Лекция 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Самые ранние представления о политике и праве возникают в Древнем Египте – первой цивилизации, давшей миру государство, просуществовавшее три тысячелетия. Эти представления не имели форму концепций или теоретического знания, не представляли собой самостоятельной сферы общественного сознания, а являлись неотъемлемым элементом религиозно-мифологического мировоззрения.

Главной идеей политико-правовых воззрений древнеегипетского общества является тезис о божественном происхождении социального порядка, политических учреждений и земных установлений. Божественное, сверхъестественное начало выступало одновременно первоисточником, базовым принципом и основной моделью земного, общественного и политического устройства (восточной деспотии). Нормы древнеегипетского права также выводились из божественных установлений и были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения.

Формой существования политических представлений древнеегипетского общества являлись мифы, поучения, хвалебные надписи (гимны) в честь фараонов, трактаты, создателями которых выступала каста жрецов. Политическая мифология имела прикладной характер и была призвана легитимизировать власть фараона, внушить представления о справедливости и неизменности существующего социального порядка, содержала советы по установлению должного порядка и достойного правления.

Учение о государстве в Древнем Египте

Представления о государстве и управлении в Древнем Египте, в основе которых лежало понимание всего уклада жизни как установленного богами миропорядка, были сформулированы в различных источниках: трактатах, поучениях, мифах, гимнах.

В период Древнего царства (2778–2260 гг. до н.э.) жрецы бога Птаха, главного из девяти богов пантеона Древнего Египта, в "Мемфисском богословском трактате" раскрывают процесс возникновения законного порядка в обществе из первоначального хаоса путем достижения гармонии и соответствия божественного (небесного) и земного (царственного) правления: "Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец"[1].

Вместо беспорядка боги-творцы учреждают особый общественный Порядок и Истину в человеческом сообществе, основанные на всеобщей гармонии и справедливости. Олицетворением справедливости и правосудия у древних египтян выступала богиня Маат. Причем фараон также должен, подобно богам, стремиться утвердить Маат вместо Хаоса.

Особая роль в обеспечении всеобщей гармонии и справедливости принадлежала фараону, которого мифы наделяли множеством достоинств и необыкновенных способностей. Его считали двойником бога, называли богом и господином.

Так, в эпоху Среднего царства (2040–1786 гг. до н.э.) верховным божеством был фиванский бог Амон, который отождествлялся с более древним богом солнца Ра, а фараон объявлялся сыном этого бога Амон-Ра. Прочие же люди в религиозно-мифологическом мировоззрении – третьестепенные персонажи, они созданы богом солнца из его слез. В гимне этому богу говорится, что он был царем богов и одновременно царем Верхнего и Нижнего Египта. Люди вышли из очей его, боги из уст его. Он не только царь обеих частей Египта, но "владыка всего, что обегает диск солнца", "владыка неба и владыка земли", "начало жизни". Лучи его кормят все пашни; установленный им ход времени, в том числе сезонные циклы, предназначены для того, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное этим божество[2].

Тем самым политическая мифология переносит качества бога солнца на фараона, олицетворяющего истину и справедливость в обществе. Однако сам фараон также должен был следовать в своих делах принципам добропорядочного поведения. В "Поучениях гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну" (XXIV в. до н.э.) фараон наставляет будущего преемника не делать ничего неправедного и противозаконного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. Наряду с принципом добродетельного правления Ахтой выделяет еще два принципа законного и должного порядка: божественный характер власти фараона и опора на умных советников, создающих справедливые законы[3].

Согласно древнеегипетской политической мифологии, боги не только создают законный порядок, но и вместе с фараоном продолжают совершенствовать данный порядок, создавая для этого политические учреждения и законодательство. Если фараон – сын и наместник бога – не следовал его указаниям, то ему напоминали об этом жрецы. Дело в том, что по традиции после смерти фараона собиралось собрание, которое решало, достойно ли он правил. Если собрание давало отрицательный ответ, то фараон лишался права погребения с почестями.

Попытки подвергнуть сомнению справедливость существующего порядка, самоустранение фараонов от исполнения божественного промысла, низвержение авторитета традиции, лежащей в основе всеобщей гармонии и порядка, неизбежно приводят к гражданским войнам, восстаниям. Так, в "Речении Ипусера" (1750 г. до н.э.) описывается восстание низов против знати. Причиной этого выступления знатный вельможа по имени Ипусер считал нарушение традиций, пренебрежение законами, отсутствие многих необыкновенных и полезных способностей у фараона: "То, что производит смуту, – это слова его". Однако преодоление хаоса также зависит от правителя: "Разум, познание и правда с тобой"[4].

Эффективность управления в условиях восточной деспотии опирается на достаточно разветвленный бюрократический аппарат. В "Поучении Птахотепа" (XXVIII в. до н.э.) вельможа по имени Птахотеп советует своему сыну, во-первых, воздерживаться от жестокости в обращении с подчиненными, подчеркивая естественное равенство всех свободных, и, во-вторых, необходимости всем – управляющим и управляемым – следовать в своей деятельности принципу "ка" – правилу добродетельного и справедливого поведения. В "Поучении Птахотепа" говорилось о том, что, "если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжении не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное". Не менее актуален совет приближенным фараона давать рекомендации вдумчиво, руководствуясь интересами дела.

Учение о праве в Древнем Египте

В восточных деспотиях всеобщая гармония и порядок опираются не только на обожествление власти фараона, насилие, но и на право. Правовая культура Древнего Египта основывалась на понимании права как меры должного поведения (обязанности), долга совершать действия и поступки, обусловленные социальным статусом и добродетельностью воззрений.

Спецификой мифологического правового мировоззрения Древнего Египта является неразрывная связь права с ритуалом, погребальным культом. Считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии сохранения тела. Отсюда обычай мумификации и строительства некрополей, пирамид. Египтяне различали в человеке несколько сущностей:

• его тело;

• имя – "Рен", составлявшее жизненное начало в человеке;

• душу – "Ба";

• другую (добродетельную) душу – "Ка".

Следование божественным установлениям, обеспечивающим справедливость, подкреплялось ответственностью перед богами. В "Книге мертвых" (XXV в. до н.э.) описывается судебный процесс в загробном царстве. В загробном суде председательствовал Осирис (верховное божество эпохи Нового царства) – владыка Двух истин (для земного и для загробного мира). Здесь же собиралась коллегия из 42 богов, каждый из которых ведал определенным грехом. Умерший переносился в загробный мир и представал перед коллегией Осириса с двумя оправдательными речами в соответствии с двумя истинами. В них содержался перечень добродетельных предписаний, которые составляли законопослушное поведение: "не грабил", "не убивал", "не совершал прелюбодеяний", "не оскорблял царя", "не оклеветал бога в городе своем" и т.д. После этого выносился приговор. Нарушение тех или иных заповедей (требований) рассматривалось как смертный грех.

Попытка изжить крайний политеизм (многобожие) и тем самым упорядочить набор правил и наказаний за их нарушение была предпринята Аменхотепом IV– фараоном XVIII династии (около 1400 г. до н.э.). Он ввел культ единого бога Агона и стал называть себя Эхнатоном ("блеск Атона"). Но реформа не привилась, против нее были жрецы.

Правопонимание в Древнем Египте включало и такой элемент, как ориентация на детальное регулирование деятельности государственного аппарата. Прежде всего, это касалось регламентации функций ближайшего помощника фараона и верховного сановника – визиря, обладавшего не только административными, но и судебными полномочиями. В инструкциях визирю органично сочетались правила этикета с принципами правосудия:

1) строгое следование закону, а не собственному усмотрению;

2) соразмерность наказания правонарушению и т.д.