Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Природа и назначение государства и права в жизни древнекитайского общества выводились из несовершенства человека, необходимости достижения гармонии во взаимоотношениях правящих и подданных и обеспечения порядка в Поднебесной – так называли Древний Китай.

Представления о политике, власти, государстве и праве в древнекитайском обществе, как и во всех традиционных обществах Востока, первоначально развивались в рамках мифологического социоантропоморфического мировоззрения. В его основе лежит осознание людьми своей прямой зависимости от природных и общественных сил, очеловечивание окружающей природной среды.

Мифологическое сознание рассматривало первоначальное состояние мира как первобытный хаос. Упорядочение хаоса и организация мироздания связывались с взаимодействием двух противоположных начал – небесного (Янь) и земного (Инь). Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. В "Пятикнижии" ("У-цзин"), составляющем основу мировоззрения каждого образованного китайца, говорится о пяти первоначалах мира, созданных небом: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа.

Для мифологического сознания древнекитайского общества характерна абсолютизация связи природного, социального и нравственного начал. Так, своевременные дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер зависят соответственно от достойного поведения правителя, от порядка в стране, от прозорливости, осмотрительности и мудрости главы государства, тогда как "распущенность (правителя) символизируют непрекращающиеся дожди; ошибки (правителя) символизирует непрекращающееся солнечное сияние; леность (правителя) символизируется непрекращающейся жарой; его неосмотрительная торопливость символизируется непрекращающимся холодом; глупость (правителя) символизируется непрекращающимся ветром"[1].

Наряду с наивной верой во взаимосвязь природных, социальных и нравственных явлений, мифологическое сознание связывает гармонию и порядок с действием космического, нравственного мирового безличного закона – дао ("пути"), которому подчиняются и природа, и человек.

Однако в отличие от других традиционных восточных обществ в Древнем Китае в развитии политических и правовых представлений можно выделить некоторые особенности.

1. Доктринальная основа политико-правовой идеологии в Древнем Китае преимущественно не мифология, которая была слабо развита, и не религия, а ритуал. Древние китайцы были слишком прагматичны при выстраивании отношений между людьми; они опирались на практическую философию, житейскую мудрость, нравственность. Отношения в социально неоднородном обществе, где на вершине социальной пирамиды находился ван (правитель), одновременно бывший единственным землевладельцем и первым жрецом, а у ее основания – бесправные простолюдины (шужэнь), подневольные общинники, между ними же располагалась наследственная земельная аристократия (чжухоу), главы родоплеменных кланов (дафу); главы больших семей (ши), были подчинены сложному ритуалу.

Ритуал имел мировоззренческое значение, поскольку был "...основан на постоянстве (движения) неба, порядка (явлений) на земле и поведении народа... Ритуал – это устои (в отношениях) верхов и низов, основа и исток неба и земли. Он дает жизнь народу". Светский ритуал взаимоотношений между верхами и низами был основан на религиозной традиции отношения живых к умершим, к духам предков. Культ предков в Древнем Китае чрезвычайно развит; согласно ему вся жизни человека представляет собой постоянный отчет перед духами предков. Для психологии китайцев характерно развитое чувство покорности власти правителя, которое основано на почитании старших младшими, почитании родителей, культе предков.

2. Повышенный прагматизм политико-правовой идеологии в Древнем Китае, ориентированность идеологии на поиск эффективных средств управления, способных обеспечить гармонию и порядок, обусловили свободное сосуществование различных по своей направленности политико-этических учений, их изменение вместе с изменением государственного строя. Тем самым идеологический плюрализм существовал в условиях классической восточной деспотии.

Наибольшего расцвета политико-правовые воззрения достигли в период Чжаньго ("сражающихся государств") в V–III вв. до н.э., когда одновременно существовало шесть основных школ. Наиболее влиятельными среди них были конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.