Политичность философии и политическая философия

Если политика связана с обустройством социальной жизни, обеспечением развития общества, то философия уже в силу отмеченного обобщения и систематизации различных проявлений социальной жизни приобретает политическое значение. В этом плане политична любая философия. Но что осмысляет политическая философия? Если философия – осмысление мира во всей его целостности, человека и его места в этом мире, то что есть мир политического?

Если политикадеятельность, связанная с властными отношениями (принципами, нормами, институтами), гарантирующими жизнеобеспечение и развитие общества, то вне зависимости от конкретной политической системы и исторической ситуации реализация политики предполагает решение вопросов о власти, жизнеобеспечении общества, а значит, проблем безопасности, развития, справедливого порядка, регулирующего реализацию интересов социальных акторов. При этом следует различать политику (policy) как некую стратегию, программу действий по решению проблем, реализации интересов (социальная, правовая, молодежная, экономическая и другие политики) и политику (politics) – как борьбу за получение и удержание власти.

В первом случае политика предстает как специфическая форма деятельности, приносящая, как говорил Платон, "себе и друзьям пользу, врагам – вред". Во втором случае политика предстает как сфера деятельности в связи и вокруг власти, реализующей определенные стратегии.

При этом, однако, центральным, системообразующим политическое является феномен и идея власти, которая не сводится к формированию и развитию государства. Политическое существовало до возникновения государства, оно проявляется в отношениях между различными организациями, в гражданском обществе, в межличностных отношениях.

Политическая философия не сводится к партийной философии, политической ангажированности философа. Она не сводится также и к философской публицистике по поводу отдельных вопросов и проблем. Ее предмет составляют вопросы об условиях возможности правильной жизни, о свободе и наилучшем политическом порядке. Уже сам вопрос о правильном и справедливом относит человека и мышление в политическую сферу.

Специфика политической философии

Философия = осмысление мира, человека, его места в мире

Политический мир = мир социальный = система явлений, процессов, отношений, институтов

Что делает их политическими?

Проблема власти и государства = центральная (образующая предмет) проблема политической философии

Для понимания сущности политической философии ключевую роль играет фигура Сократа – "первого политического философа" (по определению Л. Штрауса). Дела и судьба Сократа показывают, что политической является та философия, которая, осознавая себя в качестве "любви к мудрости", понимает всю степень своей вовлеченности в политическую общину и делает ее в конце концов своим предметом. Поэтому непосредственной проблемой политической философии оказываются политическая общность и вопрос о том, как ее наилучшим образом организовывать в самом общем смысле.

Политическая философия – осмысление обустройства общества, роль в этом обустройстве власти (государства) и личности. Основаниями такого обустройства может быть политическая теология (Павел, Августин, М. Лютер, Ж. Кальвин). Собственно же политические философы (Сократ, Платон, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо) в вопросах о правильном и справедливом уповали на человеческий разум и свободу воли. В этом плане политическая философия проводит границу между философией и политической теологией как двумя типами политики, отливающимися в формы теократии или светского государства.

Особо стоит отметить роль личности в политических отношениях. В политическом контексте личность и ее роль в качестве политического актора раскрываются в двух планах. На ранних стадиях развития политической философии главное внимание уделялось личности властителя, политического лидера. Однако по мере формирования и все большей активности гражданского общества все большее значение получает личность как гражданин, носитель определенной гражданской идентичности и сознания.