Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

XIX век – это период победы капитализма в Европе, завершения формирования национальных государств и перехода великих держав к созданию колониальных империй. Западная промышленная цивилизация, разрушив натуральное хозяйство, сформировала новое, индустриальное, гражданское общество, которое вытеснило аграрное, традиционное.

Под воздействием экономической конкуренции прекратили свое существование институты традиционного общества: цехи ремесленников в городах, крестьянские общины, сословия. Два некогда высших сословия – дворянство и духовенство – были вытеснены на обочину политической жизни третьим сословием – буржуазией. Придя к власти в результате революций, европейская буржуазия принесла с собой совершенно иную систему ценностей, в которой наиболее значимыми были автономия личности, индивидуальная свобода, формальное равенство, частная собственность. На месте абсолютных монархий с их деспотизмом, всевластием бюрократии и самодурством правителей, промышленный класс Запада учредил правовое государство в форме конституционной монархии и республики. На смену всевластию религии пришла светская культура. Религиозные воззрения о божественном происхождении мира и монархической власти были окончательно вытеснены разумом и наукой.

Промышленная революция конца XVIII в. ознаменовала не только переход западного капитализма от мануфактуры к фабрике, к машинному производству, но и создала два основных класса, противостоящих друг другу, – промышленную буржуазию и пролетариат. При этом земельная аристократия и крестьянство, сохранившиеся от феодализма, вынуждены были приспосабливаться к новым условиям существования. По этой причине вопросы о том, как устроено индустриальное общество и какой должна быть система управления им, чтобы эффективно отвечать на вызовы и решать проблемы своего времени, приобретали особую актуальность. Это обстоятельство и обусловило бурное развитие политической и правовой мысли, которая стремилась сформулировать политические механизмы эволюции рыночного общества.

Политическая и правовая мысль XIX в. развивалась на иной, чем прежде, доктринальной основе. XIX в. можно с полным правом называть веком идеологий. Понятие "идеология" ввел в научный обиход на рубеже XVIII– XIX вв. французский экономист Дестют де Траси (1754 1836). Он полагая, что идеология – это новая наука о развитии человеческих идей, обобщая которые, она призвана формулировать практические правила воспитания, морали и политики.

Позднее европейские мыслители под идеологиями стали подразумевать набор теоретических положений, призванных обосновать интересы и цели различных классов, политических партий и движений. В этих идейных системах определенное отношение (позитивное или негативное) к существующему политическому порядку дополнялось программными требованиями деятельности социальных групп и классов, направленных на его изменение или закрепление.

Таким образом, эти идеи, теории, концепции отражали настроения, надежды и тревоги промышленной цивилизации, одновременно являясь силой, преобразующей человеческое общество. Овладев сознанием социальных групп, классов, они начинали играть важную роль в истории. Задача, стоящая перед мыслителями этого периода, состояла в том, чтобы перейти от познания законов, управляющих обществом, к их практическому применению, к созданию механизмов саморазвития, позволяющих обществу адаптироваться к меняющимся условиям своего функционирования.

XIX в. – эпоха необычайно динамичная, характеризующаяся множеством попыток воплотить в жизнь различные политические доктрины. Иногда эти попытки оказывались удачными, но чаще всего терпели крах, нередко приводили к совсем иным последствиям, чем те, о которых мечталось.

Не раз теории, воодушевленные любовью к человеку и его свободе, на практике оборачивались мрачными злодеяниями, порабощением и уничтожением людей. Так, требования установления равенства не только политического и юридического, но и экономического, и социального были сформулированы идеологами социализма. Они верили в возможность всеохватывающего планирования общественной жизни, предлагали сконструировать новый социальный механизм, подобный совершенной машине, который уничтожит нищету, неравенство, эксплуатацию человека человеком. Главную роль в этом механизме социалисты отводили государству. Однако на практике реализация этих идей обернулась тотальным господством государства, новыми формами отчуждения и политическим террором против инакомыслящих.

Различные политико-правовые учения XIX в. дополняют друг друга, полемизируют друг с другом, отмечая слабые стороны и недостатки. В центре внимания идеологий находились вопросы об отношении к прогрессу, о способах преобразования общества, о его устройстве, о свободе личности, ее взаимоотношениях с государством, о задачах и пределах государственной власти.

Можно выделить четыре классические идеологии, определившие развитие политической и правовой мысли XIX в. в соответствии с тремя критериями:

1) моделью желаемого общества;

2) принципами его организации и системой ценностей;

3) отношением к социальным изменениям.

1. Исторически первой и доминирующей идеологией является либерализм (от лат. liberalis – свободный), сыгравший решающую роль во Французской революции, формировании общественного строя США и современных демократий.

2. Критика целей и идеалов либерализма за то, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество – смуту, нарушившие естественное, органическое развитие стран и народов, была сформулирована консерватизмом (от лат. conservare – охранять).

3. Требования экономического и социального равенства были обоснованы в доктрине государственного социализма (от лат. socialis – общественный).

4. Наконец, анархизм (от греч. anorchia – безвластие) утверждал, что подлинный порядок может быть основан только на свободе, добровольности и безвластии, а не на принуждении и насилии.