Лекция 7. Политический режим как способ осуществления государственной власти

Изучив ОГЛАВЛЕНИЕ данной главы, бакалавр должен:

знать

• сущность политического режима, его значение в системе осуществления государственной власти;

• типы политических режимов;

• особенности демократических, тоталитарных и авторитарных политических режимов;

• специфические проявления политического режима в современной России;

уметь

• разбираться в содержании политических режимов современных государств, осуществлять их сравнительный анализ;

• понимать взаимодействие объективных и субъективных факторов функционирования политических режимов;

• правильно оценивать социальную роль того или иного политического режима;

владеть

• научной методологией исследования социальной природы, содержания и роли различных политических режимов;

• пониманием путей совершенствования того или иного политического режима в интересах большинства граждан государства.

Понятие "политический режим" служит важной характеристикой всей системы власти и функционирования политической системы общества, которая определяет характер политической жизни в государстве. Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод граждан, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью общества. Политический режим включает в себя совокупность приемов и методов государственного властвования, состояние внутренних и международных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень законности, степень политической активности, определенный политический климат, существующий в данном государстве.

История развития государств знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. Наиболее обобщающим критерием выделения основных политических режимов является уровень политической свободы в отношениях "власть (государство) – общество", "власть – личность". Эмпирические измерения позволяют, сравнивая эти режимы, фиксировать принципиально различный уровень свободы в этих отношениях в условиях тоталитаризма (минимум свободы), демократии (максимум свободы), авторитаризма (в одних сферах наличие свободы, в других сферах ее отсутствие). Таким образом, выделяя различные типы политических режимов, политология ставит в центр внимания проблему границ (пределов) власти, т.е. в какой мере в том или ином обществе существуют пределы деятельности государства, как соотносятся в том или ином обществе свобода и власть.

Самый сложный и многогранный по формам реализации тип политического режима – демократический. Слово "демократия" впервые получило широкое распространение в Древней Греции и обозначало "власть народа" (от греч. demos – народ, и kratos – власть). Оно раскрывало ОГЛАВЛЕНИЕ политической жизни ее городов-государств в условиях непосредственного правления народа, свободных жителей полиса. Созданную греками политическую систему можно назвать первичной демократией или демократией городского собрания.

Современная демократия – это более сложное, организованное явление, имеющее не столько общие, сколько принципиально отличные от греческой демократии признаки.

Современный демократический политический режим возможен только там, где имеется развитое гражданское общество, где обеспечивается высокая степень участия граждан в различных сферах общественной жизни, осуществляется действенный контроль народа за реализацией власти представителями народа при верховенстве закона.

При демократическом режиме верховенство закона является определяющей чертой. Перед законом равны все. Закон – связующая нить общества с его плюрализмом интересов и государства, выражающего с помощью закона равнодействующую общезначимых, групповых и индивидуальных интересов. Однако следует подчеркнуть принципиальное отличие понимания закона в условиях демократии и его трактовки в других режимах. Современная демократия исходит из принципа приоритета того закона, который основан на верховенстве и неотъемлемости прав и свобод человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равную защиту законом и др.). Такое понимание права пронизывает всю общественную ткань и выливается в конкретное законодательство в экономической, социальной, политической, семейной, экологической, этнической и прочих областях. В итоге человек оказывается защищенным законом от несправедливости, неравноправия, привилегированности одних за счет других.

Демократический политический режим пронизан принципом плюрализма. Он проявляется во всех сферах жизни. Это и функционирование различных форм собственности в экономике, и широкий спектр общественно-политических организаций, партий и движений, и ориентация на бесконечное разнообразие духовных потребностей. Принцип плюрализма узаконен и является одной из важных форм осуществления прав человека. В плюрализме демократический режим имеет инструмент влияния на конкретную политику сил, находящихся в данный период у власти.

Плюрализм обеспечивается свободой слова, открытостью, возможностью публично высказывать любые взгляды, отстаивать самые разные позиции, за исключением пропаганды национальной, расовой и социальной вражды, пропаганды войны и идей, угрожающих здоровью человека.

Демократический политический режим, опирающийся на принцип плюрализма, включает в себя многопартийность, которая обеспечивает сменяемость партий у власти и партийную оппозицию. Современные западные политологи находят, что партийные системы влияют на стабильность общества. Наибольшую стабильность они связывают с двухпартийной системой, меньшую – с наличием множества партий.

В условиях демократии весомую роль играет политическая оппозиция. Каждое общество порождает всякого рода недовольство существующими обстоятельствами жизни и желание их изменить. Па этой базе возникает оппозиция правящим политическим силам, ставящая своей задачей приход к власти с целью изменения существующих условий, вплоть до замены государственного строя. Наличие оппозиции – обязательный элемент демократической политической системы. Оппозиция может быть конструктивной, которая своей объективной критикой и конкретными предложениями способствует развитию страны. Но оппозиция может быть и деструктивной, открыто выступающей против демократических преобразований и реформ, пропагандирующей даже противозаконные методы борьбы для свержения конституционного строя и установления собственной власти. Такая оппозиция подрывает устойчивость общества.

Таким образом, современный демократический режим имеет ряд общих черт и структурных атрибутов:

1) общепризнанная законность и участие народа в контроле над властью;

2) конкурирующая политика. Главным при демократии является процесс представительства интересов и смены власти посредством честной и всеобъемлющей конкуренции (соревновательные выборы);

3) наличие политических партий – основного механизма, обеспечивающего процесс формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;

4) гражданские, политические и социальные права.

Демократический политический режим – это на сегодняшний день наиболее эффективная форма взаимодействия государства и общества, власти и гражданина, которая постоянно совершенствуется под воздействием изменяющейся политической среды и глобальных преобразований в мире.

Другим является тоталитарный режим, который по своим основным характеристикам противоположен демократическому. До XX в. никогда ранее в мировой истории не было правления, аналогичного тоталитарному режиму. На это обращали внимание такие известные специалисты по тоталитарным режимам, как Ф. Хайек (Австрия), X. Арендт (Германия), Р. Арон (Франция), Ж. Желев (Болгария) и др.

При тоталитарном режиме в государстве создается политическая система особого рода. Тоталитаризм – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества. Здесь имеется минимум свободы для проявления творческой природы человека. Для ограничения свободы используются: жесткий контроль государства над экономикой, однопартийная система, тотальная идеология, монополия на СМИ, система террористического полицейского контроля и организованного насилия. Историческими причинами возникновения такого режима выступали: революции, поражение в войнах, обострение внутренних противоречий в стране, навязывание режима извне и др.

Первая мировая война и революция стали причиной возникновения тоталитарного режима в России. Поражение в Первой мировой войне и внутренние противоречия послужили причиной становления такого режима в Германии в 1933 г. После завершения Второй мировой войны Советский Союз (СССР) навязал тоталитарные режимы ряду государств Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. После распада СССР в мире сократилось количество политических режимов такого типа.

Рассматривая тоталитаризм как исторический феномен, исследователи выделяют три его взаимосвязанных и взаимообусловленных признака:

• абсолютная власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над человеком, государства над обществом;

• небывало мощное и целенаправленное внушение населению необходимых для данного режима политических стереотипов с использованием всех современных СМИ;

• принципиальная аморальность и полное презрение к человеку, его правам и свободам со стороны власти.

Абсолютный контроль над человеком делает невозможным существование гражданского общества, предполагающего самостоятельность людей в повседневной жизни, свободу индивидуума и его организаций от государственной опеки. Государственная власть формирует систему тотального контроля, сопровождаемого репрессиями, уничтожающими попытки проявления свободы человека.

Характерной чертой тоталитаризма является абсолютное господство определенной идеологии, широко распространенный мифологизм в духовной жизни общества.

Идея всеобщего огосударствления реализуется через централизованное планирование и государственное управление в экономике. Тотальное огосударствление делает функционирование общества похожим на муравейник: каждый выполняет свое дело, сомневающихся изолируют, несогласных уничтожают.

При тоталитаризме государственная власть стремится к тому, чтобы определяющую роль в жизни общества играла одна правящая партия. В отличие от многопартийности демократического режима тоталитарному обществу присуща, как правило, однопартийная система. Правящая партия не знает конкуренции, поскольку запрещена любая политическая оппозиция. Огосударствлению подлежат все общественные организации. Если же и допускается существование иных политических структур, то это чистая формальность. Ибо они могут функционировать только в рамках программы правящей партии. Как правило, другие партии являются символическими величинами, начиная с несопоставимой с правящей партией численности и кончая действительным влиянием на общественную жизнь.

Особенностью правящей партии в условиях тоталитаризма является ее срастание с государством. Партия пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, держит в своих руках и хозяйственный механизм, и политические процессы, и духовную сферу. Она срастается с бюрократией, узурпируя всю власть. Абсолютное господство партии через усиленную идеологическую обработку масс воспринимается как факт.

Тоталитарный строй держится не законами, а указаниями, распоряжениями и инструкциями правящей партии. Не существует законов о тайной полиции, подотчетности суда и прокуратуры, о контроле над судопроизводством, господствует телефонное право. Механизм тотального партийного управления предельно прост: любые общественные институты, даже органы защиты государства, пронизаны партийными структурами, руководящие комитеты которых принимают политические решения.

Партийно-государственная пирамида государственной власти в условиях тоталитаризма венчается диктатурой вождя, что невозможно в демократическом обществе. Утверждение диктатуры вождя сопровождается культовым восхвалением, массовой истерией. Как правило, личность диктатора обладает негативными чертами характера, но они тщательно скрываются посредством искусного манипулирования массовым сознанием. Тоталитарный режим проводит, как правило, жесткий внешнеполитический курс. Имперская, гегемонистская внешняя политика, открытая агрессия с целью реализации амбициозных планов – это характерные признаки политики тоталитарного режима на международной арене.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами – итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности и использовали механизмы экономического саморегулирования в своих целях.

С 1922 г. установление фашизма в Италии происходило на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Этому способствовала реакция общества, особенно мелкой и средней буржуазии, на отставание процесса формирования сильной национальной экономики, складывания целостности страны.

Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в виде фашизма, пришедшего к власти в Германии в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение могущества и величия Германии фашисты пытались совершить путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлись: мелкая и средняя буржуазия, значительная часть рабочего класса, социальное положение которых стало унизительно нетерпимым в результате глубокого экономического кризиса 1929–1933 гг. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии, части рабочих и служащих представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества – в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев существенное влияние оказывало поражение в Первой мировой войне (1914–1918).

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран, где сохранился тоталитаризм, до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику. И уничтожает рынок, если тот существует.

Таким образом, формирование коллективной цели в виде идеала "светлого будущего", который, как казалось, воплощал мечты о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тех стран, где установился тоталитаризм. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства.

"Тоталитарный синдром" как реакция на отставание в развитии, а также как реакция массового человека на проявления индивидуализма сохраняет свою актуальность и сегодня в странах с незрелым гражданским обществом, низкой политической культурой. Преодоление данного синдрома требует активного введения в политическую жизнь принципа свободной конкуренции с обязательными условиями – уважением всеми участниками политической борьбы "правил игры", законопослушанием, с усвоением гражданами демократической системы ценностей.

Такой вид политических режимов, как авторитаризм имел место в ряде государств мира. При авторитаризме политическая власть осуществляется, как правило, конкретным лицом, представляющим интересы определенной семьи, политической партии или класса при минимальном участии народа.

Авторитаризм обычно характеризуется как такой тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Он проявляется в функционировании множества совершенно различных политических форм (левые и правые военные диктатуры, как в Латинской Америке, и др.), что затрудняет анализ и вызывает разночтения в его оценках.

Анализ имеющихся точек зрения позволяет выявить следующие основные черты авторитаризма.

1. Как и при тоталитаризме, государство осуществляет властные функции через принуждение и насилие. Это проявляется прежде всего в усилении исполнительной власти за счет представительной. Формальное функционирование представительной власти может сохраняться. По авторитарный режим может приобретать форму военной или полувоенной диктатуры, запрещая на определенный срок всякий парламентаризм (например, режим А. Пиночета в Чили, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии во второй половине XX в.).

2. Авторитаризм ограничивает права и свободы граждан юридически и практически. Это может происходить и в области политики, и в экономике, и в этнической, и в других сферах. Однако чаще всего конституции не отменяются, хотя в них могут вноситься существенные дополнения в сторону усиления исполнительной власти.

3. Негосударственные у самодеятельные организации населения допускаются лишь в меру их лояльности по отношению к режиму. Логика действия государственной власти понятна: чем меньше инициативы и самостоятельности исходит от граждан, тем больше их пассивность, тем устойчивее кажется авторитарная власть.

4. Хотя принуждение и насилие являются основными способами осуществления авторитарной власти, все же они не принимают массового характера. Репрессируются только активные противники политического режима. Население, пассивно воспринимающее происходящее и добровольно подчиняющееся властям, репрессиям не подвергается.

5. Четко выраженных идеологических принципов авторитарный режим не формулирует; политические программы, если они имеют место, достаточно расплывчаты, главная их направленность – популизм. Не существует жестко разработанной, обязательной для всех идеологии; допускается "ограниченный плюрализм". В авторитарных условиях идеологию могут замещать религия, традиция, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью лидера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.

6. Ограниченный плюрализм является самым показательным элементом авторитаризма. Его ограничение может происходить юридически или фактически, с большей или меньшей эффективностью, касаться исключительно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы согласны даже на политическое участие в осуществлении государственной власти независимых групп, символических партий, но их деятельность контролируется сверху. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частную критику режима, одновременно признавая его традиционную легитимность.

7. Авторитет политического лидера (хунты, клики) является основой для полного контроля лидером исполнительной власти. Политический класс авторитарного режима – это разнородная группировка с ограниченным числом профессиональных политиков, выдвинутых по принципу назначения или наследования – из бюрократии, армии, технократии, экономических, социальных (в узком смысле), религиозных и других групп интересов.