Политическое участие в России

Вместе с крахом коммунистического политического режима в нашей стране завершилась и эра "мобилизованного участия". Однако это не привело к одновременному созданию ноной структуры участия, свойственной странам с устоявшейся демократией. После исчезновения институтов, ранее обеспечивавших высокий количественный уровень участия, старые формы участия прекратили существование, а новые еще не получили должного развития. В настоящее время в России уровень политического участия по таким параметрам, как число активистов партий, других политических ассоциаций и групп, участие на местном уровне, организация массовых кампаний заметно отстает от уровня европейских стран и США, который, как уже отмечалось, сам по себе считается довольно низким. По данным социологических исследований, примерно две трети граждан никогда и ни в каких формах коллективной общественной деятельности участия не принимали. Наиболее распространенными формами общественной деятельности (в порядке убывания) являются участие в субботниках, воскресниках, в избирательных кампаниях, в посещении собраний, встреч, конференций, организованных общественными организациями или неформальными общественными группами, в акциях подписания коллективных писем в СМИ и в органы власти, в передаче денежных пожертвований в пользу какого-нибудь общественно полезного проекта или организации, в митингах и демонстрациях. Менее всего востребованы виды активности и участия, связанные с традиционными институтами, – партиями, профсоюзами, общественными организациями. Не испытывая глубокого доверия ни к политическим партиям, ни к органам государственной власти и местного самоуправления, граждане в целом не склонны расширять спектр своей политической активности. В результате низкий уровень политического участия граждан естественным образом замещается усилением государственного регулирования политической практики.

Основной причиной пассивности российских граждан является неразвитость гражданского общества, прежде всего слабость политических партий и общественных организаций; при этом политическая система в целом не расположена отзываться конструктивным образом на политическую активность граждан, а современные институциональные изменения скорее сужают, а не расширяют политические возможности граждан. Кроме того, сказывается усталость большинства людей от ожидания существенных позитивных изменений в уровне их благосостояния, в которые многие поверили на волне демократизации; по сравнению с началом 1990-х гг. оптимизма стало значительно меньше, и на смену ему пришли апатия и разочарование. Наконец, демократические ценности, в том числе ценность политического участия, хотя и признаются населением, но почти не воспринимаются им в контексте решения персональных, групповых и общественных проблем; очень немногие граждане готовы протестовать даже при существенном ухудшении их положения. При этом в последнее десятилетие в СМИ активно пропагандируется идея о том, что решения в политике должны приниматься профессионалами, а ценности участия либо не продвигаются, либо к ним формируется фактически негативное отношение. В результате политика все более воспринимается как вотчина "политического класса" и его непосредственного окружения – активистов и волонтеров политических партий, работников СМИ, аналитиков, имиджмейкеров и др.

Что касается электорального поведения, то по количественным показателям оно сопоставимо с большинством других стран (хотя и не может быть отнесено к числу высоких) и также зависит от таких факторов, как доход, статус, пол, возраст: она также возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

На качественную специфику электорального поведения в России влияет ряд структурных факторов. Во-первых, переход от плановой экономической системы к рыночной и разрушение старой социальной системы существенно изменили социальную структуру общества. Однако процесс структурирования новых групповых интересов еще не завершен, что проявляется в сохраняющейся размытости социальной структуры и неустойчивости положения людей в обществе. Это отражается в отсутствии стабильных связей между социальным положением индивидов и их электоральными предпочтениями, что создает определенные трудности в использовании социологического подхода в качестве модели объяснения электорального поведения в современной России. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что многие социальные факторы не оказывают существенного влияния на голосование. Например, на выборах в России практически не просматривается отмечаемый в исследованиях электорального поведения в западных странах "раскол" между собственниками и рабочими. Тем не менее можно предположить, что по мере укрепления рыночной экономики и стабильности социальной структуры роль социального фактора в формировании политических предпочтений повысится.

Во-вторых, отсутствие демократических традиций и неустойчивость партийной системы естественно снижают уровень партийной идентификации. Об этом отчасти свидетельствуют и существенные колебания в результатах голосования в разные годы практически за все российские партии, а также возможность очень быстрой и весьма эффективной "раскрутки" новых партий власти. В силу неустойчивости партийных предпочтений выбор между кандидатами и партиями часто зависит от сиюминутных факторов – настроения, несвоевременной задержки заработной платы перед голосованием, советов друзей и т.н. Вместе с тем по мере стабилизации партийной системы в последние годы наблюдается и большая стабильность партийных предпочтений и электорального поведения граждан.

В-третьих, механизм создания новых партий власти, характер избирательных кампаний и сами результаты выборов показывают, что на электоральное поведение в России существенно влияет так называемый "административный ресурс" – использование СМИ, государственных средств, управленческих структур, должностных возможностей для поддержки кандидатов партии власти. Этим отчасти обусловлен и отказ от ретроспективного голосования многих граждан, не "наказывающих" правящую элиту за отсутствие существенного улучшения своего материального положения. Исследования показывают, что около половины россиян не доверяет институту выборов, считая, что выборы не отражают мнение народа.