Политика государства

Действия правительства также способны усилить или ослабить конкурентные преимущества страны. При этом необходимо делать анализ влияния политики правительства на каждый из детерминантов. Если государственная политика проводится без се должной оценки с точки зрения влияния на систему детерминант, то она в равной степени может подорвать конкурентные преимущества страны или усилить их. Государство не может и не должно создавать конкурентоспособные отрасли – это прерогатива частных компаний. Вместе с тем государство может быть катализатором развития бизнеса, проводя разумную макроэкономическую политику. Государству следует побуждать компании к конкуренции между собой, а прямое вмешательство в дела бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей следует ограничивать.

Государство может способствовать развитию бизнеса косвенными методами регулирования: проводить разумную налоговую политику, стимулировать НИОКР, следить за уровнем национальных стандартов качества. Государству желательно проводить антимонопольную политику, развивать общественную инфраструктуру, инвестируя в образование, здравоохранение, культуру и транспорт, при необходимости прибегая к государственным закупкам.

Размышляем самостоятельно

Подумайте, каким образом налоговая политика может усиливать или ослаблять конкурентоспособность национальных производителей товаров (услуг).

Проблема во взаимоотношениях государства и частного бизнеса, по Портеру, заключается в том, что задачи государственной политики и задачи бизнеса имеют разную ориентацию во времени. Государственная политика в большей степени должна удовлетворять надежды избирателей, которые не любят долго ждать. Политики избираются на достаточно короткий срок и стремятся в течение него в максимальной степени понравиться избирателям, нередко прибегая к популизму. Таким образом, время политиков достаточно коротко, о долгосрочной стратегии здесь говорить довольно трудно. Соответственно, решения правительства в большей степени носят краткосрочный характер, чем решения предпринимателей.

Компании, напротив, озабочены тем, чтобы подготовить себе хорошую почву для безбедного существования в будущем. Их стратегия направлена в долгосрочную перспективу, поскольку для создания конкурентного преимущества в отрасли нужны долгие годы упорной работы. Краткосрочные решения правительства, а также краткосрочные пожелания акционеров только раздражают бизнес, приводят к ошибкам в сфере управления национальной экономикой. Впрочем, наиболее крупные компании могут иметь в правительстве свое лобби, что не всегда однозначно плохо.

"Конкурентный ромб" М. Портера (см. рис. 12.2) является комплексной системой, его детерминанты постоянно воздействуют друг на друга. Преимущество в одном свойстве страны создает или усиливает преимущества других свойств. Конкурентными считаются преимущества, которые имеются во всех частях ромба. Конкурентные преимущества на основе только одной – двух детерминант возможны только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где не применяются сложные технологии и навыки. Такие преимущества невозможно долго удержать, они являются ускользающими, перетекают из одной страны в другую. Например, российские запасы сырья уже не делают нашу страну долгосрочно конкурентоспособной в сырьевом сегменте мирового рынка: новые месторождения нефти и газа открываются и в Африке, и в Латинской Америке, и в Австралии, и в Северной Америке, и в Европе, а современные технологии позволяют обходиться синтетическими заменителями многих полезных ископаемых, а также добывать сланцевый газ практически повсеместно.

Для того чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в передовых отраслях экономики, необходимо иметь преимущества во всех составляющих "ромба". Преимущества по каждому детерминанту в отдельности не есть посылка для конкурентоспособности данной отрасли, поскольку конкурентам из зарубежных стран значительно проще ликвидировать или скопировать такое преимущество. И только комплекс свойств страны определяет ее глобальное лидерство как конкурентоспособной державы мирового класса. Национальные конкурентные преимущества возникают только тогда, когда уникальной системой является весь "ромб", его в таком случае невозможно продублировать другим странам. Задача любой страны – создание и удержание так называемых устойчивых конкурентных преимуществ – преимуществ во всех детерминантах "ромба" и благоприятной конфигурации переменных. Это позволяет национальным компаниям или индивидуальным предпринимателям становиться конкурентоспособными на внешних рынках и открывает новые перспективы для международного бизнеса.

Портер считает, что в стране может идти либо процесс роста конкурентоспособности, либо процесс упадка. Упадок характерен потерей конкурентоспособности в одной из важных отраслей национального хозяйства, за чем следует подрыв всего кластера. Напротив, если поэтапно развивать наиболее перспективные отрасли экономики, то их, а вслед за тем и всю страну, ожидает успех на мировой арене. Таким образом, теория Портера позволяет оценить общий профиль состояния международной конкурентоспособности той или иной страны мира и выявить наиболее благоприятные отрасли ее национального хозяйства, обладающие высоким потенциалом для международного бизнеса.

Вопросы практики

Хорошим примером страны, располагающей устойчивыми международными конкурентными преимуществами в фармацевтике, является Швейцария и ее две флагманские фармацевтические компании – Roche и Novartis.

Говоря о параметрах факторов, можно отметить: отличную образовательную подготовку персонала данных компаний благодаря высокому качеству преподавания в швейцарских университетах и политехнических школах, накопленному объему собственных знаний в медицине, биологии, химии – приоритетных для Швейцарии науках; легкий доступ к высококлассной национальной банковской системе, гарантирующей финансирование исследований и производства.

Параметры внутреннего спроса также способствуют развитию швейцарской химико-фармацевтической промышленности: Швейцария славится своими достаточно дорогими частными клиниками международного значения, специализирующимися на кардиологии, онкологии, бронхопульмонологии, спортивной медицине, обеспеченные пациенты которых создают устойчивый спрос на инновационные медикаменты.

Смежные и обслуживающие отрасли представляют собой высокоразвитое химическое производство, из которого исторически вышла швейцарская фармацевтика (первоначальной базой для нее послужило производство красителей для текстильной промышленности в Базеле – штаб-квартире для Roche и Novartis, настоящем кластере фармацевтической промышленности Швейцарии; производство медицинского оборудования, для которого Roche и Novartis поставляют расходный материал; развитый национальный сектор здравоохранения, составляющими которого являются одни из главных потребителей Roche и Novartis – университетские и кантональные госпитали, а также многочисленные частные клиники. Стоит отметить и местонахождение в Швейцарии ВОЗ и Международного красного креста, которые также ориентируются на продукцию швейцарских фармацевтов.

Безусловно, у Roche и Novartis есть и долгосрочная стратегия, и адаптированная под конкретные рынки структура региональных представительств, да и сами они конкурируют не только друг с другом, но и с более мелкими швейцарскими компаниями – производителями лекарств.

В ряду случайных событий, благоприятно отразившихся на бизнесе швейцарских фармацевтов, можно отметить всплеск спроса на противовирусные препараты (в частности, Tamiflu) в период глобального распространения атипичной пневмонии, свиного и птичьего гриппа. При этом часть препаратов в массовом порядке закупалось под эгидой ВОЗ и национальных служб здравоохранения зарубежных стран.

Политика государства также благоприятна фармацевтическим компаниям – резидентам Швейцарской Конфедерации: совокупный налог на прибыль для них не превышает 20%, а полученные роялти (в фармацевтическом бизнесе, связанном с интеллектуальной собственностью на лекарственные препараты, это немаловажно) освобождаются от налогообложения. В итоге можно сделать вывод, что как детерминанты, так и переменные в модели М. Портера способствуют успешному бизнесу швейцарских фармацевтических компаний, их конкурентные преимущества, таким образом, устойчивы. В действительности до 40% товарного экспорта Швейцарии составляет фармацевтическая продукция, а доля швейцарских компаний на мировом фармацевтическом рынке – около 10%.

Обратимся теперь к авторитетным международным исследованиям, ранжирующим страны мира и их национальные компании в зависимости от уровня конкурентоспособности. По данным рейтингам можно судить о состоянии и перспективах развития международного бизнеса в том или ином государстве. Для предпринимателей это показатель наиболее перспективных рынков ведения бизнеса, а для государств – индикатор возможных проблем в области национальных конкурентных преимуществ.