Политический экстремизм

Приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям порождает социально-экономические кризисы, деформации политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим, приводит к подавлению властями оппозиции, инакомыслия. Он также определяет блокирование легитимной самодеятельности человека, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий, ориентации лидеров и акторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности.

Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.

Экстремизм не является четким и единым феноменом. По направленности выделяется экстремизм экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и др. Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установления какой- либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.

Националистический экстремизм отвергает интересы, права другой нации. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Экологические экстремисты выступают не только против эффективной природоохранительной политики, но и против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды. Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, движение другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты. Целью политического экстремизма является дестабилизация, разрушение политической системы, государственных структур и установление режима правого или левого толка. В политической практике в чистом виде эти типы экстремизма практически не встречаются. Националистический экстремизм во многих странах сплетается с религиозным, духовным, политический – с экономическим, религиозным и др. По критерию масштабности действий политический экстремизм может быть внутри- и межгосударственным.

По численности и организованности участников выделяют экстремистские действия сообществ, групп (сект, организаций); организованных или спонтанных групп; одиночек (обычно лиц с психическими заболеваниями или иными аномалиями).

По отношению к властным структурам различают экстремизм государственный и оппозиционный. Государственный экстремизм осуществляется властными структурами, его основным оружием является демагогия, репрессии. Оппозиционный экстремизм осуществляется антирежимными группировками, главным образом с помощью террористических актов. К государственному экстремизму чаще прибегают нестабильные режимы с низким уровнем легитимности власти.

Выделяют также левый и правый экстремизм. Левый экстремизм заимствует идеи революционаризма, анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объектами их критики является социальное неравенство, подавление личности, эксплуатация, бюрократизация в обществе, устранить которые они готовы любыми средствами вплоть до вооруженных выступлений. Часть левых экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты, захват заложников.

Правые экстремисты (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации, партии, такие как "Русское национальное единство" в России) критикуют современное общество за отсутствие порядка, господство плутократии, упадок нравов, эгоизм, потребительство и др. Ультраправые экстремисты часто используются для борьбы с прогрессивными обществами организациями и политическими деятелями.

Разновидностям экстремизма присущи общие черты: насилие или его угроза, обычно вооруженного; одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, поиски путей, их решения, фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы, взгляды оппонентам; бездумное, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; неспособность к толерантности, компромиссам, либо игнорирование их. Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом, революционностью, вождизмом.

Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращение экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, использование новейших технических достижений, средств массового поражения (химического, бактериологического оружия, радиоактивных материалов); стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных странах и в международном масштабе.

В последние годы экстремизм получил широкое распространение в странах Восточной Европы и России. На территории бывшего СССР особенно активизировались националистический (УНА-УНСО, Белорусский народный фронт, радикалы в Прибалтике) и религиозный экстремизм ("Нахдат" и "Джамаат и Ислам" в Дагестане, "Исламский путь" в Чечне). В пропагандистской и практической деятельности националистическими организациями активно используются проблемы территориальных споров на постсоветском пространстве. В России это прежде всего северо-кавказский регион. В отношениях между бывшими советскими республиками – территориальные вопросы между Россией и Украиной, странами Прибалтики, Казахстаном, Таджикистаном и др.

Деструктивные силы правой, левой, националистической, религиозной ориентации используют ошибки и просчеты в деятельности государственных органов, разжигают конфликты, провоцируют столкновения, игнорируя политические, экономические, социальные, духовные последствия своих ультрарадикальных действий. Это дестабилизирует политический процесс в России, стимулирует перерастание латентных противоречий в стадию их силового, нередко вооруженного разрешения, угрожает безопасности страны, ухудшает межгосударственные отношения, ведет к снижению международного престижа России, а это заметный урон не только ее национальной безопасности, но и международному миру.

Стремления США и их партнеров перекроить политическую карту XXI в. в богатейшем природными запасами Афро- Азиатском регионе, прежде всего руками оппозиции ряда стран этого региона, привели к гражданским войнам и невиданному кровопролитию населения. 11 сентября 2012 г. население большинства мусульманских стран от Египта до Индонезии выступило против оскорбления своих религиозных чувств. В середине сентября 2012 г. государства, потребители нефти из стран Персидского залива, в ответ на неудавшиеся стратегические намерения молниеносно сменить в них правящие режимы стянули боевые корабли 20 национальных флотов и начали здесь масштабные военно-морские учения. Международные учения "IMCMEX-12", которыми руководило центральное командование ВМС США, объявили зоной так называемой ответственности Центрального командования территории 21 страны, среди которых Афганистан, Ирак, Иран и др., а также международные воды Красного моря, Персидского залива и западной части Индийского океана. В этот же период острые противоречия возникли между Японией и КНР в отношении островов Дяоюйдао, вокруг которых состоялось океанское противостояние военно-морских сил этих государств.

Этот первый в XXI в. беспрецедентный вызов миру нельзя расценить иначе, как посягательство на глобальную безопасность всей планеты. Последующие агрессивные военно-политические события и акции, происходящие в различных точках нашей планеты, характеризуют на геополитическом уровне обострение военно-политической обстановки в современном мире. Именно такая оценка и прогноз ближайших и долгосрочных перспектив развития военно-политической ситуации в мире определила актуальность участия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, ее Президента В. В. Путина в стратегических учениях "Кавказ-2012", развернувшихся на территории страны между Каспийским и Черным морями.

Такие превентивные шаги направлены на стабилизацию напряженной ситуации в мире и способствуют осознанию политиками актуальности политических решений в разрешении любых конфликтов и тем более недопущении агрессий в международных отношениях. Президент РФ В. В. Путин, высоко оценивая профессионализм защитников Родины и боеготовность Вооруженных Сил, подчеркнул: "Вы прекрасно подготовлены, вы все грамотные люди, видите, что происходит в мире. Видите, как, к сожалению, растет применение силы в международных делах. И все это говорит о том, что мы должны наш порох сухим держать, должны повышать обороноспособность России". В контексте этих политических оценок Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил России в докладах Министра С. Шойгу и В. Герасимова в 2013 г. представили руководству страны и обществу разработанные доктринальные основания и стратегию оснащения и подготовки Вооруженных Сил к выполнению оборонных задач в реальных противоречивых условиях.

Государственная эффективная политика защиты личности, общества от экстремизма должна включать:

• концептуальное осмысление этого феномена, его разновидностей, перспектив развития;

• всестороннюю готовность системы безопасности страны к противодействию экстремизму, адекватность ответных действий с учетом его разновидностей, различий в масштабах, содержании, мотивации проявлений;

• профессиональную экспертную оценку принимаемых решений на антиэкстремистский эффект;

• разработку соответствующих законов, своевременное реагирование на предусмотренное уголовным законом деяние;

• усиление информационного обмена, согласование статистической отчетности об экстремистской деятельности и ее участниках;

• работу с населением по формированию бдительности в отношении лиц и предметов, которые могут представлять опасность;

• своевременную и полную информацию о конкретных действиях экстремистов и судебном приговоре;

• целенаправленную правовую, морально-психологическую и боевую подготовку специальных отрядов антитеррористической деятельности;

• единство действий в международном, межгосударственном и государственном аспектах и др.

Принципами антиэкстремистской стратегии являются:

• превентивный характер действий участников антиэкстремистских операций;

• комплексность (организационная, информационная, правовая, психологические базы);

• активность, законность.

Кроме того, должна действовать развитая система профилактики экстремистской активности и конкретных действий.

Ввиду активного проявления радикализма и экстремизма в политической и других сферах социальной практики необходима разработка действенных мер нейтрализации нарастающей опасности их деструктивного проявления в обществе. Одной из таких мер, обычно упускаемой из виду аналитиками, является налаживание разрегулированных конфликтных механизмов, характерных для переходных периодов, когда значительная часть этих механизмов приобретает "дикий" характер, а с другой стороны, продолжают сохраняться ряд конфликтных механизмов прошлого, которые накладывают отпечаток на социально-политическую и социально-психологическую ситуацию.

В этой связи нужно заметить, что специфика функционирования конфликтных механизмов в радикалистских системах характеризуется подавлением и маскировкой многих из этих механизмов, что приводит к тому, что они утрачивают функции принципа саморегулирования, самокоррекции и стимулирования социально-политической системы, и гипетрофированием мифологизированных конфликтов, приводящим к повышенной конфликтности в отношении внешних и внутренних "врагов", к превращению режима в зловещее "пугало", "империю зла". Чтобы механизмы перестали быть таковыми, необходимо, как показывает опыт ряда стран, либо естественное разложение системы, либо ее принудительная "дерадикализация".

Последняя оказывается тем более действенной, чем больше она связана с социально-психологическим очищением, с массовым чувством вины и раскаяния за прошлые преступления режима, что способствует освобождению массового сознания от непримиримости, воинственности, повышенной конфронтационности.

В исходе глобального противостояния демократии и тоталитаризма, этого основного социально-политического конфликта нашего века, его конечный результат в России будет иметь исключительное значение. Тоталитарная реставрация здесь может повести к катастрофическим последствиям не только для самой России, но и для всего мира. В связи с этим важно понимать, что область политики является областью не только постоянной, но и повышенной по сравнению со многими другими сферами общественной жизни конфликтности. Ее источник кроется в самой природе политических отношений власти, т.е. господства одних и подчинения других, отношений, основанных на преобладании одних людей и интересов над другими, что чревато столкновением и противоборством.

Следует подчеркнуть, что сталкиваться и противоборствовать могут и совпадающие и противоположные по своему конкретному содержанию интересы. Это особенно важно при обращении к рассмотрению политических конфликтов. Здесь сталкиваются противоположные интересы властвующих и подчиняющихся, но стремящихся к одному и тому же – к власти. Это проблемное поле для конфликтов.

Психологи А. Я. Анцупов и А. М. Шипилов характеризуют конфликт как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями".

Отсюда можно предположить, что политический конфликт – это столкновение противоположных сил, взглядов, в основе которых лежат несовместимые интересы и цели, субъектами которых могут быть государства, этносы, классы, социальные группы, политические партии.

Конфликты происходят между личностями отдельных политиков за лидерство в регионе, политической партии, законодательном или исполнительном органе; между различными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной; между различными уровнями власти – федеральным и региональным, городским и краевым и др.

Неразрешенные жизненные проблемы не такая уж безобидная вещь. Постоянное ущемление потребностей и интересов людей может привести к эскалации напряженности, которая в свою очередь указывает путь к национальной катастрофе. Во всяком случае некоторые конфликтологи прокладывают такой маршрут развития конфронтации: норма – проблема – конфликт – кризис – катастрофа.