Лекция 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Основные понятия: политический режим, типы политических режимов, структура институтов, формат партийной системы, динамика политических режимов.

В начале 1960-х гг. теория политических систем стала активно применяться в политических исследованиях. Вскоре ученые пришли к выводу, что общая теория политических систем не всегда способна адекватно описать политические процессы и изменения, происходящие в течение относительно коротких временны́х интервалов. В поисках инструментов, способных описывать динамику политических систем, ученые обратились к понятию политического режима.

Понятие и структура политического режима

Если теория политических систем описывает общие принципы и нормы осуществления современной политики вне зависимости от конкретных исторических условий, то концепция политических режимов конкретизирует анализ функционирования системы, дополняя его исследованиями взаимодействий, возникающих в результате изменений институтов и процедур системы в конкретных социально-экономических условиях за определенный исторический период.

В этом плане теория политических режимов тесным образом переплетается с теориями политического процесса. Общим для них является стремление ученых исследовать и описать динамику развития политической системы, выявить причины конкретных изменений институтов, структур, процедур, типов происходящих в ней взаимодействий.

Одна и та же политическая система может, в зависимости от исторических обстоятельств, функционировать в различных режимах, использовать в различном сочетании методы принуждения и убеждения, легитимного физического насилия и политического управления. Следовательно, в рамках одной и той же политической системы могут последовательно развиваться различные политические режимы. Политические режимы в этом смысле представляют собой различные формы и способы функционирования политической системы. Такая позиция в трактовке политического режима характерна для институционального или правового подхода. Чаще всего ее придерживаются политологи и юристы. В соответствии с этим подходом политические режимы, по сути, отождествляются с формами правления и государственного устройства. Они базируются на определенной системе социальных отношений, закрепленных в конституционно- правовых нормах, устанавливающих нормативный порядок осуществления политической власти.

В 1968 г. французский ученый М. Дюверже, один из основателей социологического подхода, отмечал, что подобная классификация рассматривается французскими политологами как вспомогательная, в ней видна не классификация политических режимов, а лишь классификация "типов правительственных структур".

Социологический подход трактует понятие политического режима как определенный тип организации политической власти, отличающий одну социальную общность от другой. М. Дюверже трактовал политический режим как особый социальный механизм управления обществом, соединяющий, с одной стороны, определенное сочетание системы партий, способов голосования, одного или нескольких типов принятия решений, а с другой – способы политического участия партий и групп интересов[1].

В этой же традиции выдержано и определение одного из последователей Дюверже Ж.-Л. Кермонна: "Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период"[2].

Данное понимание политического режима стало общепризнанным не только во французской, но и в европейской политической науке.

Социологический подход нацелен на исследование устойчивых социальных практик осуществления политической власти конкретной страны в течение определенного периода. С социологической точки зрения политический режим включает в себя определенный набор элементов и признаков, среди которых несколько можно выделить особо:

1) принцип легитимности, включающий приемы и способы убеждения граждан в законности власти;

2) структура институтов, т.е. конкретные нормы и правила формирования представительных и законодательных органов политической власти, режимы голосования и принятия политических решений и т.д.;

3) формат партийной системы, т.е. число политических партий, обладающих реальными возможностями участвовать в выработке и принятии политических решений (однопартийная, двухпартийная или многопартийная система);

4) форма и роль государства (унитарное, федеративное, централизованное, децентрализованное) (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Социологические составляющие политического режима

Качественными характеристиками политических режимов являются:

1) методы и способы осуществления государственной власти;

2) объем реальных прав и свобод человека и гражданина;

3) способы формирования политических институтов;

4) соотношение между законодательной и исполнительной властью;

5) место и роль политических партий;

6) методы выработки политических решений;

7) характер взаимодействия структур государства и общества;

8) уровень включенности граждан в политику;

9) характер политического лидерства.

Ускоряющаяся динамика современного общества делает концепцию политических режимов важным инструментом социологического анализа социальной действительности. Теория политических режимов позволяет адекватно описывать взаимосвязи политики и социальных процессов. Любой режим, представляя собой определенную систему организации политической власти, стремится поддержать политическую и социальную стабильность, опираясь на сложившуюся систему социальных и экономических интересов, культурных ценностей, традиций и норм, выбирая для решения поставленных задач конкретные методы и способы осуществления власти.

Режимы могут иметь однотипные властные структуры, режимы голосования или принятия решений, но существенно отличаться друг от друга в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей, какие идеологические или религиозные системы обеспечивают их легитимность.