Политический радикализм

Последователями Радищева, выступавшего за революционное свержение самодержавия и отмену крепостного права, были декабристы. Декабристы – дворянские революционеры, первыми в России намеревались произвести преобразования государственного и общественного строя на основе разработанных ими программ. Члены двух тайных обществ: Северного и Южного – в 1825 г. открыто выступили на Сенатской площади в Петербурге и на Украине против самодержавия.

Республиканский проект Павла Ивановича Пестеля

Наиболее радикальная программа общественного переустройства была сформулирована в "Русской правде", автором которой был II. И. Пестель (1793–1826), руководитель Южного общества. Это была конституция будущей республики.

Монархия по проекту Пестеля должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Республиканская форма правления в России устанавливается в результате военного переворота и десятилетнего переходного периода, в течение которого будут созданы предпосылки для будущей республики. В целях предотвращения реставрации монархии необходимо убить царя и истребить всех членов императорской фамилии. За военной революцией должны последовать глубокие политические и социальные изменения, осуществляемые постепенно, "дабы государство не подвергалось беспорядкам, волнениям и превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель".

Для проведения преобразования, по мнению Пестеля, необходимо установить на 10 лет диктатуру временного верховного правления, состоящего из членов тайного общества, осуществившего революцию. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должно провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить возможные волнения и беспорядки. Оно призвано уничтожить сословное деление общества, установить единое сословие – граждан, ликвидировать крепостное право, провести земельную реформу. Планировалось отобрать у помещиков, помимо крестьянских наделов, половину земли (у имевших более 10 тыс. десятин – бесплатно, у остальных – за выкуп от казны). Из отобранной земли предполагалось создать свободный общественный земельный фонд. Каждый гражданин мог получить из него во временное пользование участок для занятий сельским хозяйством. Цель аграрного проекта Пестеля состояла в том, чтобы обеспечить каждому гражданину прожиточный минимум, защищающий его от нищеты и от произвола "аристократии богачей". После выполнения задач переходного периода временное верховное правление будет упразднено и установлена республика.

Пестель отождествлял государство и гражданское общество, рассматривая государство как взаимодействие правительства и народа, между которыми распределены права и обязанности. В республике народ существует "для собственного блага", а не для блага правительства. В связи с этим народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. По этой причине монархия должна быть уничтожена, она "враждебна народу".

Основные черты республики, изложенные Пестелем в работе "Конституция. Государственный завет", заключается в следующем:

• источником власти является народ (народный суверенитет);

• выборность высших органов государственной власти; граждане, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав, включая и избирательные;

• разграничение полномочий между высшими органами власти.

В то же время Пестель отвергал "правило равновесия властей". Он предлагал принять "правило определенности круга действий", т.е. установить четкое разграничение компетенции между высшими органами государства. Отрицая принцип разделения властей, высшие органы власти (Народное вече, Державную Думу, Верховный Собор) он предлагал формировать путем реализации всеобщего избирательного права. Верховная власть разделяется на законодательную, порученную Народному вечу, и верховно-исполнительную, порученную Державной думе. Кроме того, образуется Верховный Собор; ему поручается "власть блюстительная".

Верховную законодательную власть будет осуществлять Народное вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется пятая часть его). Заветные (конституционные) законы "обнародуются и на суждение всей России предлагаются". Народное вече решает вопросы войны и мира. Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем один ежегодно избирается Народным вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы). В целях контроля за законодательной и исполнительной властями, соблюдения ими законности учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору (120 "бояр", пожизненно назначаемых Народным вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями (в современной терминологии это орган конституционного контроля).

Республика, по Пестелю, унитарна, с высокой степенью централизации, поскольку для такого большого государства, как Россия, федеративная форма устройства опасна. Всю территорию следует разделить на 10 областей, каждая из которых делится на пять губерний. Ради безопасности ("права благоудобства") Россия присоединяет земли малых народов. В будущей России, полагал Пестель, эти племена и народности обрусеют: "Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский". Единственное исключение – право Польши на отделение и на создание отдельного государства на республиканских началах.

В демократической республике Пестеля все граждане обладают равными гражданскими и политическими правами: они равны перед законом и судом, обладают равными правами собственности, предпринимательства, свободы слова и печати (с оговоркой, что они не будут использоваться против новой революционной власти).

Политический идеал Никиты Михайловича Муравьева

Менее радикальный проект общественного переустройства представлен руководителем Северного общества Η. М. Муравьевым (1795–1843). В трех проектах "Конституции" его взгляды Муравьева менялись от республики к конституционной монархии.

Наиболее приемлемой формой политического устройства для России он считал конституционную монархию, основанную на разделении властей.

Законодательная власть вручается выборному Народному вечу, состоящему из двух палат – Палаты народных представителей и Верховной думы. Палата народных представителей избирается на два года на основе многостепенных выборов по норме: один депутат от каждых 50 тыс. жителей мужского пола. Депутаты в Верховную думу избираются правительственными собраниями территориальных единиц – 13 держав и двух областей сроком на шесть лет и сменяются на одну треть каждые два года. Все державы избирают по три депутата в Верховную думу, Московская область – двух, Донская область – одного. Народное вече разрабатывает и принимает законы, которые нуждаются в одобрении императора, перед ним ответственного правительства, министры которого могут быть отстранены от должности квалифицированным большинством (в %) Верховной думы.

Верховная исполнительная власть принадлежит императору: "Император есть верховный чиновник российского правительства". При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного веча, давая клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России. Права императора довольно обширны (назначение министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, права верховного военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного веча.

Высшим органом судебной власти является "Верховное судилище". Предусматривались системы судов (областные, уездные заседания) с участием присяжных.

По форме государственного устройства Россия будет федерацией, состоящей из нескольких держав и областей или из областей (по первому проекту – 14 держав и 2 области, по второму – 13 держав и 2 области, по третьему проекту – 15 областей). Державы и области образуются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избирается двухпалатное "законодательное" (правительствующее – по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществляет "Державный правитель", избранный Народным вече и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного веча) избиралась собраниями держав.

Установление конституционной монархии, по Муравьеву, произойдет без переходного периода. После революции, по его мнению, следует созвать Учредительное собрание, которое примет Конституцию, отменит сословия и крепостное право. Конституция устанавливает широкий объем прав граждан: обеспечивается равенство перед законом и судом, свобода слова, печати, тайна переписки, неприкосновенность личности и жилища, презумпция невиновности и т.д.

Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)

С середины XIX в. русский политический радикализм развивается под влиянием европейского социализма, анархизма, бланкизма. Призыв к светлому будущему основывался на отрицании исторических основ государственности, ценностей европейской демократии как буржуазных и ненужных.

Проект социальной республики Александра Ивановича Герцена

А. И. Герцен (1812–1870) соединил абстрактные идеалы справедливости с исторической реальностью, полагая, что русский народ "ближе всех европейских народов к новому социальному устройству". Благодатной почвой для социалистических идей он считал крестьянскую общину. В русском крестьянском мире, утверждал Герцен, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю;

2) общинное владение ею;

3) мирское управление.

Эти общинные начала воплощают "элементы нашего бытового, непосредственного социализма". По мнению Герцена, русский социализм – это "тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, – и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука"[1].

Отмена крепостного права при сохранении общины позволит избежать тягот первоначального накопления и обеспечит России переход от феодализма к социализму, минуя капитализм.

Наиболее существенным недостатком общинного социализма является поглощение личности коллективом. Каким образом можно соединить права личности с общинным устройством – это основной вопрос русской революции. Для этого, сохраняя общину, следует освободить личность, распространить местное самоуправление на города, государство, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли.

Решение данной задачи Герцен предполагал с помощью социальной революции, отнюдь не будучи сторонником насилия. "Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было"[2]. В качестве альтернативы крестьянской революции Герцен выдвигал идею созыва бессословного "Великого Собора" – учредительного собрания для отмены крепостного права и самодержавия. Однако, разочаровавшись результатами реформы 1861 г., он склонялся к революционному свержению самодержавия.

По Герцену, государство не имеет самостоятельного значения, оно вторично по отношению к экономике и культуре и выступает как форма политики, как инструмент различных сил. Будучи сторонником теории общественного договора, он связывал существование государства с необходимостью сохранения общественной безопасности.

Герцен различал две формы организации общества – монархию и республику. Монархия основана на неприкосновенном авторитете, сильной централизации, дуализме правительства и народа, интересы которых никогда не совпадут. Среди республик он различал две разновидности: политическую и социальную. Политическую республику он отождествлял с западными парламентскими демократиями, которые не являются "воплощением суверенитета народа, а только представляют его". Социальная республика – это самодержавие народа, отсутствие централизации, "волостное правление: канцелярия общественных дел". Социальная республика представляет собой федерацию самоуправляющихся общин. "Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государственное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не останется обособленною, она составляет клетчатку или ткань с сопредельными общинами, соединение их – волость – также управляет своими делами и на том же выборном начале"[3].

В этом утопическом социальном идеале заметно влияние анархизма на учение Герцена.

Политическая доктрина Николая Гавриловича Чернышевского

Идеи "русского социализма" развивал Я. Г. Чернышевский (1828–1889), обосновывавший переход к социализму через крестьянскую революцию.

Политическое учение Чернышевского рассматривает государство в качестве элемента исторической эволюции, обусловленной экономическим фактором. Исторический процесс совершается неизбежно, циклически и скачкообразно, старые формы власти заменяются новыми.

Предпосылкой возникновения государства является переход кочевых племен к оседлому образу жизни и союзу между ними. "Все люди, составляющие нацию, рассматриваемые как единое целое, – писал Чернышевский, – называются государством". Сущность государства определяется экономикой, поскольку, по мнению Чернышевского, каждое действие государственной власти, к какой бы сфере оно ни относилось, "...непременно проводит перемену в экономическом отношении".

Среди форм правления Чернышевский выделял абсолютную монархию и республику. Монархия, не обеспечивая естественные права человека на жилище, пищу, одежду, не является эффективным государством. Неотъемлемое право народа состоит в уничтожении противоестественных условий существования, а следовательно, и монархии. Правда, в 40-х гг. XIX в. Чернышевский допускал возможность существования в России "социальной монархии", выражающей интересы земледельцев, ремесленников, рабочих. Первоначально это объяснялось влиянием западной политической мысли, утопического социализма. Однако впоследствии Чернышевский отошел от этих иллюзий.

Наиболее передовой формой правления он считая республику. Анализируя опыт западных демократий, Чернышевский отмечал известную прогрессивность либерализма и конституционализма для завоевания свободы, самоуправления. Однако "все конституционные приятности, по мнению Чернышевского, имеют очень мало цены для человека, не имеющего ни физических средств, ни умственного развития для этих десертов политического рода". Ссылаясь на экономическую зависимость трудящихся, Чернышевский утверждал, что права и свободы, провозглашенные

в странах Запада, вообще являются обманом. "Право, понимаемое экономистами в абстрактном смысле, было не более как призраком, способным только держать народ в мучении вечно обманываемой надежды"[4].

Политическим идеалом Чернышевского является "социальная республика" с верховной властью народа. Она установится в результате крестьянской революции, которая не только свергнет самодержавие, но радикально демократизирует государственный и общественный строй. Республика основана на народном суверенитете, разделении властей. Законодательная власть будет принадлежать народному собранию, избранному всем населением. Правительство будет осуществлять исполнительную власть и нести ответственность перед народным собранием.

По форме государственного устройства республика будет федеративной, представляющей союз самоуправляющихся общин. Важное значение для успешного функционирования республики имеет разумное законодательство, целью которого должно быть равномерное распределение, устранение причин высокой смертности, нищеты, преступности.

Проблемы государства и власти в доктрине русского анархизма Теория анархо-коллективизма Михаила Александровича Бакунина

Одним из основателей анархизма (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) был русский революционер М. А. Бакунин (1814–1876). Он изложил историко-социологическое и философское обоснование своей доктрины в работах "Кнуто-германская империя и социальная революция" (1871 г.), "Государство и анархия" (1873 г.) и ряде др.

Основой анархизма является тезис Ж.-Ж. Руссо о том, что государство – это зло. Анархия, по Бакунину, это "вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов, и, наконец, в более отдаленном общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах будущих государств"[5]. Он критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.

Историю человечества Бакунин рассматривал как процесс перехода из "царства животности" в "царство свободы". "Уважение человеческой личности, – по его мнению, – есть высший закон человечества и что великая, настоящая цель истории, единственная законная, это – гуманизация и эмансипация – очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Ибо... коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний"[6].

История общества, согласно теории Бакунина, не была очеловечена по той причине, что общественная жизнь основывалась "на поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не на свободе; на привилегиях, а не равенстве; на эксплуатации, а не на братстве людей". Любая власть создает привилегии для обладающих ею, стремится, прежде всего, увековечить себя.

Атрибутом низшей ступени развития человеческого общества он называл религию и государство, которые являются основным злом, олицетворяющим эксплуатацию и тиранию. Различая понятия "общество" и "государство", Бакунин отмечал, что общество – это естественный способ существования людей, а государство, возникающее на основе договора, есть образование искусственное.

Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей, чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого, неисправимого и ужасного ребенка – народа". Господство над людьми притягательно. Поэтому всякая власть стремится себя увековечить, а "ребенку" (т.е. народу) никогда не позволят стать взрослым, пока над ним господствует упомянутая опека. Следовательно, единственный выход из данного положения состоит в уничтожении государства путем насильственной социальной революции.

Бакунин отрицательно относился к системе представительной демократии. По его мнению, депутаты парламента или местных органов власти практически не зависят от интересов избирателей. Всеобщие выборы депутатов парламента раз в несколько лет мало что решают. В этот промежуток времени депутаты вольны принимать любые законы, а у избирателей просто отсутствуют механизмы, позволяющие им контролировать данный процесс. В результате "народные избранники" превращаются в оплачиваемых чиновников. На их действия оказывает влияние финансовая, промышленная и торговая элита, обладающая огромным богатством. Альянс чиновников и предпринимателей издаст и вводит в действие законы, карает их нарушителей силами подчиненных государству армии и полиции, воздействуя на общество с помощью купленной и послушной прессы. Государство, доказывал Бакунин, развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами. В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих собственных заслуг. "Если завтра будут установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие исключительно из рабочих, – рассуждал Бакунин, – эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и эксплуататорами"[7].

Главной силой, способной совершить революционное низвержение государства в России, по Бакунину, является крестьянство. Он считал, что высшей формой человеческой активности являются бунт, сопротивление. Восставая против несправедливости, человек становится по-настоящему свободен, открывает для себя новые идеи, новые способы существования. Отсюда бакунинский принцип: "Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть". Основой для социального переворота, по его мнению, являются в первую очередь недовольство людей ныне действующей властью и их отчаяние.

Будущее общества – это анархия: "вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и пародов и, наконец, в более отдаленном будущем общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех государств". Анархия – это федерация самоуправляющихся коллективов, в основе которой лежит суверенное общее собрание. Оно решает вопросы, непосредственно касающиеся данного коллектива. Для решения проблем, которые затрагивают общество в целом, собрания коллективов посылают на специальные совещания своих делегатов. Делегату дается "императивный мандат" – установка голосовать только за определенные общим собранием решения, либо против них. Решения принимаются большинством голосов. Меньшинство в коллективе не обязано подчиняться решениям большинства, но если оно регулярно их игнорирует, то большинство вправе поставить вопрос об исключении меньшинства из федерации. У каждого коллектива есть право свободного выхода из федерации. Таким образом, Бакунин признавал существование управления обществом, но отрицал наличие государственной власти.

Доктрина анархо-коммунизма Петра Алексеевича Кропоткина

Если М. А. Бакунин лишь критиковал частную собственность, то Я. А. Кропоткин (1842–1921) в принципе отрицал ее. Это явилось основанием считать его родоначальником анархо-коммунизма. В своих работах "Хлеб и воля" (1892 г.), "Взаимная помощь" (1897 г.), "Этика" (1922 г.) и других он сформулировал представления об анархистском обществе.

По мнению Кропоткина, в основе исторического прогресса лежит "биосоциологичсский закон взаимной помощи", или закон нравственного совершенствования. Он замечал: "Мы можем считать доказанным, что, по мере того как взаимопомощь становится обычаем в человеческом обществе и, так сказать, практикуется инстинктивно, сама эта практика ведет к развитию чувства справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправия и равенственного самосдерживания... Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность – таковы последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека"[8]. Без взаимной помощи люди не могли бы существовать. Формы, в которых эта помощь проявляется, народ совершенствует в соответствии с изменяющимися условиями. Ими были род, племя, община, гильдия, город, республика. История человечества движется, по мнению Кропоткина, к негосударственным формам.

Он в принципе отрицал государство, полагая, что оно противостоит обществу как искусственная организация, из-за которой человечество встало на противоестественный путь. Государство Кропоткин определял как "общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение государства, такова была его история и таково его существо еще и в наше время".

Логика исторического прогресса состоит в стремлении индивида к личной свободе. Этому стремлению враждебно государство, сущность которого заключается в "подавлении личности, в уничтожении всякой свободной группировки, всякого свободного творчества, в ненависти ко всякому личному почину и в торжестве одной идеи, которая по необходимости должна быть идеей посредственности...". В отличие от общества, которое естественно, органично и постоянно, государство случайно и искусственно.

Чтобы устранить государство и частную собственность – факторы, затрудняющие прогресс и деморализующие человека, – необходима социальная революция, понимаемая как освобождение работника от ига капитала и организация общества на принципах коммунизма. Кропоткин трактовал революцию не как бунт – в ее основе, с его точки зрения, лежат солидарность и стремление к гармоничному общественному устройству. Революция – это объединение населения в самоуправляющиеся коллективы, всеобщее вооружение народа, разрушение государства, захват собственности наемными работниками, создание федерации.

Кропоткин отрицал частную собственность на том основании, что невозможно определить долю отдельного человека в создании совокупного общественного богатства. Любая, даже маленькая, вещь заключает в себе труд всей цивилизации. Общественное богатство неделимо, оно есть целое. Следовательно, наиболее справедливый экономический принцип: "все принадлежит всем".

На этом принципе основано будущее общество – "анархический коммунизм". Оно представляет собой вольный союз самоуправляющихся общин, над которыми нет центральной власти, в которых отношения определяются не законами, а свободными взаимосоглашениями людей. Идеалом Кропоткина был коммунизм, основанный на всеобщем труде и коммунальном производстве, свободном потреблении продуктов совместной работы, на свободной федеративной группировке, развивающейся от простого к сложному.

Коммунистическое общество, по Кропоткину, будет освобождено от религиозной морали. Отношения между людьми будет определять свободная мораль, без принуждения и санкций, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая. В коммунистическом обществе, полагал он, место правительства займут "вполне свободное соглашение и союзный договор, случаи же столкновения неизбежно уменьшатся, а те, которые будут возникать, могут разрешаться третейским судом". Основой человеческого общежития станет золотое правило морали: "Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобою" – это, утверждал Кропоткин, "не что иное, как начала Равенства, т.е. основное начало анархизма".

Кропоткин выступал против "государственного социализма" К. Маркса, отвергая диктатуру пролетариата как средство построения коммунизма, поскольку он справедливо полагал, что это может лишь привести к деспотизму.

Кропоткин назвал идеал будущего устройства "анархическим коммунизмом". Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого станут свободные взаимосоглашения людей. Над ними не будет никакой верховной центральной власти. Конечно, идеалы анархистов несбыточны, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли России.

Социал-демократическая концепция государства и права Теория социалистического государства и права Георгия Валентиновича Плеханова

Видный теоретик марксизма, одни из основателей Российской социал-демократической партии России Г. В. Плеханов (1856– 1918) обосновывал закономерность социалистической революции и победы социализма. В отличие от народников он полагал, что Россия должна пройти тот же путь исторического развития, что и Западная Европа. В связи с этим социалистическая революция возможна только на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения.

В противоположность народникам, которые утверждали, что Россия находится накануне социалистической революции, Плеханов обосновывал необходимость проведения сначала буржуазно-демократической революции, актуальность борьбы за достижение политической свободы и установление демократической конституции. Низвержение абсолютизма он рассматривал как ближайшую задачу русских революционеров.

Плеханов подчеркивал необходимость сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм. Он полагал, что социалистическая революция весьма скоро последует за буржуазнодемократической, что господство русской буржуазии не будет длительным. При этом он доказывая, что социалистическая революция невозможна без сильной партии, которая должна возглав

лять политическую борьбу рабочего класса с целью уничтожения буржуазного государства и установления диктатуры пролетариата.

Плеханов был категорическим противником немедленного захвата власти революционной партией. Освобождение рабочего класса должно быть делом самих рабочих, а не революционного кружка. Для этого необходимо увеличение количества рабочих на основе развития пролетариата, развития политического сознания самих рабочих, а не организованного партийного меньшинства.

Известный вклад внес Плеханов в понимание права:

• он отстаивал тезис о материальной обусловленности права, его классовом характере;

• по его мнению, значительную роль в формировании права играет общественное сознание (психология); ОГЛАВЛЕНИЕ права не исчерпывается характером экономических отношений, а зависит от состояния общественной психологии, в которой осознаются интересы различных классов;

• он указывал на нормативный и принудительный характер права, что нашло отражение в его определении права: оно есть "совокупность предписаний или правил поведения, к соблюдению которых позволительно обязывать человека внешним и физическим принуждением".

Проблемы государства и права в большевизме

Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, родоначальником которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924). Он был основателем Советского государства, просуществовавшего с 1917 до 1991 г.

Политико-правовая доктрина Владимира Ильича Ленина

Учение о государстве и праве наиболее обстоятельно представлено Лениным в работе "Государство и революция" (1917 г.). Суть политической доктрины Ленина сводилась к поиску нового типа социалистического государства – диктатуры пролетариата, которая была бы пригодна для России, прошедшей непрерывно три революции: 1905–1907 гг., Февральскую буржуазную революцию 1917 г., Октябрьскую социалистическую революцию 1917 г.

Вслед за К. Марксом, Ленин обосновывал природу и сущность государства и права, исходя из их экономической обусловленности. Используя формационный подход в анализе государства

и права, он рассматривал их как зеркальное отражение существующих экономических отношений, подчеркивал их классовую природу. По Ленину, государство и право служат экономически господствующему классу.

Принципиально новым моментом в большевизме является положение Ленина об активной роли надстройки (т.е. политики, государства и права) в преобразовании "базиса" (производственных отношений). Из этого следовал вывод о том, что в экономически неразвитых странах именно овладение политической властью является начальным моментом социалистических преобразований. В связи с этим социалистические революции первоначально произойдут не в экономически развитых странах, а в тех, где наиболее обострены все противоречия капитализма, которые составляют так называемое слабое звено.

В апреле 1917 г. Ленин пришел к выводу о необходимости слома старой буржуазной государственной машины и замены ее социалистическим государством – Республикой Советов. Это было государство диктатуры пролетариата, осуществлявшее в отношении свернутых классов репрессивную функцию, а в отношении трудящихся – функцию созидания нового общества. Социализм предполагает сосредоточение управления всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, государственного “синдиката”", строжайший контроль со стороны государства над мерой труда и потребления. "Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы". По мере роста культуры и образования граждан, прекращения сопротивления свергнутых классов отмирают репрессивные функции государства и само государство. Ленин полагал, что "при социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял". Однако эти мечты оказались иллюзией в культурно отсталой стране, охваченной Гражданской войной.

Его второй вывод состоял в том, что совершить социалистическую революцию в экономически отсталой, крестьянской России, осуществить марксистскую программу строительства социализма и коммунизма может лишь "партия нового типа" – централизованная организация профессиональных революционеров, стремящаяся стать властвующей партией. Обоснование необходимости такой партии выводится из того, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.

Позже, в 1919 г., у Ленина возникла идея о сращивании государства с партией. Это объяснялось малочисленностью рабочего класса. По этой причине диктатура пролетариата должна быть основана на партийном руководстве: "Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию". Руководящее положение Коммунистической партии большевиков Ленин называл основой Советской Конституции – юридической и фактической. "Ни один важный политический или организационный вопрос, – утверждал Ленин, – не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний партии".

Сращивание партии с государством привело к концентрации властных функций в руках партийной номенклатуры и установлению тоталитарного режима. Всевластие Советов оказалось на практике не только разрушением национальной государственности, но и прикрытием диктатуры Коммунистической партии.

Первоначально социалистическое право рассматривалось как временный регулятор общественных отношений, сохранявшийся в начальный период создания основ социализма. После подавления сопротивления свергнутых классов право должно было уступить свое место нравственным нормам. Однако на практике карательная и репрессивная функции права стали возрастать. Особенно это стало очевидным после провозглашения И. В. Сталиным тезиса "о возрастании классовой борьбы по мере строительства социализма в одной отдельно взятой стране".

Как показал опыт строительства социализма в СССР, мобилизационная модель экономики и тоталитарная политическая система могут достаточно эффективно решать стратегические задачи (оборона, безопасность, индустриализация). Однако цена "подобных" успехов слишком велика. К тому же эта модель может функционировать лишь в чрезвычайных условиях войны или ее угрозы. В условиях же нормального развития она испытывает существенные трудности: нужно искать иные, прежде всего экономические, стимулы, а не использовать политические или идеологические методы воздействия. В ситуации открытости и гласности сопоставимость уровней жизни на Западе и в СССР, отсутствие новых стимулов к развитию и тотальный дефицит стали одними из главных причин поражения в холодной войне Западу, распада СССР в 1991 г.