Политическая и правовая доктрина французских материалистов

Французский материализм представляет собой идейное течение, объединившее мыслителей, которые стремились найти философское обоснование необходимости и закономерности политического переворота 1789 г.

Честолюбивая попытка философов-материалистов "изменить общепринятые обычаи и мысли" основывалась не только на неиссякаемой вере в человеческий разум, но и понимании решающей роли материальных потребностей и интересов, которые обусловливают общественные отношения и социальные институты. Именно интересы личной выгоды, пользы, а не влияние географической среды, климата, почвы определяют развитие общества, государства и права. Конечно, их материализм был стихийным и непоследовательным, однако уже постановка проблемы генезиса государства и права в контексте их обусловленности материальными интересами индивида делает их политическую философию заметным событием в истории политической мысли.

В соответствии с исходным тезисом они полагали, что господство феодальной монархии и католической религии является следствием существующих экономических, социальных и политических отношений. По этой причине в своей критике сословно-феодального строя они не ограничивались утверждениями о несоответствии существующего строя требованиям разума и естественного права. Они шли дальше просветителей, пытаясь сформулировать закономерности, определяющие развитие государства и права.

Политическая доктрина философов-материалистов включала ряд принципов:

• обусловленности поведения человека социальной средой, существующими социальными и политическими отношениями и учреждениями;

• целеполагающий характер человеческой деятельности, связанный с реализацией личного интереса;

• формального равенства и свободы индивидов;

• природная склонность индивидов к естественному благородству и добру во взаимоотношениях друг с другом.

В соответствии с ними философы-материалисты представляли возможность создания "царства разума" и "вечной справедливости".

Наиболее видными представителями французского материализма были Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, объединившиеся вокруг "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", издававшейся в 1751 – 1765 гг. и содержавшей 17 томов.

Политические воззрения Дени Дидро

Д. Дидро (1713–1784) выступал с жесткой критикой феодального строя и католической церкви, которые "извратили" смысл и назначение государства, действие естественных законов природы человека как разумного существа.

В трактате "Племянник Рамо" Дидро утверждал, что первоначально, в естественном состоянии люди были свободны и равны. Они сообразовывали свою жизнь с законами природы (естественным правом), не знали неравенства и вражды, стремились к миру и спокойствию.

Учение о государстве и его формах. Прирожденное стремление к общению и потребность в реализации растущего личного интереса, который индивид не может осуществить в одиночку, заставляют людей объединяться в общество. Совершенствование орудий труда, его специализация приводят к возникновению частной собственности, в которой и выражается естественный эгоизм, себялюбие и личный интерес. В целях гарантии естественных прав в условиях неравенства люди учреждают госу

дарство – общественный договор. Объединяясь на основе согласия в государство, индивиды передают ему лишь часть своих естественных прав в обмен на гарантии естественной свободы и счастья.

Государственная власть основана на согласии и общей воле граждан следовать условиям общественного договора. Она суверенна, но может быть низложена, если правитель нарушает позитивные законы. Д. Дидро считал законным право народа на восстание против тирана. В случае нарушения монархом условий общественного договора, т.е. посягательства на естественные права подданных, народ имеет право на тираноубийство.

Обеспечение естественных прав и общего блага возможно не в любом государстве. Для каждого народа лучшей формой правления является та, которая эффективно обеспечивает стабильность и спокойствие в государстве. По этой причине идеальных форм правления нет, а есть реально возможные, применительно к географическим условиям, религии, нравам народа.

Симпатизируя республике, Дидро считал наиболее эффективной формой правления с точки зрения ее способности гарантировать обеспечение естественных прав и индивидуальных свобод конституционную монархию. По его мнению, она сочетает единство власти в лице монарха, опирающегося на закон, с правлением "мудрых". Королевская власть должна быть ограничена народным представительством – парламентом, который формируется из достойных и уважаемых людей, обладающих имуществом, на основе конкурсного отбора.

"Разумное" государство должно обеспечить всем равную защиту их прав, не допускать скапливания богатства в руках одних групп и нищенское существование других путем равномерного распределения имущества. Это позволит избежать социальных потрясений, гражданских войн.

При этом он был против уничтожения частной собственности, считая ее естественным правом.

Учение о государстве и праве Поля Анри Гольбаха

Политико-правовое учение Поля Анри Гольбаха (1723–1789) основано на тезисе о том, что определяющим мотивом человеческого поведения является стремление к личной выгоде. Это свойство человеческой природы толкает индивидов к созданию государства и права.

Первоначально люди живут в естественном состоянии, подчиняясь естественным законам, которые предписывают им сообразовывать свои действия с установлениями разума. Среди прирожденных прав человека Гольбах выделял свободу, собственность, безопасность. Однако интересы личной пользы делают невозможным в условиях природного состояния гарантировать прирожденные права в равной мере каждому в связи с зарождающимся неравенством и эгоистической природой человека.

Тогда люди учреждают государство – заключают общественный договор, основанный на их согласии, общей воле граждан следовать позитивным законам и подчиняться установленной ими власти. Народ как источник власти заключает договор с просвещенным правителем, четко определяя его компетенцию и собственные права и обязанности.

Главной целью государства является обеспечение естественных неотчуждаемых прав каждого индивида. Это оказывается возможным, по мнению Гольбаха, в условиях конституционной монархии. Именно в этой форме правления возможны совершенные и справедливые позитивные законы, которые соответствуют естественным законам. Позитивные законы устанавливают равный масштаб свободы индивидов и ограничивают власть монарха, предписывая ему править в интересах общего блага. Конечно, свободу и равенство Гольбах понимает в формально-юридическом смысле, а не в фактическом.

Кроме этого, королевская власть должна быть ограничена народным представительством – парламентом, формируемым на основе избирательного права, которым обладают лишь собственники.

Наиболее существенный признак любого государства – это справедливые законы. По этой причине любая форма правления при их наличии имеет право на жизнь. Однако Гольбах отрицательно относился к демократии и аристократии, полагая, что при них очень сложно осуществлять просвещение народа и бороться с предрассудками правителей.

Политическое учение Клода Адриана Гельвеция

Наиболее разработанной среди французских материалистов была политико-правовая доктрина К. А. Гельвеция (1715–1771).

Политическая теория Гельвеция основана на положении о том, что человек есть результат воздействия социальной среды. Поведение человека обусловлено воздействием не географической среды, а главным образом политическими и правовыми учреждениями. Именно они определяют положение человека в обществе, характер его потребностей, способы их реализации.

Учение о государстве и праве. Возникновение государства и права, по мнению Гельвеция, носит закономерный характер. В основе этого процесса лежат две причины:

1) постоянный рост потребностей людей, которые нуждаются в удовлетворении;

2) общественное неравенство как следствие возникновения частной собственности.

В природном состоянии люди свободны и равны. Движимые интересами личной выгоды, индивиды вступают в противоборство друг с другом, стремясь завладеть имуществом соседей. Рост народонаселения и появление частной собственности обусловливают конфликт интересов, взаимные раздоры между имущими и неимущими.

Стремясь предотвратить междоусобицу и распри, а также в целях обеспечения гарантий частной собственности, индивиды учреждают государство – заключают общественный договор. Государство призвано служить достижению общего блага, под которым Гельвеций понимал защиту интересов частного собственника с помощью законодательного регулирования имущественных споров. В связи с этим он высказывал идею обусловленности права существующими экономическими отношениями, поскольку нормы права есть юридическая форма опосредования разнородных интересов собственников. Правовые нормы определяют всеобщий и равный масштаб их свободы.

Однако со временем в угоду интересам определенных социальных групп государство превращается в тиранию, которая попирает естественные права и свободы граждан, обрекает народ на невежество. В этой ситуации у народа есть право на свержение тирана. В результате восстания будет создано подлинное государство, которое будет защищать интересы частного собственника, оберегать его политическую свободу, предотвращать имущественное расслоение путем справедливого распределения

собственности в интересах общего блага. Каждой личности будут гарантированы естественные свободы, их судебная защита.

Известной новизной отличается классификация форм правления по Гельвецию. Он основывает ее не на размерах территории и воздействии географических факторов, как Монтескье, а на целях правления. В соответствии с ними он выделял два типа правления:

1) "хорошая" форма правления, в которой государство преследует благо всех. К этой форме он относил республику,

2) "плохая" форма, где целями правления являются достижение эгоистических интересов правителей. К ней он причислял деспотию, монархию и аристократию.

Идеальной формой правления он считал федеративную республику, состоящую из 30 равноправных субъектов (провинций или республик), имеющих равную территорию и схожее законодательство. Во главе федерации должен стоять верховный совет из 120 человек – по четыре депутата от каждой провинции (субъекта федерации). В его ведении находятся вопросы войны и мира, обороны, внешней политики, законотворчество, суд. В свою очередь, каждая республика управляется собственным правительством, избираемым населением. Оно компетентно в вопросах регионального управления.

Прообразом такой организации власти была, скорее всего, Швейцарская конфедерация с ее кантональным самоуправлением.