Политика преобразований конца 1540-х – 1550-х годов

Период 1550-х гг. был временем крупных государственных преобразований. Это первый случай таких масштабных реформ в истории России. Преобразования затронули все сферы – от политического строя до повседневной жизни.

Конечно, Иван Грозный и его подданные не знали слова "реформа" (оно из более позднего лексикона), но проводимые ими преобразования были сконцентрированы на коротком отрезке времени и имели большой размах. Реформы проходили в два этапа: 1547–1552 и 1554–1558 гг.

В 1547 г. произошло венчание Ивана IV на царство, в 1549 г. был проведен первый земский собор, в 1550 г. сделана попытка ограничить местничество специальным указом, принят новый Судебник, запланировано "испомещение тысячи" – наделение 1000 лучших служилых людей землями под Москвой. В 1551 г. Стоглавый собор принял важные решения по церковному устройству. В эти годы проводилась губная реформа местного управления, начатая еще в 1530–1540-е гг.

В начале 1550-х гг. вместе с губной на местах проводится земская реформа местного управления. Около 1555 г. делается попытка отмены "кормлений", принимается "Уложение о службе" землевладельцев. В 1550-е гг. правительство издает большое количество законодательных актов, дополнявших Судебник 1550 г. (указ о "татебных" делах и т.д.). Проводится реформа органов управления: начинает отмирать дворцовая система, вместо нее активно формируется приказная система (дьячьи избы и приказы). Происходят массовые раздачи земель монастырям, что ведет к преобразованиям в области монастырского землевладения.

Возникает комплекс вопросов: кто был автором реформаторского замысла? Кто придумал и реализовал этот пакет преобразований? Наконец, наиболее сложный вопрос: какова роль самого царя? Почти все распоряжения шли от его имени, но означает ли это, что сам царь Иван IV был автором и разработчиком законов и указов? Как отмстил Б. Н. Флоря, истинная степень участия царя в проведении курса преобразований практически неустановима. Поэтому ученые обращают внимание на окружение царя, его ближайших советников, руководителей государственных ведомств.

Формирование ближнего круга государя происходило, как и раньше, по родственно-клановому принципу. В 1547 г. Иван IV женился на Анастасии Романовой-Юрьевой из могущественного боярского клана Захарьиных-Юрьевых. Этот брак возвысил ее родственников. Правительственную группировку, которая начала преобразования в конце 1540-х – начале 1550-х гг., иногда в наушной литературе называют "правительством Юрьевых". Большое моральное влияние на царя оказывал Сильвестр, священник государевой домовой церкви – кремлевского Благовещенского собора.

"В руках названных лиц вскоре же сосредоточились важнейшие отрасли управления. Д. Р. Юрьев возглавил Большой дворец, а затем Казанский дворец, а В. М. Юрьев – Тверской дворец. Помимо Юрьевых-Захарьиных, в думу вошли Яковлевы-Захарьины (3. П. Яковлев и М. В. Яковлев), их родня И. В. Шереметев и Морозовы. Захарьины старательно насаждали своих сторонников в центральном приказном аппарате. К числу их принадлежали дьяк Н. А. Фуников-Курцев и И. М. Висковатый... Среди Захарьиных, видимо, не было выдающихся государственных деятелей. Но их приход к власти способствовал выдвижению многих лиц, сыгравших ведущую роль в проведении реформ".

В 1553–1554 гг. в окружении царя разразился сильный политический кризис. Его обстоятельства с трудом поддаются изучению. Ясно одно: кризис был связан с вопросом престолонаследия. По всей видимости, в окружении царя во время его болезни возникли разногласия по поводу того, кому присягать после возможной смерти государя – сыну Ивана IV царевичу Дмитрию или потомку удельного князя Андрея Старицкого князю Владимиру Андреевичу. Проблема заключалась в малолетстве Дмитрия: мальчику не исполнилось и года (родился в октябре 1552 г.), и его приход к власти означал бы возрождение боярского правления, чего никто не хотел. Выздоровевший царь расценил колебания бояр как признак измены.

Так или иначе, но в 1553–1554 гг. происходит смена правящих кругов Российского государства, изменение состава лиц, которые были рядом с царем и оказывали влияние на его решения. Резко падает значение клана Юрьевых. Возвышаются бояре И. Д. Бельский, Д. И. Курлятев, клан Булгаковых, окольничие А. Ф. Адашев, Л. А . Салтыков, Ф. И. Умной-Колычев, казначеи X. Ю. Тютин и Ф. И. Сукин. Этих людей и надо считать главными творцами реформ 1550-х гг.

Несомненным лидером преобразований и ближним советником государя был Алексей Федорович Адашев. Он с юных лет был рядом с великим князем: в разряде свадьбы Ивана IV 1547 г. он назван в числе лиц, мывшихся с Грозным в бане. Но настоящее возвышение Адашева начинается с Казанской кампании 1551 – 1552 гг., когда он руководил важнейшими дипломатическими миссиями и вел ключевые переговоры с казанской знатью. В 1553 г. он вошел в Боярскую думу в чине окольничего, и хотя не достиг более высоких чинов, мог приказать "царевым словом" выдать ту или иную жалованную грамоту. Есть свидетельства его законотворческой деятельности. В 1553–1560 гг. Адашев вместе с дьяком И. М. Висковатым практически постоянно возглавлял переговоры России с Великим княжеством Литовским, Ливонским орденом, Швецией. По мнению ряда исследователей (И. Грали и др.), именно неудачи русской дипломатии, не сумевшей предотвратить вступление в Ливонскую войну Великого княжества Литовского, послужили причиной опалы Алексея Адашева. Другие ученые (А. А. Зимин, Р. Г. Скрынников, А. Л. Хорошкевич и пр .) считают обстоятельства дипломатической борьбы лишь поводом, а главную причину опалы на Адашева видят в отказе царя от курса реформ. Так или иначе, но в 1560 г. Адашев попадает в опалу и отправляется на войну в Ливонию, где вскоре и умирает.

Как можно охарактеризовать ту группу близких к власти лиц, с деятельностью которых, по всей видимости, надлежит связывать изучаемые реформы? В историографии ее принято называть Избранной радой. Причем часть исследователей относят ее деятельность только ко второй половине 1550-х гг. (Р. Г. Скрынников), а другие (А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич, С. О. Шмидт и пр.) распространяют время существования Избранной рады на 1549–1560 гг., т.е. на весь период реформ.

Состав и характер деятельности Избранной рады

Взгляды ученых по этому поводу весьма противоречивы. Одни видят в Избранной раде лишь неофициальный кружок ближних государевых советников. В частности, С. В. Бахрушин отождествлял Избранную раду с Ближней думой – выделившейся из Боярской думы структурой, в состав которой входили наиболее доверенные лица. В историографии можно встретить и такое определение: "правительство А. Ф. Адашева – Сильвестра", т.е. этим лицам приписывается реальное управление страной при фактически номинальном государе Иване IV. Историк Д. Н. Алыпиц видит в Избранной раде "демократическое правительство", которое было исторической альтернативой введенной в 1564/1565 г. самодержавной "тоталитарной" опричнине.

Ряд историков (А. А. Зимин, С. О. Шмидт и др.) придерживается трактовки Избранной рады как "правительства компромисса" между различными группировками класса феодалов, боярством и дворянством. В. Б. Кобрин определял Избранную раду как "правительство консолидации" господствующего класса, целью которого было восстановить работу центрального правительственного аппарата, подорванного острой борьбой за власть в 1530–1540-е гг. Некоторые историки (И. И. Смирнов, А. Н. Гробовский, А. И. Филюшкин), не отрицая выдающуюся роль А. Ф. Адашева как политика, говорят о мифическом характере Избранной рады. Иван Грозный просто выдумал эту группировку как пример деятельности преступных бояр, намеревавшихся отобрать у него власть, данную от Бога. В то же время Андрей Курбский изобразил Избранную раду правительством "праведников", полусвятых (Алексей Адашев под его пером был "отчасти в некоторых нравах ангелам подобен"). Поскольку сочинения Грозного и Курбского – наши единственные источники за XVI в., в которых рассказывается об Избранной раде (она не упоминается ни в одном другом документе того времени), то перед нами скорее политическая легенда, чем отражение реалий политической жизни России середины XVI в.

Дискуссии об Избранной раде продолжаются.

С 1558 г., видимо, в связи с начавшейся войной в Ливонии, интенсивность законотворчества слабеет. Реформы идут на спад и окончательно затухают в начале 1560-х гг. Часть из задуманных преобразований не удалась (не были окончательно отменены местничество, "кормления"), не была полностью реализована "тысячная" реформа и т.д. Но успех многих других преобразований определил направление развития страны на многие годы вперед.