Политическом культура

На формирование властных отношений и функционировании политической системы оказывает влияние "политическая культура". Именно она определяет характер протекания политического процесса, способствует или мешает переменам в обществе, и особенно это заметно в периоды революционных перемен.

Термин "культура" произошёл от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В широком смысле культура — это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей.

На протяжении всей истории развитии политической мысли учёными признавалось наличие субъективной стороны политической действительности. Мыслители Древнего мира признавали очевидной связь сознания и поведения человека.

Немецкий просветитель Иоганн Гердер в XVШ веке впервые ввёл понятие "политическая культура". И. Гердер использовал данное понятие по отношению к проблемам национального характера и национального самосознания. В научный оборот это понятие вошло в 50-е гг. XX века.

В работах многих учёных понятие "политическая культура" ограничено сферой сознания. Такие известные исследователи, американские политологи, как Габриэль Алмонд (1911—2002) и

Сидней Верба под "политической культурой" понимают совокупность политических ориентации, присущих населению в целом или его группам. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе на политическую культуру влияют следующие факторы:

— первичная социализация;

— уровень образования;

— доступ к средствам массовой коммуникации;

— наличие опыта контактов с правительственными организациями;

— влияние социально-экономической действительности. Современные исследователи придерживаются расширенного толкования понятия "политическая культура".

Политическая культура — составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов.

В состав политической культуры входят следующие компоненты:

— ценности, составляющие мотивационный базис политики;

— нормы, регулирующие поведение;

— символы, условные образы идеалов (герб государства, гимн, национальные флаги);

— традиции, передаваемые из поколения в поколение;

— средства, при помощи которых осуществляется реализация политических ориентации.

Важной характеристикой политической культуры является степень её однородности.

Разнообразие политической культуры формирует субкультуры. Среди значимых субкультур в политологии выделяют следующие виды: социальные, этнические, конфессиональные, региональные, возрастные.

Политическая культура — это не статичное образование. Она изменяется вместе с развитием общества и её носителями — социальными общностями. В зависимости от особенностей сферы общественной жизни, в которой действует культура, а также элементов самой культуры в ней осуществляется своеобразный синтез культуры определённой сферы, в нашем случае — политической.

Существуют разные подходы к пониманию типологии политической культуры. Основные её критерии таковы:

— степень согласованности политических субкультур в данной стране;

— базовые ценности, на которые ориентируются общности в политике;

— ориентация на регулятивные механизмы, действующие в рамках данной политической системы;

— характер поведения людей в различных политических системах.

На основании данных факторов можно выделить для типа политических культур: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

На основе базовых ценностей выделяют три типа политической культуры: культуру высокой гражданственности, элитарную, архаическую.

На основе двух регуляторных механизмов, которые используются для управления обществом, государством и рынком, выделяют следующие типы политической культуры:

— рыночную политическую культуру, которая ориентирована на конкуренцию, высший её принцип — частные интересы;

— бюрократическую политическую культуру, которая связана с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом и ориентирована на ограничение конкурентной борьбы, так как интересы государства выше частных интересов.

На основе поведения людей в политической системе существует предложенная Г. Алмондам и С. Вербой и принятая в науке классификация политической культуры. Эти исследователи выделили три типа политической культуры:

— патриархальная, где знания граждан о государстве ограничены;

— подданническая., ей присуща сильная ориентация на политические институты, она сочетается с низкой активностью граждан в политическом процессе;

— активистская., выражается в заинтересованности граждан в политическом процессе.

В цивилизованном обществе не может быть культуры вне политики. И наоборот, так как политика и культура в политической сфере общества отражают политические отношения и виды политической деятельности субъектов, это значит, что между ними могут существовать противоречия и они могут находиться как в поле напряжённости, отчуждения друг от друга, так и в попе позитивного взаимодействия. Политическая культура в условиях антидемократических режимов неизбежно испытывает давление и находится в рамках жёстких идеологических постулатов или становится подпольной.

Политический культура — это ценностные представления человека о политических явлениях и реализованный на практике стереотип его поведения или же стиль его деятельности как субъекта политической власти. Здесь политическая культура демонстрирует, насколько человек освоил, впитал общезначимые и принятые в обществе образцы политической деятельности.

Рассмотрим более подробно функции политической культуры.

1. Идентификационная функция обеспечивает потребности человека в осознании своей групповой принадлежности.

2. Адаптационная функция обеспечивает приспособление к окружающей среде.

3. Регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций, на восприятие ими политических событий, оценку политических систем, политических деятелей, должностных лиц, аппарата управления, правящей элиты, лидеров, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений.

4. Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, расширению её кругозора за счёт уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний.

5. Коммуникативная обеспечивает взаимодействие всех субъектов власти и осуществляет передачу новым поколениям традиций, стереотипов политического сознания и поведения, эталонов доминирующей политической культуры.

6. Интегративная (интегрирующая) функция обеспечивает всем группам возможность сосуществования в рамках определённой политической системы, способствует единению всех слоев общества, создавая широкую социальную базу существующей власти правящего класса (социальной группы, слоя, элиты и т. п.), устанавливает поддержку функционирующей политической системы со стороны большинства общества. Значимость данной функции состоит и в том, что именно она должна способствовать стабильности политической системы.

7. Функция социализации предполагает приобретение индивидом определённых навыков и свойств, позволяющих реализовать свои политические интересы. Политической социализации в обществе придаётся большое значение потому, что она обеспечивает преемственность в передаче от поколении к поколению политических установок и ценностных ориентации; осуществляет подготовку к реализации прав и обязанностей гражданина и плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь; её роль — содействовать обеспечению политической стабильности, равновесию, устойчивости политической системы.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями: 1) передачей новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры (это происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ и т. д.); 2) приобретением личностью новых, ранее не известных политических знаний, усвоением нового политического опыта.

Кроме того, активное участие людей в политической жизни является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом. А это, в свою очередь, позволяет организовать контроль за деятельностью политико-управленческого аппарата со стороны народа, противодействие бюрократических приёмов в деятельности аппарата управления.