Политические "окна"

Политические течения, как показал Д. Кингдон, способны порождать автономную динамику в постановке и решении публичной проблемы. В то же время он справедливо отмечает, что "политические события изменяются согласно своему собственному календарю, в соответствии со своими правилами или своей практикой, которые связаны с проблемами и предложениями, а могут быть и не связаны с ними".

Приведенные нами выше течения политики развиваются автономным образом, независимо друг от друга. Да и возникают они относительно хаотическим образом. Они являются следствием развития событий, а также нередко случайных мобилизаций актеров. Однако все они связаны между собой тем или иным образом. И тем не менее они не очень активно влияют на политику в силу своей раздробленности.

Иное дело альтернативы. Они являются результатом комплексной игры или, говоря иначе, комплексного взаимодействия, объединяющего тем или иным образом публичных и частных акторов в их поиске программ публичного действия, которые могут быть превращены в решения. Примером автономной политической динамики может быть электоральное соперничество, которое развивается на основе собственных правил и напрямую не связано с привычным функционированием администрации и обычными действиями граждан.

Нужно сказать, что политическая жизнь в любом государстве нередко сопровождается возникновением так называемых "чрезвычайных" условий, когда, пользуясь формулой Д. Кингдона, открывается "окно политики". Это может происходить, например, в силу резкого изменения общественного мнения и/или чередования партий у власти в итоге избирательных кампаний. Такое "окно" открывается в период самой большой восприимчивости вопросов политического развития со стороны политических акторов. Согласно Д. Кингдону, появление такого "окна" представляет собой наиболее

"удобный случай для мобилизованных акторов продвигать в жизнь свои решения или привлекать внимание к частным проблемам".

Несколько лет спустя, на основе анализа электоральных циклов, Джон Килер внес уточнение в понимание того, что в политической науке понимается под "окном". Он добавил несколько переменных, указав, в частности, на значение электоральной победы, а также на "размер окна", которым может и должно воспользоваться недавно избранное или переизбранное правительство. Если две переменные (мандат на правление и контекст кризиса) соединяются, политическое окно будет довольно значительным и позволит поставить в повестку дня серию альтернативных проблем. И наоборот, отсутствие этих двух элементов ограничит возможность постановки многих проблем в политическую повестку, а также и способность к действию правительства. Д. Килер как "достаточно большое окно" определил политическую альтернативу, реально возникшую во Франции в 1981 г. К началу 1980-х гг. в этой стране был отмечен экономический кризис, а также имела место двойная электоральная победа (президентские и парламентские выборы) социалистов и их союзников. А это открыло перспективу постановки в повестку дня многих проблем альтернативного характера и принятия серии нетрадиционных решений.

Открытие "окна" происходит не только в результате выборов. Оно может осуществляться в итоге развития кризиса общественного развития или, например, военного конфликта. Резюмируя подход к повестке, Р. Кобб и Ч. Элдер предложили следующую идеальную схему, характеризующую движение проблемы вплоть до повестки.

Схема 3

Идеальная схема прохождения проблемы с момента возникновения до включения в политическую повестку

Источник: Cobb R. W., Elder С. D. Participation in American Politics: the Dynamics of Agenda-Building. Baltimore, 1972.

Допуская определенные упрощения, на основе указанной схемы можно утверждать, что возникновение проблемы и ее возможная постановка в политическую повестку являются результатом взаимодействия между одним или несколькими социальными и политическими акторами, которые связаны с данным феноменом или с определенным событием, порождающим проблему. В итоге возникает фаза проблематизации. Когнитивные и нормативные характеристики возникшей проблемы, а также использование заинтересованными социальными актерами символов в связи с данной проблемой, определяют условия ее восприятия более или менее широкой общественностью. Постепенно на основе мобилизуемых когнитивных и нормативных ресурсов определяется конфигурация актеров и пространство обменов между ними, что подвергается воздействию институционного регулирования, в ходе которого происходит выработка альтернатив. И лишь только после этого та или иная проблема попадает (включается) в политическую повестку.

Анализ возникновения проблемы и записи ее в повестку подвергался критике за слишком прямолинейное и детерминистское представление и объяснение. Такая критика имеет право на жизнь, т. к. подобная интерпретация, изолированная от реальной действительности, является аналитическим инструментом, идеально-типической схемой, обладающей эвристической ценностью. На ее основе можно анализировать и объяснять закономерность включения той или иной проблемы в повестку дня. Однако в жизни такой строгой фазы, этапов последовательности включения в политическую повестку проблем не существует: производство альтернативы может опережать фазу проблематизации, а конкретная деятельность правительства, например, может предшествовать феномену осмысления проблемы обществом и администрацией.