Политические и правовые учения Древней Греции (Платон, Аристотель)

Древнегреческий философ Платон (427—347 до н.э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Платон родился на о. Эгина близ Афин в аристократической семье. Подлинное имя Платона — Аристокл, Платон — это прозвище (от греч. — широкий, широкоплечий). Платон получил блестящее образование, овладев всеми сферами античной культуры: изучал философию, имел успех как лирический и драматический поэт, занимался музыкой, живописью, гимнастикой, борьбой. верховой ездой, участвовал в Олимпийских играх и добивался побед. Его учителями философии были Кратил и Сократ. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть своего учителя, надолго покинул Афины. Вернувшись из странствий, Платон открыл свою школу. Расположенная в роще, связанной с именем аттического героя Академа, она получила название Академия, а участники школы стали называться академиками. Просуществовала эта школа 915 лет (386 до н.э. — 529 н.э.) и была ликвидирована императором Юстинианом в разгар его гонений на все, что имело отношение к языческой культуре. Из стен Академии вышли видные законодатели, государственные деятели, ораторы Греции (Ликург, Геперид, Демосфен и др.) и, конечно, философы: Антисфен, Аристипп, Аристотель.

Почти все сочинения Платона дошли до нас целиком. Политико-правовым вопросам посвящены такие работы Платона, как "Государство", "Политик", "Законы" (последняя осталась незавершенной). Сочинения Платона написаны в форме диалогов. В каждом из них (за исключением "Законов") в качестве одного из собеседников фигурирует Сократ, в уста которого Платон вкладывает свои мысли. В последнем диалоге Платона "Законы" от имени автора говорит пожилой афинянин.

В диалоге "Государство" Платон рисует картину идеального государства, выражающего вечные идеи правды и добра. По мнению Платона, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда. Иными словами, государство создается вследствие неспособности каждого человека в отдельности удовлетворить все свои потребности.

В диалоге "Политик" философ дает классификацию различных форм правления и группирует их по двум признакам: а) по числу правящих лиц и б) по характеру правления, законному или произвольному. Таким образом, монархии соответствует тирания, аристократии — олигархия, только имя демократии остается неизменным. Но критика Платоном государства направлена прежде всего против демократии. Это та форма правления, где власть сосредотачивается в руках большинства, в состав которого входят и простолюдины, и представители лживой мудрости, ораторы, демагоги, и богачи. Основная черта демократии — это отсутствие твердых начал, которое оборачивается произволом толпы (охлократия) и ведет к тирании.

Впрочем, Платон осуждает не только демократию, он ненавидит также тиранию, отрицательно относится и к олигархии — власти богатых, и к тимократии — власти военных.

Этим четырем извращенным видам государственного устройства Платон противопоставляет свой образец совершенного государства, который он называет также "прекрасным городом".

Подобно тому, как душа человека состоит из трех частей: разума, воли и чувства, в государстве должны быть три сословия: 1) философы — правители, 2) воины — защитники и 3) все остальные — купцы, ремесленники, крестьяне.

В отличие от третьего у первых двух нет частной собственности и семьи (брака). Низшему классу, предназначение которого — удовлетворение материальных потребностей государства, Платон практически не уделяет внимания.

Класс воинов, стражей государственных организован так, чтобы был страшен врагам и безопасен для населения города, Высший класс представляет собой соединение ума, способного созерцать истину, и таланта государственного деятеля. Имение в руки философов вручается абсолютная власть. Их управление не стесняется законами.

Эти ценные черты характера воинов и философов могу! быть усвоены в процессе воспитания. С точки зрения Платона, государственный строй характеризуется не тем, как организована власть, а тем, как поставлено дело воспитания.

Если в диалоге "Государство" Платон сделал попытку создать образец идеального государства, то в "Законах" он уделил внимание праву.

Согласно Платону наилучшее законодательство должно быть ориентировано на требования высшего абсолютного Первоначала и соответствовать трем главным критериям:

1) ориентироваться не на войну и захват добычи, а на всеобщий мир и справедливость;

2) всемерно способствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным человеческим благам;

3) иметь своей целью главные божественные блага — здоровое, разумное и мужественное состояние каждой человеческой души.

Необходимым условием этого является продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что люди находятся во власти богов и являются чем-то вроде игрушек, кукол-марионеток, управляемых нитями божественной воли. Среди этих нитей существует наиглавнейшая "золотая нить", ведущая к благу, — человеческий рассудок, Поэтому главная цель воспитания заключается в том, чтобы развивать у граждан в первую очередь рассудительность,

А это включает в себя соблюдение трех важных требований: 1) почитать богов и героев; 2) почитать родителей, как живых, так и умерших; 3) почитать всех своих сограждан. У тех, кто соблюдает их, складывается рассудительное, законопослушное правосознание.

Довольно подробно Платон останавливается на перечислении преступных действий и соответствующих им наказаний. В этом отношении произведение Платона мало отличается от того, что содержалось в законодательстве Солона.

Говоря о судоустройстве, Платон выдвигает принцип различия процесса гражданского и уголовного.

Самым великим умом древности считается Аристотель (384—322 до н.э.). Им была предпринята попытка всесторонней разработки науки о политике. Главными трудами, в которых освещалась политико-правовая тематика, были "Политика", "Афинская полития", "Этика".

В чрезмерном единстве государства — даже если оно возможно, что весьма сомнительно, — Аристотель видел опасность, грозящую гибелью. Ибо государство составляют люди, многие и разные, и оно должно, естественно, быть плюралистичным. Рассматривая различные формы правления, Аристотель говорил, что настоящий законодатель должен знать не только то, что лучше всего в абстрактном смысле, но и то, что более всего подходит по обстоятельствам и легко осуществимо.

Он определил три правильные формы государства: монархию, аристократию и политию.

У каждой формы есть свое извращение — соответственно тирания, олигархия и демократия. Самой идеальной формой Аристотель считает монархию. Монарх "сам — закон". Высшая добродетель дает ему право "принуждать, не нарушая общей гармонии, так как он правит в интересах всего государства". Все должны с радостью ему повиноваться, видя в этом закон природы. По идее "царь должен защищать богатых от несправедливости, а бедных от притеснения". По Аристотелю, аристократия — "правительство, сформированное из самых лучших людей". Это чистая форма аристократии, основанная только на добродетели. В извращенной же форме аристократии — олигархии — правят уже только богатые, думая о своей личной выгоде. Третья правильная форма государства — полития. Здесь управляет большинство, здесь — компромисс между принципами свободы и богатства, попытка "объединить свободу бедных и богатых", не давая никому преимущества.

В предпочтении власти большинства власти немногих "лучших" есть элемент истины, считает Аристотель, "хотя это сопряжено с трудностями": когда собирается множество простых людей, их опыт и коллективный разум богаче, чем у горстки "лучших". ("Гость лучше судит об угощении, чем повар".)

Размышляя о стабильности государства, Аристотель считал, что нужно думать и о бедных, "ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет полно врагов". "Правление лучших" — идеальный вариант, но требует добродетелей, "недосягаемых для обычных людей", и на практике политая, основанная на ограниченном избирательном праве, — "лучшая форма для большинства государств и лучшая жизнь для большинства людей". Философ видит опасность, возникающую, если в "конституции" преобладает один какой-нибудь принцип, и рекомендует смешанную конституцию, где правительство подбирается исходя из двух принципов — богатства и количества голосов. Но подобная система просуществует долго, только если нет чрезмерной бедности и чрезмерного богатства. Аристотель был убежден, что "бедность порождает бунт и преступления", что там, где не! среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения и государство вскоре гибнет. Понимая, что политическая стабильность зависит от социального и экономического равенства, Аристотель выступает против эгоистического правления как богатой плутократии (олигархии), так и лишенного собственности пролетариата (демократии). Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых (или хотя бы каждый в отдельности), управляется лучше всего, ибо обеспечено равновесие.

Взгляды Аристотеля на собственность развивались в прямом споре с Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Аристотель не считал, что частная собственность вредит моральному совершенству, доказывая это четырьмя соображениями:

1. "Когда у людей есть личные интересы, они не ропщут один на другого, а заняты каждый своим делом, и прогресс ускоряется". В коммунистической системе тот, кто работает много и получает мало, негодует на работающего мало и получающего много.

2. Обладание чем-то доставляет удовольствие, "ибо все, или почти все, любят деньги и другие подобные вещи". Аристотель резко отделяет такую любовь к собственности от эгоизма и мелочности, рассматривая ее с точки зрения самореализации и самоуважения.

3. Щедрость. При общественной собственности никто не может быть щедрым и великодушным, так как ни у кого ничего нет. В системе частной собственности богатство и неравенство "дают возможность проявлять щедрость и милосердие".

4. Видимо, идея частной собственности глубоко укоренилась в душе человека, если существует так долго — "нельзя пренебрегать опытом веков". Что до коммунизма, то "если б он был хорош, то за столько лет примеры его были бы известны".

Аристотель знал о бедах, сопутствующих системе частной собственности, но считал, что они "вызваны совсем другой причиной — порочностью человеческой натуры". Несовершенство общества исправляется не уравнением состояний, а моральным улучшением людей. "Начинать реформу нужно не столько с уравнения собственности, сколько с того, чтобы приучить благородные души обуздывать желания и принудить к этому неблагородные (мешая им, но не применяя грубую силу)". Законодатель должен стремиться не к равенству, а к выравниванию собственности. Важно не то, у кого собственность, а как ее используют, но это — вопрос морали, а не политэкономии.

Резкое неравенство собственности опасно для равновесия государства, поэтому Аристотель одобряет общество, где средний класс сильнее всех. Там же, где "у одних много, у других — ничего", конституционное государство не удержится и может прийти к двум крайностям — плутократическому режиму (олигархии) в интересах только богатых или к пролетарскому режиму (демократии) — в интересах городской бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией.

Платон искал абсолютной справедливости, Аристотель понимал, что есть дилемма — власть закона или власть людей. Соглашаясь, что закон, придуманный людьми, никогда не будет совершенным, он подчеркивал, что "власть закона предпочтительнее власти любой личности" и что чиновники должны регулировать отношения только в случаях, когда закон безмолвствует, так как общий принцип главнее всех частных. Правление на основе закона не может быть абсолютно справедливым, но все же оно — меньшее зло, чем произвол и страсти, присущие правлению, основанному на власти человека.

Концепция Аристотеля о власти закона была одной из ведущих идей в Средние века, когда политические отношения строились на обычае. Позднее она стала одним из столпов европейского конституционного здания. Вероятно, это наиболее важное наследство, оставленное Аристотелем потомкам.

Он был консерватором даже для своего времени, но во всех его трудах чувствуются мудрость, благородство, умеренность, широта взгляда, доступность для новых идей, отвращение к догматизму, понимание сложности и запутанности людских дел. В XX в. мы могли убедиться в том, что для цивилизованного мира нет угрозы страшнее, разрушительнее и смертоноснее, чем фанатизм. Он начинается с непреклонной уверенности и безоглядной непримиримости и заканчивается дикой резней во имя "высоких идеалов". Аристотель фанатиком не был.