Лекция 23. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• истоки, факторы возникновения, сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ, формы практического воплощения политического;

• наиболее значимых представителей политического идеализма и их вклад в разработку его идей и принципов;

• место и роль идеализма в теории и практике мира политического;

уметь

• определять соотношение между реальным и идеальным в мире политического;

владеть

• умением доказать, что в мире политического и в реальной политике реальное и идеальное начала не исключают, а дополняют друг друга.

В рассматриваемом здесь контексте само понятие "идеализм" трактуется не в смысле одного из двух основных философских направлений, противопоставляемого материализму. Оно имеет в виду подход к миру в терминах должного, мира, оцениваемого не таким, каков он есть, а мира идеального, мира такого, каким он должен быть, в противовес миру настоящему. При таком понимании в основе понятия лежит существительное "идеал" и, соответственно, прилагательным от него является не "идеалистический", а "идеальный". В этом смысле идеальные трактовки и проекты государственного устройства и мироустройства, как будет показана ниже, выдвигались и выдвигаются представителями не только философского идеализма, но и материализма.

Основные факторы и истоки политического идеализма

Гносеологической основой политического идеализма служит тот факт, что человеку, обремененному необходимостью тяжким трудом, в поте лица своем зарабатывать хлеб насущный, с древнейших времен была характерна склонность передаваться мечтаниям о лучшей, счастливой жизни, противопоставляемой тяжелым и нерадостным будням. Постепенно с разделением физического и умственного труда эти мечтания стали систематизироваться и облекаться в формы мифов и, говоря современным языком, идеологических и вероисповедных конструкций, которые обосновывали возможность более совершенного и более справедливого, чем существующее, общественного устройства.

Устремленность к более высокому, недостижимому, совершенному присуща самой природе как человека, так и общества. Извечная мечта людей о более совершенном социальном порядке получила свое конкретное выражение в многочисленных утопиях, эсхатологических, по сути дела отвлеченных, идеалах земного рая. В основе большинства таких идеалов лежит мысль о достижении фундаментальной гармонии между людьми, базирующейся на уничтожении всякого рода противоречий, соблазнов и грехов.

Идеал совершенного общественно-политического устройства может быть обращен как назад – в прошлое, так и вперед – в будущее. Примерами первого являются проекты Конфуция и Платона, которые, каждый по-своему, в качестве основы совершенного государственного устройства предлагали почитание древности, соблюдение ритуалов, правил, норм морали, будто установленных далекими предками, но нарушенных и подорванных нынешними поколениями.

Второй же представлен в период Средневековья многочисленными хилиастическими[1] утопиями, революционными проектами радикального переустройства общества и государства на началах будь то социальной справедливости, свободы, всеобщего равенства или расового, национального или социального господства одних и угнетения других.

Возможно и то, что длительная летаргия конфуцианского и буддистского Востока объяснялась именно консервацией предполагаемого идеального общественного порядка в форме будь то китайского жестко регулируемого бюрократического общества или буддистского идеала, ориентированного на уход от посюстороннего мира, который породил окостеневшую кастовую систему. То же самое мы можем сказать и о средневековой Европе, где длительное господство католицизма также привело к консервации и даже окостенению как сознания, так и общественных институтов.