Политическая система: элементы и структура

Существование политической системы определяется через разделение системы и окружающей среды. Вообще данные понятия могут быть употребимы тогда, когда мы имеем представление о пространстве и времени существования социально-политических явлений.

Политическое пространство образуется в границах человеческих коммуникаций по поводу распределения власти. Оно образуется потому, что каждый человек живет не только в географическом мире, но и в мире подобных себе. Человек изначально социализирует этот мир, наделяя его необходимыми для межличностного общения свойствами и качествами. Такого рода социокультурный макрокосм, спаянный воедино культурой и традицией, состоит из отдельных миров – правового, экономического, политического, религиозного и др.

Так, сфера политического мира рассматривается как ограниченное пространство, наполненное жизнью. Внутри этого пространства происходят постоянное взаимодействие различных интересов, их столкновение и кооперация. Преобладание одного из них ведет к потере значения другим, столкновение интересов приводит к конфликту, который влияет на многие области политической жизни в целом. В зависимости от широты охвата политическим взаимодействием можно выделить три уровня политического пространства: микро-, макро- и мегауровень. В микрополитике основным является взаимодействие индивидов и групп, динамика их интересов во власти. Макрополитика в большей степени связана с характеристикой пространства функционирования базового агента современной политической жизни – "государства-нации", лимитированного административно- правовыми границами распространения легитимной публичной власти. ОГЛАВЛЕНИЕ мегаполитического уровня – связи и внешние взаимодействия национально-государственных и наднациональных субъектов в глобальных отношениях по поводу мирового политического порядка. С этой точки зрения именно государство-нация вызывает наибольший интерес для исследования, так как содержит в себе элементы микро- (партии, движения, группы интересов) и мегаструктуры (международные объединения) политического мира.

Итак, национальное государство выступает ядром политического пространства, его основным функциональным компонентом. Оно соединяет в себе множество разнонаправленных векторов всего спектра политических сил. Осознание этого, теоретический голод в политической науке, разработки системной теории в естественных науках, острота необходимости соединить теоретические разработки с эмпирически наблюдаемым привели к появлению теории систем в сфере политического.

Наиболее серьезные исследования в области теории политической системы связаны с "системной" моделью Д. Истона, "функциональной" моделью Г. Алмонда и "кибернетической" моделью К. Дойча. Д. Истон и Г. Алмонд заложили основы различных вариантов концепции политической системы и дали толчок к развитию теории политической системы общества в целом. Д. Истон сделал акцент на рассмотрении политической системы под углом зрения составляющих ее подсистем, изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий, возникающих внутри нее. Г. Алмонд в противовес первому концентрирует внимание на рассмотрении более общих характеристик, а именно: на изучении входов и выходов, а также обратных связей, которые устанавливаются между политической системой и окружающей средой.

Составить представление о политической системе можно на примере модели Д. Истона (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Модель политической системы (по Д. Истону)

Как видно на рисунке, в рамках политической системы происходит превращение (конверсия) общественных требований в политические решения, они воздействуют на среду, и в ней происходят соответствующие изменения, что, в свою очередь, влечет изменения в общественном мнении, и процесс конверсии повторяется. Этот процесс описывается с помощью понятий "вход-выход" и "обратная связь".

Вход в систему обеспечивает поток информации, идущей от среды в политическую систему. По Д. Истону, такая информация выражается в требованиях и различных формах поддержки. Это требования, касающиеся: 1) распределения материальных и духовных ценностей; 2) регулирования поведения, т.е. издания норм; 3) участия в политике – правило голоса, доступ к политической системе и т.п.; 4) необходимой информации о деятельности властных органов и т.д. Поддержка, в свою очередь, проявляется: 1) в материальной форме – уплате налогов и прочих платежах; 2) в форме подчинения существующим нормам; 3) через политическое участие – выборы, митинги, демонстрации и т.п. в поддержку существующей системы и принимаемых в ее рамках решений; 4) в различных формах выражения уважения к государству – государственной символике, церемониям и т.д.

Субъекты принятия решений перерабатывают полученную информацию и обеспечивают выход из политической системы. Они определяют порядок распределения ценностей, издают нормы поведения, устанавливают формы и способы материальной поддержки, предлагают образцы политической символики и др.

Взаимодействие между "входом" и "выходом" обеспечивается "обратной связью": принятые решения воздействуют на среду, вызывают в ней изменения и, соответственно, обусловливают возникновение новых потребностей, желаний, требований, стремящихся ко "входу" в политическую систему. Таким образом, политика предстает в виде бесконечного процесса.

Эффективность политической системы оценивается в зависимости от ее способности: 1) извлекать необходимые материальные и человеческие ресурсы из окружающей среды; 2) эффективно распределять материальные и духовные ценности (товары, услуги, почести и т.д.); 3) регулировать и контролировать поведение индивидов и групп, используя при необходимости принуждение; 4) обеспечивать себе поддержку со стороны общества, прививая ему уважение к утверждаемой государством символике, т.е. воздействовать на чувства и установки людей, а в более широком плане – на политическую культуру, с тем чтобы использовать ее для своей легитимации. В конечном счете, эффективность политической системы определяется ее способностью адекватно реагировать на изменения, происходящие в среде.

Строго говоря, любая политическая система является вторичной в том смысле, что она складывается в ответ на требования среды, а ее устойчивость и эффективность определяются способностью адаптироваться к происходящим в среде изменениям; это касается содержания принимаемых решений и структурных характеристик систем.

Обращение к данной категории есть способ изучения власти как продукта совокупной деятельности людей, как процесса и результата взаимодействий законов, административной системы, партий, ассоциаций, лидеров, элиты. Эти эмпирически наблюдаемые явления рассматриваются в теории как взаимодействия внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Первичными элементами в политической системе являются политические ресурсы, т.е. те или иные силы для реализации власти, интересы, благодаря которым индивид или группа вовлекается в процесс принятия и реализации решений, ценности и ориентации субъектов в политическом поведении.

По Истону, изучение политики сосредоточено на осознании того, как авторитетные решения принимаются и осуществляются в обществе. Если политика заключается в авторитетном распределении ценностей, то политическая система есть организм, который реагирует на поступающие к нему импульсы, предотвращает конфликты, возникающие но поводу распределения ценностей. Алмонд предложил понимать под политической системой все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений, или набор взаимодействующих ролей. С его точки зрения, основными понятиями в системном анализе власти являются роль и взаимодействие, которые могут дать гораздо больше, чем отдельно взятые понятия института, группы, так как предполагают учет как формальных, так и неформальных отношений. Согласно взглядам Алмонда, под политической системой следует понимать существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействий, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия.

Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделяют общее для всех определений политической системы – это ассоциация с применением узаконенного физического принуждения в обществе, так как вообще данная категория связана с понятием власти, которая составляет стержень политической системы, определяющий ее сущность, природу, структуру и границы.

В целом политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, норм и правил, определяющих их взаимоотношения по поводу власти, и психологических установок и ориентаций индивидов относительно характера осуществления власти в обществе. Исходя из такого определения, можно выделить основные компоненты, или подсистемы, политической системы, составляющие ее сущностные характеристики:

1) институциональная подсистема;

2) нормативная;

3) коммуникационная;

4) культурно-идеологическая.

Центр институциональной системы – государство, которое есть совокупность элементов: законодательная власть, структура исполнительной власти и государственного аппарата (бюрократия), судебная власть. Помимо государства сюда входят и институционализированные элементы гражданского общества – партии, лоббистские структуры. Институциональная система взаимодействует с системой нормативов и создает необходимые для подчинения правила (нормы) участия во властных отношениях, которые порождаются и принимаются всем обществом, но легитимируются через провозглашение их государством. Это объясняется тем, что именно оно обладает монополией на применение узаконенного насилия в случае неисполнения установленных норм. Сами отношения по поводу власти существуют постольку, поскольку люди вступают в общение друг с другом, поэтому нормы и институты возможны лишь в области человеческих коммуникаций. В современных системных разработках коммуникация понимается как основа общества. Так, например, Н. Луман утверждает, что понимать социум как совокупность индивидов нельзя, ибо все его структуры и системы существуют лишь в области наших коммуникаций. Человек в данном смысле вообще исключается из понятия общества.

Изучение политической системы не сводится к исследованию ее внутреннего пространства. Выделяется среда ее обитания, как внутренняя, так и внешняя. Истон определяет внутреннюю среду понятием "интрасоциетальная", а внешнюю – "экстрасоциетальная". Первая состоит из систем, которые не являются политическими по определению политической системы, они обладают другими типами взаимодействия. Интрасоциетальные системы включают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они являются компонентами общества в целом, равно как и сама политическая система. В этом социуме перечисленные системы выступают источниками влияния на действия политической системы. Другая часть среды экстрасоциетальна и включает все системы, считающиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают в качестве функциональных компонентов международного окружения. Истон приводит как пример экстрасоциетальной системы межнациональную систему культуры. Оба рассмотренных класса систем образуют полное окружение политической системы, воздействуя на нее и наоборот. Механизм этих взаимодействий был подробно описан в параграфе 2.3. Поэтому дополним изложение тем только одним уточнением.

В первых своих разработках Истон уделял мало внимания ядру политической системы – центру принятия решений, или, как его назвали, "черному ящику". Именно там концентрируется большинство функций, выполняемых системой. Функции политической системы можно определить как действия ее структурных компонентов, направленные на достижение поставленных перед системой целей. Достижение цели содержит в себе способность системы взаимодействовать с окружающей средой, адаптироваться к меняющимся условиям существования и самосохраняться. Акцент на функциональном аспекте политической системы сделал в своих работах Алмонд (подробнее об этом далее).

Итак, можно выделить основные составляющие политической системы: среда, отношения между системой и средой ("входы", "выходы"), структура, функции.