Политические технологии как вид профессиональной деятельности

Вплоть до середины XX в. избирательные и иные политические кампании проводились главным образом силами партийных активистов, друзей кандидатов, сочувствующих граждан, которые помогали действующим политикам бескорыстно, на добровольной основе. Их действиями управлял, как правило, личный энтузиазм, желание обеспечить победу своему кандидату, намерение сделать все возможное для этой победы. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на интуицию, опыт, чем на научное знание в этой области.

Профессионал – это тот, кто обладает специальными знаниями в соответствующей области, проходит необходимую подготовку, для кого работа в этой области становится если не единственным, то значимым источником получения финансовых средств.

Для превращения политических технологий в вид профессиональной деятельности необходимы были четыре условия:

• во-первых, чтобы в обществе сформировалась устойчивая потребность в труде тех, кто на профессиональном уровне владеет политическими технологиями;

• во-вторых, чтобы наука могла вооружить потенциальных политических технологов специальными знаниями, умением анализировать конкретную ситуацию, понимать настроения реальных людей, видеть механизмы социального влияния, а также предоставить комплексное знание о способах, технологиях решения политических управленческих задач;

• в-третьих, чтобы сложилась система подготовки соответствующих специалистов;

• в-четвертых, чтобы появилась возможность развития рынка политических консалтинговых услуг, на котором конкурировали бы самостоятельные, не зависимые от государственных структур агентства, оказывающие услуги в области политического менеджмента.

О первом условии мы говорили в предыдущей главе, подчеркнув, что в XX в. сложились факторы, которые привели к возрастанию роли политического менеджмента. О четвертом условии мы подробно будем говорить в последней главе. На данном этапе обратим внимание только на то, что развитие демократии ведет к появлению независимых от государства структур, способных оказывать профессиональную помощь действующим политикам. Подробнее же рассмотрим второе и третье условие профессионализации политических технологий (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Условия превращения политических технологий в профессиональный вид деятельности

Появлению профессионалов в области политического менеджмента способствовал не только возросший спрос на их услуги, по и развитие научного знания о специфике, механизмах и технологиях данного вида управления. Профессиональный подход отличает то, что управляющий субъект опирается не только на опыт, собственный или чужой, но и на научное знание, позволяющее в том числе решать сложные задачи, не имеющие аналога в прошлом.

В XX в. происходят два важных изменения в науке, которые сделали возможным превращение политического менеджмента из управления, основанного на опыте и практическом знании, в управление, опирающееся на серьезный теоретико-методологический фундамент. Эти изменения, с одной стороны, обеспечили повышение эффективности политического менеджмента, но с другой – потребовали от запятых в этой сфере политических технологов овладения новым научным багажом.

Первым таким изменением стало развитие наук об управлении. Возникает менеджмент как наука об управлении организациями. Ф. Тейлор в своей классической работе "Принципы научного управления" (1911) впервые обосновывает необходимость перехода от старых традиционных, практически сложившихся способов работы к научным методам управления. Начинается активное развитие теории управления.

Двадцатое столетие по праву можно назвать веком управленческих наук. Развивается не только менеджмент организаций, возникает наука о государственном управлении, формулируются научные принципы публичной политики (public policy), создаются теоретические модели управления в политике. Вторжение науки в управленческую деятельность позволило обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности во всех сферах общественной жизни.

Превращение политического менеджмента в отрасль научного знания способствовало глубокому изучению специфики данного управленческого процесса, позволило понять объективную обусловленность управленческих усилий, увидеть универсальные механизмы решения политических задач, определить факторы эффективности используемых технологий. Владение таким знанием позволяло добиваться лучших результатов в практике политического управления, подталкивая тем самым процесс формирования спроса на все виды политического менеджмента.

Вторым изменением стала "эмпирическая революция" в социальных науках. В XX в. социальные науки выходят за пределы умозрительности, нормативизма и абстрактного теоретизирования. Развиваются прикладные методы исследования, позволяющие получать конкретную информацию о настроениях граждан, их отношении к государству, политическим акторам и политическим событиям.

Пионером в этой области стала созданная на базе первого в мире социологического факультета Чикагская школа (1915–1935). Она смогла предложить общественности органическое соединение теоретических обобщений с эмпирическими исследованиями, что позволило ученым перейти к разработке конкретных программ изучения социальной реальности. Чикагская школа дала импульс не только эмпирическим исследованиям, но она сумела вызвать в обществе интерес к этим исследованиям, заставила политиков поверить в их практическую значимость. Президент США Ф. Рузвельт одним из первых начал использовать опросы общественного мнения для измерения своей популярности среди американцев. Был сделан важный шаг к привлечению людей, обладающих научными знаниями и методиками, к участию в политических кампаниях.

Кроме того, в XX в. активно развивается психологическая паука, стремящаяся к объяснению поведения людей. Психологи пытались найти механизмы социального влияния, мотивации политического действия, проникнуть в тайны познания человеком окружающего мира, а главное – найти практическое применение этим знаниям. Развитие психологического консультирования, заключающегося в оказании помощи людям при решении различных проблем личности, стало ярким свидетельством возможности эффективного применения теоретических знаний на практике. Именно психологи-консультанты становятся первыми профессиональными советниками политических лидеров по имиджу.

"Эмпирическая революция", таким образом, изменила отношение людей, решающих практические задачи в политике, к научному знанию. Оказалось, что наука способна подсказать, что может подтолкнуть людей к выбору тех или иных моделей поведения, насколько адекватно они будут реагировать на обращенные к ним призывы, есть ли у них реальные мотивы поддерживать провозглашенные политические цели. И главное – наука создала методики выявления реальных интересов, ценностных ориентаций, установок, стереотипов тех, кто является объектом управленческого воздействия. Таким образом, с развитием эмпирических методов организаторы политических кампаний получают необходимый инструментарий, позволяющий формулировать вполне достижимые цели, применять адекватные технологии влияния, вовремя реагировать на изменения политической ситуации.

Чем более глубоким и разносторонним становилось научное знание о политическом менеджменте и политических технологиях, тем больше времени требовалось на его усвоение. Стали возникать учебные центры, осуществляющие подготовку специалистов в этой области. Например, в США существуют следующие учебные заведения: Школа политического менеджмента Университета Джорджа Вашингтона, Школа женских избирательных кампаний в Йельском университете, Институт политического менеджмента в Университете Калифорния-Дэвис, Университет Саффолка и др.[1]

В России подготовка специалистов в области политического менеджмента осуществляется на ряде факультетов политологического профиля. Так, политологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова осуществляет подготовку бакалавров по направлению "политический менеджмент, связи с общественностью и взаимодействие с органами государственной власти", факультет прикладной политологии Высшей школы экономики – по специальностям "политическое управление", "политическая экспертиза и управление", факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета даст возможность студентам специализироваться по направлениям "прикладная политология" и "политическое управление".

Важным условием формирования корпуса специалистов в области политических технологий является создание профессиональных сообществ. Такие сообщества проводят совместные семинары, выставки, способствуют обмену опытом. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация консультантов политических кампаний (International Association of Political Campaign Consultants, IAPC). Ее президентом-основателем стал M. Бонгран (Франция), а президентом – Дж. Наполитан (США). В 1969 г. была создана Американская ассоциация консультантов политических кампаний (American Association of Political Campaign Consultants, AAPC). В настоящее время это самое крупное национальное сообщество профессионалов в области политических технологий.

В нашей стране Ассоциация центров политического консультирования была учреждена в августе 1995 г. Одной из ее задач учредители – ведущие отечественные агентства политического консалтинга – видели, в том числе, систематизацию опыта работы специалистов в области политических технологий, разработку методик, принципов и методов организации деятельности в области политического консультирования и социально-политических исследований.

Таким образом, в современных обществах создаются условиях для формирования специалистов, обладающих знаниями, профессиональными навыками и умениями в области политического менеджмента. Политические технологии превращаются в профессиональный вид деятельности, востребованный в практике управления политическими процессами и ведения политических кампаний.