Политические и правовые идеи раннего коммунизма

В противоположность концепциям, проповедовавшим формальное равенство, личные свободы, священность и неотчуждаемость частной собственности как основы нового буржуазного общества, возникли теории, которые связывали прогресс с обществом, где будет "общность имуществ" (от лат. omnia sunt communia – все должно быть общим). Они получили название коммунистических учений.

Их возникновение было обусловлено преимущественно двумя факторами:

1) период первоначального накопления капитала как необходимая предпосылка развития буржуазного общества, сопровождавшийся усилением эксплуатации и социального гнета, заметно активизировал поиск идеального государства, которое отвечало бы чаяниям и надеждам угнетенных масс города и деревни;

2) возрос открытый эпохой Возрождения интерес к творческому наследию античных мыслителей, стремившихся создать идеальное и справедливое общество.

Ранний коммунизм сформировался, во многом основываясь на социальной утопии Платона, который в трактате "Государство" ратовал за общественную собственность и социальное равенство. Несмотря на известные различия в устройстве идеального государства, теоретики раннего коммунизма были едины в критике существующего строя, необходимости уничтожения частной собственности и современного государства.

Правда, они не могли ответить на вопрос, каким образом можно построить коммунистическое общество. Несбыточность, неосуществимость выдвинутых ими проектов и дали название этому виду социальной утопии – ранний утопический коммунизм.

Политический идеал Томаса Мора

В 1516 г. юрист, блестящий адвокат, получивший образование в Оксфордском университете, спикер палаты общин, а затем лорд-канцлер, королевский советник Генриха VIII Томас Мор (1478–1535) опубликовал свою работу под названием "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона".

Книга "Утопия" (от греч. "место, которого нет") была написана в форме диалога мореплавателя Рафаэля Гитлодея, возвратившегося из далекого стран

ствия и повествующего об увиденных странах гуманисту Петру Эгидою.

В первой части работы мыслитель стремится выявить главную причину, порождающую несправедливое социальное устройство Англии. Свой рассказ он начинает с жесткой критики порядков современной Англии, в первую очередь уголовного законодательства, направленного против воров и бродяг. Автор считал, что нельзя наказывать людей за поступки, которые являются следствием тех ужасных условий, в которые они поставлены государством.

Основная причина всех вообще пороков и бедствий, по мнению Мора, частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию"; общество само "создает воров и одновременно их карает". Мор делает вывод: "Благополучие в ходе человеческих дел возможно только с совершенным уничтожением частной собственности... Где только есть частная собственность... там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел"[1].

Определяя собственность в качестве основы общества, обусловливающей его структуру, нравы, психологию людей, учреждения, законы, Мор предлагает принципиально новый подход к сущности государства и права. Государство и право рассматривались им как орудие господства в руках имущих классов.

"При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, – писал Мор, – я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах". Богачи используют государство "во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами"[2].

Во второй части работы Мор доказывает возможность существования и процветания общества и государства без частной собственности, описывая учреждения и нравы жителей острова Утопия, находящегося в Новом Свете.

Утопия – это остров, разделенный на 54 приблизительно равных округа, напоминающих античные полисы, во главе которых стоят города, к которым прилегает определенная территория. По этой причине он напоминает федерацию, где каждый город имеет собственное устройство и управление.

В каждом городе 6000 семей; в семье от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются "деревенские семьи" или артели (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока). Артели сдают весь продукт своего производства в город, за исключением необходимого им самим. Все граждане трудятся в порядке трудовой повинности.

По форме правления Утопия – ограниченная монархия. Во главе стоит князь (принцепс), избираемый тайным голосованием филархами (выборными городскими чиновниками) на особом собрании из кандидатов, предложенных народом; должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и выслушивают их отчеты.

Князь правит, опираясь на сенат, состоящий из 162 сенаторов, по три от каждого города, избираемых народом. Сенат обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств.

На принципах выборности и сменяемости формируется управленческий аппарат в городах. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем.

Должностные лица не являются привилегированным сословием: "Ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами и они ведут себя достойно"[3]. Подобное общественное и политическое устройство ведет к появлению высоких нравственных качеств у населения Утопии. Вследствие этого в государстве действует незначительное число законов.

Описывая государственные институты Утопии, Мор следовал принципам организации античного города-государства (полиса).

Однако принципы общественной собственности и всеобщности труда изменяют и функции государства. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых (траниборы – члены городских сенатов); по той же причине создаются специальные учреждения для координации производства и потребления в масштабах страны (общеутопийский сенат).

Государство активно вмешивается в различные сферы жизни утопийцев. Все граждане работают по шесть часов в день. Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность правителей-сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

Государство организует совместные трапезы. Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. "Хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная"[4].

В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других (однако атеисты не могут занимать должности, а также публично защищать безбожие).

Отсутствие противоположных интересов у граждан Утопии позволяет Мору иначе взглянуть на роль права и закона. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование". "Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота – доступность понимания для всякого"[5].

Мор выступал в своей книге против наказания. Он считал, что более гуманно смертную казнь заменить принудительными работами, а за тяжкие преступления обращать в рабство. Рабами в Утопии являлись и военнопленные. Однако рабство не было пожизненным и наследуемым. Труд рабов во многих смыслах более выгоден государству, чем их казнь. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам) и выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т.п.). Раскаявшиеся и исправившиеся преступники могут быть отпущены на волю по решению князя или народа[6].

Жизнь Мора закончилась трагично: он был казнен Генрихом VIII за отказ присягнуть королю.

Государство соляриев Томмазо Кампанеллы

Итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 г. к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет пока не был выпущен на свободу в 1626 г.

Кампанелла – автор фантастического романа "Город Солнца". В нем он сформулировал собственные политические и правовые воззрения, которые испытали существенное влияние социальной утопии Платона и Мора.

Роман написан в форме рассказа-диалога возвратившегося из дальних странствий генуэзского флотоводца об открытой им идеальной стране содержателю монастырской гостиницы. Город Солнца расположен на высоком холме, разделен на семь обширных поясов и представляет собой крепость, защищенную от нападения извне всеми своими гражданами.

Политическое устройство Города Солнца не знает аналогов и представляет собой государство, основанное на следующих принципах:

народного суверенитета, непосредственного участия населения в управлении обществом;

• тотальной регламентации со стороны государства производственной, распределительной, семейной и воспитательной сфер жизнедеятельности;

профессионализма в организации управления, который предполагает привлечение ученых к этому процессу.

Несмотря на то что данные принципы упоминаются еще Платоном и Мором, однако практическая их реализация в проекте Кампанеллы принципиально отличается от идей его предшественников.

По форме правления Город Солнца представляет собой аристократическую республику – теократию особого типа, которую возглавляют ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства.

Во главе республики стоит верховный правитель – Солнце (Метафизик). Это высшее должностное лицо, именуемое Гогом, одновременно является ученым человеком в республике и ее первым священником. Он правит, опираясь на трех своих высших советников-соправителей, каждый из которых ведает управлением одной из сфер человеческого бытия: мощью, мудростью, любовью.

Пон (Сила, Мощь) ведает военным делом и охраной государства; Син (Мудрость) руководит развитием наук; Мор (Любовь) управляет воспитанием, деторождением, производством продуктов питания, одежды и др. Под началом Мощи работают Стратег, Кузнечных дел Мастер, Начальник арсенала и т.п. Под руководством Мудрости находятся такие должностные лица, как Грамматик, Логик, Физик, Медик, Политик, Этик, Экономист и т.д. В ведомство Любви входят Заведующий деторождением, Воспитатель, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод и т.д.

Гог и его три помощника образуют коллегию высших должностных лиц, которая вершит все дела в государстве, награждая добродетель и наказывая пороки. Им подчиняются должностные лица (начальники отрядов, главные мастера), ведающие более узкими сферами жизнедеятельности. Наряду с этим существует Совет тринадцати высших должностных лиц, на который опирается в управлении Гог, куда входят Правосудие, Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т.д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение. Они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.

Кампанелла соединяет принципы демократии (выборность) и аристократии (компетентность), на которых основана система управления. Кандидаты на высшие должности предлагаются в управлении воспитателями, начальниками отрядов и другими должностными лицами для рассмотрения общему собранию соляриев – Большому Совету, проходящему два раза в месяц, членами которого являются граждане, достигшие 20-летнего возраста.

По каждой предположенной кандидатуре каждый солярий может высказаться в Большом Совете. Решение о назначении на должность принимает коллегия должностных лиц: четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов. Кроме рассмотрения кандидатов на замещение руководящих постов, Большой Совет обладает функцией контроля их деятельности и правом снятия с должности. Большое значение в управлении Кампанелла придавал советникам должностных лиц: жрицам-астрологам, которые определяли дни посева и жатвы, вели летописи важных событий, занимались предсказаниями. По мнению Т. Кампанеллы, Город Солнца является государственным устройством, "открытым посредством философских умозаключений"[7].

В Городе Солнца отсутствует частная собственность. Производство основано на принципе всеобщности труда мужчин и женщин, которые работают не более четырех часов. Основной производственной единицей является мастерская или бригада. Рабство в Городе Солнца неизвестно. Распределение произведенного продукта уравнительное.

Вся жизнь соляриев жестко регламентирована и аскетична. Солярии носят одинаковую одежду, военным строем ходят на работу, питаться, отдыхать и развлекаться. Все граждане живут вместе, они спят в общих спальнях, едят в общественных столовых, мужчины – по одну сторону стола, женщины – по другую. В Городе Солнца отсутствует семья. Особые должностные лица из пожилых граждан несут заботу о подборе пар, отбирая достигших зрелости молодых людей с целью производства здорового и красивого потомства. После рождения дети не знают своих родителей, поскольку они передаются на попечение воспитателей. Мальчики и девочки получают одинаковое воспитание.

Тщательная регламентации всех сфер жизни солярии определяет незначительную роль права, правосудия и наказания. Это проявляется в том, что:

законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие;

• предметом спора соляриев являются почти исключительно вопросы чести: "Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должностном уважении друг к другу, леность, уныние,

гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы"[8];

• судебный процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей: это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами. Пытка и судебные поединки, свойственные инквизиционному процессу, не допускаются;

• наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.