление отчета об анализе политической ситуации, прогнозе ее развития. Если речь идет об оказании такой услуги, как проведение полноценной избирательной кампании, то на приглашенных консультантов будут возложены задачи разработки стратегии и тактики кампании, создания избирательного штаба и организации его эффективной работы. Если речь идет о психологическом сопровождении политика, то задачами консультантов становятся психологическое тестирование кандидата, коррекция его представления о самом себе, психотренинги, оказание помощи в подготовке публичных выступлений и т.п.

Для выполнения каждого из перечисленных видов деятельности требуются соответствующие профессиональные знания и навыки. Но нередко для политических консультантов самой большой проблемой становится не та конкретная работа, ради которой их пригласили, а установление взаимопонимания со своим клиентом, с политиком.

Политики, приглашающие внешних консультантов, – это люди со сложившейся системой ценностей, убеждений и установок, с устоявшимися чертами характера, с определенной оценкой собственного "Я". У каждого из них может существовать свой взгляд на роль политического консультанта. Политики, обладающие властной натурой, привыкшие, что им подчиняются, часто неоправданно начинают давить на консультантов и не приемлют никакой критики в свой адрес. Другие могут быть изначально недоверчиво настроены к консультантам, подозревая их в симпатиям к своим политическим конкурентам и соперникам. Третьи, находясь в состоянии стресса, оказываются не в состоянии критически осмысливать ту информацию, которую им предлагают консультанты. Мы перечислили только наиболее типичные причины, осложняющие взаимопонимание политических консультантов со своими клиентами.

Однако без установления нормальных рабочих отношений между консультантом и клиентом процесс консультирования просто невозможен. Вот почему он всегда развивается как бы в двух плоскостях: в одной плоскости идет работа, нацеленная на диагностику проблемы и разработку рекомендаций по ее решению, а в другой – предпринимаются усилия по установлению нормальных деловых отношений с политиком – человеком, которому придется принимать окончательное решение (рис. 15.1). Искусство политических консультантов заключается в том, чтобы как можно быстрее совместить эти плоскости. Если этого не произойдет, то велика вероятность того, что подготовленный консультантами отчет просто не будет принят во внимание политиком.

Рис. 15.1. Основные принципы взаимодействия политиков и консультантов

Таким образом, наряду с выполнением своих профессиональных обязанностей, связанных с решением конкретной задачи, политические консультанты должны одновременно заботиться об установлении межличностных отношений с политиком-клиентом, о создании атмосферы взаимного доверия. Консультант должен учитывать личностные качества политика, черты его характера, темперамента. Многообразие сочетаний личностных качеств отдельного политика делают каждый процесс политического консультирования уникальным. Однако при всей неповторимости можно выделить некоторые общие требования, которым должны следовать консультанты, чтобы установить нормальные отношения доверия и сотрудничества со своим клиентом.

Первое требование – четкость определения задачи, которую должны решить консультанты. Если задача сформулирована не четко, то неизбежным становится расхождение в представлениях политика и консультантов о том, что последние должны делать. Следует учитывать, что, приглашая консультантов, политики далеко не всегда способны четко сформулировать задачу, которую предстоит решить. Это может быть связано, во-первых, с тем, что политик плохо представляет себе характер деятельности консультантов, он может либо преувеличивать их возможности, либо недооценивать. Во-вторых, политик, оказавшись в сложной ситуации, подчас сам не в состоянии четко сформулировать свои требования к консультантам. В-третьих, политик может скрывать свои истинные цели. Например, он может вступить в предвыборную борьбу с целью "оттянуть" на себя часть голосов конкурентов какого-либо влиятельного политика, с которым его связывает устная договоренность, но приглашенным консультантам он об этом не говорит. Различие в понимании задач процесса консультирования – это фактор, подрывающий личное взаимопонимание, усиливающий взаимную подозрительность. Следовательно, консультанты должны настаивать на четком определении основной задачи процесса консультирования.

Второе требование – четкость определения функций. Любой вид политического консультирования – это взаимодействие консультантов с политиком. Это взаимодействие может быть эпизодическим или даже опосредованным, когда консультантов приглашают для сбора и анализа информации по какой-либо политической проблеме, и связь с ними осуществляет помощник политического или государственного деятеля. Это взаимодействие может быть очень тесным, когда консультанты организуют избирательную кампанию политика. Однако в любом случае необходимо четко определить функции каждой из взаимодействующих сторон: что должны сделать консультанты, в каком виде представить клиенту результаты своей работы, нужны ли промежуточные отчеты о работе и т.д. А с другой стороны – что должен делать политик, какую предоставить информацию, готов ли он и в какой форме участвовать в ходе политической кампании и т.д. Четкое определение функций помогает определить параметры взаимных ожиданий, избежать взаимных упреков, неизбежно возникающих при размытости обязательств обеих сторон.

Третье требование – профессионализм и компетентность. Следует иметь в виду, что, приглашая консультантов, многие политики испытывают подчас серьезные сомнения в их способности решить возникшую проблему. И ничто не может лучше развеять эти сомнения, чем профессионализм и компетентность. Таким образом, политические консультанты с самого начала должны уметь продемонстрировать свои деловые качества, свое умение профессионально подходить к решению проблемы. В подтверждение своего профессионализма консультанты должны показать политику глубину своих теоретических знаний, умения и навыки владения современными методиками решения проблемы, сослаться на свой успешный опыт, привести результаты ранее проведенных исследований. Такой подход повышает доверие политика к приглашенным консультантам, так как компетентность и профессионализм всегда высоко ценятся.

Четвертое требование – четкие моральные принципы. Политики приглашают консультантов обычно для решения таких проблем, в которых в той или иной степени отражается личность самого политика. Даже информационно-аналитическое консультирование по поводу ситуации, сложившейся в регионе, имеет свою деликатную сторону. Политик может опасаться, что его заподозрят в некомпетентности, в неспособности собственным умом понять возникшую проблему. Психологическое консультирование, предполагающее предельную откровенность в отношениях между клиентом и консультантом, может еще больше пугать политического деятеля из-за того, что он должен делиться с психологом своими некоторыми сокровенными мыслями. Перечисленные обстоятельства могут серьезно затруднять процесс консультирования, создавая стену недоверия между участниками взаимодействия. Вот почему политические консультанты должны демонстрировать такие моральные качества, как честность, верность обязательствам, умение хранить тайну, добросовестность, они должны быть тактичными по отношению к политику, поддерживать у него веру в искренность своих намерений помочь ему в решении возникшей проблемы.

Если консультанты будут выполнять указанные требования, то вероятность установления между ними и политиком-клиентом доверительных отношений заинтересованного сотрудничества резко возрастает. Однако следует помнить, что доверие должно быть взаимным. Если консультант по каким-то причинам не доверяет политику, испытывает по отношению к нему неприятные чувства, то этичным с его стороны будет отказ от заключения договора о консультировании. Даже если консультант будет стремиться к тому, чтобы быть объективным, то все равно подавленные негативные эмоции будут проявляться в неосознаваемом желании умолчать о каких-то сторонах проблемы, в мимике и жестах, затрудняющих процесс эффективной коммуникации и т.п.

В политическом консультировании часто причиной натянутых отношений между политиком и консультантами являются их противоположные идеологические взгляды. Ценностные ориентации настолько сильно влияют на восприятие нами других людей, что подчас только упоминание имени лидера партии противоположной идеологической ориентации может вызвать гамму негативных эмоций. Вот почему специалисты высокого класса в области политического консультирования никогда не работают с теми политиками, которые принадлежат к противоположному идеологическому лагерю.

Внешним политическим консультантам приходится иметь дело не только с политиком, но и с его окружением, работниками аппарата, помощниками. Люди из окружения политика крайне ревниво относятся к деятельности внешних консультантов, видя в них своих конкурентов. Поэтому у консультантов часто возникают проблемы не столько с кандидатом, сколько с его аппаратом. А если речь идет о политических партиях, то и с руководством партии.

Таким образом, политические консультанты должны не только выстраивать доверительные отношения с политиком, но и уметь наладить контакты с его окружением. Это тем более важно, что именно эти люди, контактируя с политиком, будут формировать его представления о работе консультантов, об их моральных и деловых качествах. "Вхождение" в окружающую политика среду помогает консультантам лучше понять условия, в которых формируются его мнения по тем или иным проблемам, что особенно важно, если возникает необходимость в коррекции представлений политика на определенную проблему.

Нередки ситуации, когда политик в силу своей занятости, дав задание консультантам, больше не встречается с ними.

В таких случаях, как правило, представленный консультантами итоговый отчет о проделанной работе не становится для политика убедительным основанием для принятия решений и ложится в долгий ящик. И причина такой отложенной работы заключается обычно не в низком профессионализме консультантов, а в том, что они не смогли вовлечь в исследование и решение проблемы консультируемого политика. С проблемой отчужденности политика могут сталкиваться даже психологи, которые регулярно встречаются с ним, но никак не могут в силу ряда причин преодолеть его нежелание сотрудничать.

Доверие и сотрудничество связаны между собой. Обычно взаимное доверие складывается в ходе сотрудничества, поэтому, вовлекая политика в сотрудничество, консультанты одновременно решают и проблему установления взаимопонимания и доверия друг к другу. Однако сотрудничество не только помогает установлению эмоционального контакта, но и способствует активизации рациональной деятельности политика, расширяет его знания, позволяет по-другому взглянуть на старые проблемы.

Таким образом, эффективное консультирование – это обоюдный процесс, в нем должны участвовать и играть активную роль не только консультанты, но и сам политик. Только если удастся побудить политика посмотреть на проблему глазами консультантов, у него появится желание прислушаться к рекомендациям профессионалов. Следовательно, задача политических консультантов – обеспечить вовлечение политика в процесс консультирования.

Для превращения политического консультирования в процесс обоюдного сотрудничества консультантам необходимо уметь решать следующие задачи. Во-первых, важно вовлечь политика в процесс определения проблемы. Консультантов всегда приглашают для диагностики проблемы и выработки рекомендаций по ее преодолению. И нередко увлеченные поставленными задачами консультанты забывают о фигуре политика, своего заказчика. Во-вторых, очень важно после проведения аналитической работы по изучению проблемы поделиться результатами проделанной работы с политиком и вовлечь его в обсуждение полученных результатов. Такое обсуждение позволяет политику занять активную позицию по отношению к проблеме, взглянуть на эту проблему под другим углом зрения.

Искусство консультанта заключается в том, чтобы сделать политика соавтором концепции по преодолению возникшей проблемы. Если ему удается решить эту задачу, то политик становится активным участником процесса политического консультирования, готовым прислушиваться к советам и рекомендациям консультантов, а не только подвергать их критической оценке. Если консультанту не удается вовлечь политика в совместное обсуждение и определение проблемы, то у последнего всегда будут основания для сомнения если не в компетентности консультанта, то в преувеличении им сути проблемы, в предложении неадекватных путей ее решения. Кроме того, человек, затративший интеллектуальные усилия на обсуждение проблемы, будет по-другому смотреть на проекты, обосновывающие пути ее преодоления.

Вовлечение в сотрудничество требует деликатности от консультантов. Обладая профессиональными знаниями в своей области, они ни в коей мере не должны демонстрировать свое преимущество над клиентом. В противном случае будет задето самолюбие политика, возникнут негативные эмоциональные переживания, что неизбежно обернется снижением его доверия к консультантам и критическим отношением к результатам их работы.

Итак, в основе эффективного политического консультирования лежат два принципа – принцип взаимного доверия и принцип сотрудничества. Если принцип доверия предполагает установление особого эмоционального отношения между политиком и его консультантом, то принцип сотрудничества указывает на вовлеченность политика в процесс политического консультирования.