Политическая власть и политический менеджмент

Политика как сфера общественной жизни основана на особом виде властных отношений, которые "связывают" участников политических взаимодействий, делают возможным осуществление регулярного влияния одних акторов на других. Благодаря власти становится возможным существование государства, политического режима и других привычных форм проявления политического в обществе. В связи с особой значимостью политическая власть неизменно находилась в фокусе внимания многих ученых, которые предлагали различные трактовки данного феномена[1].

В данном случае хотелось бы обратить внимание на то, что по целому ряду внешних проявлений можно говорить о схожести политической власти и управления. И то и другое может быть представлено в виде субъектно-объектного отношения, в котором одна сторона (субъект) является более активной, стремящейся к оказанию влияния. Так, по традиции, которая была заложена Р. Далем, власть определяется как отношение, в котором один субъект может влиять на другого и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего. "Власть есть потенциал, способность (возможность) субъекта оказать определенное воздействие на объект"[2].

Однако с помощью понятия "власть" мы обозначаем такие качественные характеристики возникающего субъектно-объектного отношения, как неравенство возможностей взаимного влияния, различие потенциалов, неизбежность подчинения, способы принуждения. Когда мы говорим об управлении, то акцентируем внимание на целеориентированном, рациональном характере возникающего субъектнообъектного отношения. Особенностью управленческой деятельности является способность субъекта не только ставить цели, но и планировать работу, прогнозировать развитие событий, искать оптимальные способы решения встающих задач, организовывать людей, координировать их действия.

Властью можно обладать, она делает человека могущественным, наделяет его правом решать судьбы других людей, диктовать свою волю. Управлению необходимо учиться, оно требует гибкости ума, умения трезво оценивать ситуацию, навыков владения технологиями влияния.

В политике нередко выполнение властных и управленческих функций осуществляется одними и теми же людьми.

Так, государство одновременно является как институтом власти, так и институтом управления в обществе. Государственные должностные лица в своей управленческой практике опираются на властные ресурсы, на предоставленное им право создавать общеобязательные нормы, распределять ресурсы, применять легитимное насилие. Однако обладание властью и умение распоряжаться властными ресурсами не является залогом успешного и эффективного управления. Более того, обладание властью способно рождать иллюзию вседозволенности и желание идти напролом к намеченной цели, осуществлять реализацию задуманного, игнорируя объективные обстоятельства и не просчитывая последствия принимаемых решений.

Управление в политике возможно и без непосредственного включения в систему властного взаимодействия. Как будет показано ниже, политическим акторам приходится инициировать управленческие процессы для решения определенных задач, не обладая властными полномочиями и опираясь исключительно на технологии формирования убеждений людей, используя навыки и умения воздействия на мотивацию, на ценностные предпочтения и интересы.