Политическая социализация

Социологию можно отнести к наукам с двойным статусом: она одновременно и социальная, и гуманитарная дисциплина. Как социальная наука она занимается изучением поведения людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностей функционирования важнейших институтов и отношений общества. В качестве гуманитарной науки предметом ее исследования является социокультурная сфера общества, традиции, обычаи, ценности, идеалы, символы и др. Здесь предмет ее исследования во многом смыкается с предметом исследования политической философии.

Человек как член конкретного общества проходит процесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. Еще в 430 г. до н.э. Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Судить о политике действительно могут все (неважно как), потому что мир политического в тех или иных форме и степени затрагивает всех и каждого члена общества в отдельности.

Поэтому люди должны иметь хотя бы самые общие представления о мире политического и механизмах его функционирования. Они должны знать, в чьих руках находятся бразды правления страной, регионом, городом, кто принимает решения, кто несет ответственность за их выполнение. Осваивая господствующую в данном обществе политическую культуру, отдельный человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений, совершает акт воспроизводства себя как политико-культурного существа.

В этом смысле можно говорить о политической социализации людей. В целом под политической социализацией понимается процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры. Каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо и в этом качестве он усваивает политическую культуру или отдельные ее компоненты.

С этой точки зрения каждый отдельно взятый человек является носителем политической культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности и в этом контексте политическая культура составляет интегральную часть социокультурной системы.

Очевидно, что политическая социализация осуществляется в гражданском обществе. Там же формируются политико-культурные составляющие мира политического. Одна из проблем, которой занимается политическая социология, это поведение людей в политической сфере или политическое поведение.

Следует отметить, что политическая социализация отнюдь не завершается по достижении человеком зрелого возраста. Это, по сути дела, бесконечный процесс, продолжающийся в течение всей его жизни. Особенно глубоким и далеко идущим изменениям политическая культура подвергается в периоды войн и кризисов, экстремальных и аномальных явлений в жизни стран и народов.

Что такое политическое сознание

При любой попытке анализа политической социализации ее основных параметров и составляющих, определения места и роли в подсистеме политического неизменно встает вопрос о ее соотношении с политическим сознанием. Следует отметить, что при всем обилии литературы по данной теме вопрос о политическом сознании остается одним из наименее выясненных. Зачастую говорят о политическом сознании, но имеют в виду общественное сознание вообще, либо политическую идеологию, либо то или иное идейнополитическое течение. Говорят о политической культуре, но имеют в виду то, что традиционно рассматривается как политическое сознание.

Политическое сознание, как правило, рассматривается как одна из множества форм общественного сознания. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то нельзя не признать, что основной костяк, так сказать, его сердце- вину составляют установки, ориентации, ценности, стереотипы, относящиеся к миру политического, к системе власти и властных отношений, государственному управлению, политическим институтам, к таким категориям, как права и свободы человека, справедливость, равенство и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ и смысл общественного сознания раскрываются через деятельность людей, в их отношении к окружающему миру. При этом обнаруживается, что такие устойчивые образования, как мотивы, оценки, потребности, интересы, социальные ожидания и притязания, принадлежат социокультурной и политико-культурной сферам. Их можно трактовать и как составные элементы политического сознания. Важно учесть и то, что субъективный мир политического помимо установок, ориентаций, ценностей и др., относящихся к миру политики, охватывает также нормы и "правила игры", поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическую символику и знаковую систему, выражаемые не только словесно, но и иными средствами и формами.

Политико-культурный подход как раз призван учитывать подобные моменты. Для правильного понимания данной проблемы важно знать, что все названные и другие основополагающие феномены и категории адекватно можно осмыслить лишь в том случае, если рассматривать их как составляющие общей для конкретной нации или другой социально-исторической общности культуры. Сознание, в том числе и общественное в различных его проявлениях, есть одновременно и процесс, и результат познания и освоения действительности.

Что же в таком случае представляет собой культура? Вопрос, скажем, не из самых простых хотя бы потому, что известные культурантропологи К. Клакхон и А. Кребер еще в 1952 г. выявили и проанализировали 167 определений культуры. С тех пор это число еще более увеличилось. С рассматриваемой точки зрения для нас важно понять, что культура представляет собой основополагающую инфраструктуру, социально-историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства человека. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, познает себя.

При таком понимании очевидно, что общественное сознание является интегрирующим компонентом социокультурной системы, которая составляет основополагающую ткань духовной культуры, обеспечивающей ее воспроизводство и трансмиссию от поколения к поколению. По аналогии можно сказать, что политическое сознание, если выделить его в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и одновременно средство воспроизводства политической культуры.