Политика и практика резервирования в России

Резервные требования к коммерческим банкам стали применяться в России (СССР) с конца 1980-х гг. Госбанк СССР тогда установил норму обязательных резервов, равнявшуюся 5% суммы привлеченных средств; норма считалась завышенной.

В 1991 г. ЦБ РФ издал Инструкцию № 1, в соответствии с которой норма резервирования составляла 2%. В значительной мере это был политический шаг; уже в следующем году указанная норма всего за 4 месяца увеличилась до 20%. Несколько позже нормы резервирования были дифференцированы в зависимости от сроков размещения ресурсов, привлекаемых банками: по счетам до востребования – 20%, по срочным обязательствам банков –15%.

В последующие годы в порядок резервирования неоднократно вносились изменения, в разной степени касавшиеся:

• величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состава ресурсов;

• расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию;

• методики расчета.

Постоянно вовлекались в сферу резервирования все новые виды привлеченных средств.

Всеобъемлющее резервирование с высокими нормами означает для банков удорожание стоимости привлекаемых ими ресурсов. А дорогие ресурсы должны размещаться в высокодоходные операции, иначе даже рассчитаться за такие ресурсы окажется нечем. Высокодоходные операции, в свою очередь, нередко предполагают повышенную степень риска. Впрочем, риски банковской деятельности в России и без того высоки. Отсюда ясно, что такое резервирование вело многие банки к банкротству.

Резервные требования являются не только эффективным (при грамотном их использовании и при наличии определенных условий), но и сильнодействующим "экономическим лекарством", и применять этот инструмент следует крайне осторожно. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого "лекарства", что стало постоянным явлением в банковской системе России.

Для выполнения резервных требований российские банки отвлекают из оборота весьма значительные средства, которые превращаются в активы, не приносящие дохода, и не попадают в реальную экономику. Международный опыт дает примеры того, как центральные банки могут в той или иной степени облегчать коммерческим банкам соответствующее бремя. К сожалению, Банк России в этом плане до сих пор почти ничего не предпринимал.

Во многих странах, прежде всего с высокими нормами резервирования, центральные банки начисляют определенные проценты на суммы, депонируемые у них коммерческими банками. В России этого не было и нет.

В целом можно констатировать, что политика Центробанка в области резервных требований (резервная политика) никогда не отличалась особой логичностью и последовательностью (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Нормативы обязательных резервов, %

Сроки

Отчисления банков в ФОРы

С привлеченных средств в рублях

Со средств в валюте

С 01.04.1992

Норматив для средств, привлеченных до востребования, и сроком до 1 года – 20.

Норматив для средств, привлеченных на срок свыше года, –15

С 01.03.1994

Норматив для средств, привлеченных до востребования, – 20.

Норматив для средств, привлеченных на срок, – 15

до востребования и срочные до 30 дней

срочные от 31 до 90 дней

срочные свыше 90 дней

С 01.02.1995

22

15

10

2

С 01.05.1995

20

14

10

1,5

С 01.05.1996

18

14

10

1,25

С 01.06.1996

20

16

12

2,5

С 01.08.1996

18

14

10

5

С 01.11.1996

16

13

10

5

С 01.05.1997

14*

11*

8*

6

С 01.11.1997

14

11

8

9

С 01.02.1998

Единый норматив для всех привлеченных средств независимо от сроков привлечения –11**

С 04.08.1998

Единый норматив для всех привлеченных средств независимо от сроков привлечения –10 ***

С 01.09.1998

Дифференцированные нормативы в зависимости от удельного веса вложений в ГКО-ОФЗ в работающих активах банков (по балансу на 01.08.1998 г.): для банков с удельным весом в 40% и более – 5% привлеченных средств в рублях и валюте; для банков с удельным весом от 20 до 40% – 7,5

С 01.12.1998

Единый норматив для всех привлеченных средств – 5

С 09.03.1999

Единый норматив для всех привлеченных средств в рублях – 5

7

С 01.06.1999

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, – 8,5.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 5,5

8,5

С 01.01.2000

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, – 10.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 7

10

С 01.04.2004

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, – 9.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 7

9

С 05.06.2004

Единый норматив для всех привлеченных средств – 7

С 01.07.2004

Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 2****.

Норматив для любых иных привлеченных средств – 7

С 08.07.2004

Норматив для любых привлеченных средств в рублях и валюте (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) – 3,5.

Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 0

С 01.08.2004

Норматив для любых привлеченных средств в рублях и валюте (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) – 3,5.

Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 2

С 01.10.2006

Единый норматив для всех привлеченных средств – 3,5

С 01.07.2007

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 4.

Норматив для любых иных привлеченных средств – 4,5

С 01.10.2007

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 3.

Норматив для любых иных привлеченных средств – 3,5

С 05.01.2008

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 4.

Норматив для любых иных привлеченных средств – 4,5

С 01.03.2008

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 4.

Норматив для иных привлеченных средств в рублях и валюте (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) – 5. Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 5,5

С 10.07.2008

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 5.

Норматив для иных привлеченных средств в рублях и валюте (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) – 5. Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 7

С 01.09.2008

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, – 5,5.

Норматив для иных привлеченных средств в рублях и валюте (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) – 6. Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 8,5

С 08.09.2008

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, –1,5.

Норматив для иных привлеченных средств в рублях и валюте (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) – 2. Норматив для любых средств, привлеченных от банков-нерезидентов – 4,5

С 05.10.2008

Единый норматив для всех привлеченных средств – 0,5

С 01.05.2009

Единый норматив для всех привлеченных средств – 1

С 01.06.2009

Единый норматив для всех привлеченных средств –1,5

С 01.07.2009

Единый норматив для всех привлеченных средств – 2

С 01.08.2009

Единый норматив для всех привлеченных средств – 2,5

С 01.02.2011

Норматив для любых средств, привлеченных от юридических лиц-нерезидентов – 3,5.

Норматив для всех иных привлеченных средств – 3

С 28.02.2011

Норматив для любых средств, привлеченных от юридических лиц-нерезидентов – 4,5.

Норматив для всех иных привлеченных средств – 3,5

С 01.04.2011

Норматив для любых средств, привлеченных от юридических лиц-нерезидентов – 5,5.

Норматив для всех иных привлеченных средств – 4

Примечание.

* Такие нормативы были установлены и для Сбербанка РФ в отношении средств юридических лиц. В части средств физических лиц норматив был снижен с 10 до 9,5% независимо от сроков размещения денег.

** Норматив распространялся и на Сбербанк.

*** Для Сбербанка действовали иные нормативы: с рублевых средств физических лиц – 7%, с остальных средств –10%.

**** Норматив был введен в действие с 01.08.2004.

Действующий порядок резервирования

Основные моменты действующего порядка резервирования средств в ФОРы зафиксированы в Положении ЦБ РФ от 07.08.2009 № 342.

1. Обязанность выполнения резервных требований возникает у любого банка с момента получения им лицензии, и исполнение этой обязанности является необходимым условием ведения банковской деятельности.

2. Обязательные резервы формируются только в рублях на специальных счетах, открытых кредитной организации в подразделении (подразделениях) расчетной сети Банка России, средства на которые перечисляются в безналичном порядке.

3. Указанные резервы формируются отдельно по обязательствам банка (привлеченным им средствам), подлежащим резервированию, в рублях и отдельно по обязательствам, подлежащим резервированию, в иностранной валюте.

4. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

5. Размер обязательных резервов Банк России (его уполномоченное учреждение) регулирует ежемесячно. На основании соответствующего решения Совета директоров ЦБ РФ либо по особым основаниям, применимым к отдельным банкам (см. п. 8.4 Положения № 342), может быть проведено внеочередное регулирование размера данных резервов.

Банк должен сам рассчитывать суммы, подлежащие перечислению на счета для учета обязательных резервов. Такие суммы рассчитываются исходя из остатков денег на счетах для учета привлеченных средств, подлежащих резервированию, и действующих нормативов резервных требований. Соответствующий расчет (по форме приложения 1 к Положению ЦБ РФ № 342) и другие необходимые документы представляются в уполномоченное подразделение ЦБ РФ в установленные им сроки.

Сумма, подлежащая депонированию в Банке России, конкретно определяется на основании документов, формы которых приведены в приложениях 2–6 к Положению ЦБ РФ № 342, по табличной схеме, данной в виде приложения 1 к тому же Положению.

Банкам дается возможность использовать механизм усреднения обязательных резервов. Усреднение суммы обязательных резервов в следующем месяце после отчетного как форма поощрения может быть разрешено стабильным банкам, отвечающим ряду критериев (см. п. 5.2 Положения ЦБ РФ № 342).

Имеет свои особенности порядок выполнения резервных требований проблемными банками (см. главу 8 Положения ЦБ РФ № 342).