Политические предпосылки

Экономические предпосылки – главная, но не единственная причина процесса политической централизации в рамках ЕС. Причины этого явления лежат также в особенностях самой политической системы Европы, в том числе в сфере геополитики.

В отличие от хозяйственных политические предпосылки интеграционного процесса сформировались еще в Средневековье. В зависимости от территориальной сферы действия их можно подразделить на две группы: внутренние и внешние, хотя термины в данном случае являются чисто условными.

Внутренние политические предпосылки характеризуют особенности взаимоотношений европейских стран друг с другом, внешние – определяют положение Европы, прежде всего западной ее части, к другим (неевропейским) странам и регионам планеты. И те и другие можно легко увидеть, окинув взором политическую карту Европы и мира в целом. Первое, что бросается в глаза – наличие на относительно небольшой территории значительного числа государств, каждое со своими границами, законодательством, армией, полицией и т.д.

Сосуществование на узкой площади множества стран создает благоприятную почву для территориальных конфликтов между ними, в том числе военных, которые на протяжении предшествующих веков (особенно, XX в.) унесли жизни миллионов европейцев, не говоря уже об ущербе хозяйству, культуре, благосостоянию и психике людей.

Мирные договоры, пакты о ненападении или о "вечном мире", заключавшиеся между отдельными странами, неоднократно в прошлом нарушались, и нет стопроцентной гарантии, что они будут строго соблюдаться в будущем.

Не лучше ли в таком случае попытаться уничтожить саму почву для войн и конфликтов, лежащую в политическом устройстве Европы? А именно, преобразовать Европу национальных государств, враждующих друг с другом, в целостное политическое образование с едиными органами власти, которые будут обеспечивать мир и безопасность на континенте.

Впервые подобную мысль наиболее четко выразил великий немецкий философ XVIII в. Иммануил Кант, писавший не только о европейской, но и о всемирной федерации как способе установления "всеобщего мира".

Уже в XX столетии данная идея получает конкретное выражение в проекте образования Соединенных Штатов Европы по образу и подобию США. Эта инициатива, впервые выдвинутая еще в середине XIX в. и популяризированная великим французским писателем и общественным деятелем В. Гюго, приобрела особенно широкую известность в годы Первой мировой войны как способ разрубить "гордиев узел" противоречий империалистических держав: вместо победы одной группы из них (Антанта либо Тройственный союз) предлагалось добиться мира, превратив эти страны в нечто подобное штатам Северной Америки.

Идея Соединенных Штатов Европы (СШЕ), хотя и не реализовалась в тот период, остается в умах европейских политиков и в последующие десятилетия вплоть до сегодняшнего дня. В частности, вскоре после окончания Второй мировой войны с предложением учредить СШЕ выступил У. Черчилль. В своей речи, произнесенной в университете г. Цюриха 19 сентября 1946 г., британский политик (в тот момент – лидер оппозиции) призвал "преобразовать европейскую семью... и обеспечить ее структурой, которая даст возможность жить и развиваться в мирных условиях, в условиях безопасности и свободы. Мы должны создать Соединенные Штаты Европы". При этом в качестве "друзей и гарантий новой Европы", по мнению автора, должны были выступить три крупнейшие на тот момент державы планеты: США, Британская империя и СССР[1].

Политическое единство как средство добиться мира в Европе – одна из главных идей "плана Шумана", с которого началось строительство Европейского Союза. В 1955 г. автор этой инициативы, главный архитектор Европейских сообществ – Жан Монне – учредил специальную организацию – Комитет борьбы за Соединенные Штаты Европы. Членами данного комитета, работавшего до 1975 г., являлись многие ведущие европейские политики и государственные деятели: канцлеры ФРГ В. Брандт и Г. Шмидт, президент Франции В. Жискар д'Эстен и др.

Вплоть до начала 2001 г. лозунг Соединенных Штатов Европы закреплялся в программных документах Европейской народной партии, которая с 1999 г. располагает крупнейшей фракцией в Европейском парламенте. Позднее он был заменен термином "Федеративный Европейский Союз", что по сути одно и то же.

В 2006 г. с новым призывом к образованию Соединенных Штатов Европы выступил премьер-министр Бельгии Г. Верховстадт, опубликовавший специальную книгу под таким названием[2]. "Если Европа желает в дальнейшем играть роль на мировой арене, – отмечалось в этой работе, – то ей нужно будет еще более интегрироваться. Только могущественные “Соединенные Штаты Европы” окажутся способными принять эти вызовы и ответить на ожидания наших сограждан"[3].

Необходимость прекратить раздоры между государствами не единственный фактор политического порядка, который подталкивает пароды Европы к объединению и созданию общих органов управления. На всем протяжении европейской истории большую роль играли также внешние факторы, а именно объединение перед лицом возможного агрессора, общего противника.

В средние века и первый период Нового времени таковым считалась Османская империя. Не случайно один из первых проектов в рамках "европейской идеи" (см. 1.3.4) – так называемый Большой проект герцога Сюлли 1639 г. – предлагал создать федерацию европейских государств именно с целью совместной борьбы с этой державой.

В последующее время, особенно после Октябрьской революции, в глазах многих идеологов интеграции целью будущего Европейского Союза виделось объединение сил против возможной агрессии со стороны нашей страны: Российской империи, а затем СССР. "Каждый европеец должен осознавать опасность России", – утверждал в 1924 г. один из наиболее влиятельных сторонников этой позиции, основатель и лидер Панъевропейского союза граф Куденхов-Калерги[4].

На современном этапе роль главных конкурентов Объединенной Европы переходит к другим крупным державам – Соединенным Штатам Америки, а в последние годы и Китаю. Усиление Европейского Союза равносильно укреплению самостоятельности и независимости Европы по отношению к этим странам, обеспечению ее более весомой роли на глобальной арене. Этой цели европейским странам трудно было бы достичь, действуя поодиночке.

В сфере экономической политики результаты уже налицо: создание единого экономического пространства позволило ЕС на равных вести "торговые войны" с США и Японией с 1970-х гг., а единая валюта ЕС – евро – имеет потенциал, способный ослабить господство доллара в международных валютных отношениях.

Собственно, в военной сфере главным шагом в данном направлении служит создание в начале XXI в. сил быстрого реагирования ЕС. В связи с этим один из высших чинов французской армии заметил по отношению к США: "Они могущественны. Мы признаем, что существуют вещи, без которых сегодня невозможно обойтись. Позднее мы будем способны действовать самостоятельно. Европа – огромная экономическая власть, но пока что она не имеет действенной военной власти"[5].

Сегодня оборонный компонент становится все более важным элементом европейской интеграции, хотя его весьма старательно стремятся не выделять.