Лекция І. Политическая культура и общество

В теории культуры существует множество разнообразных подходов к трактовке феномена культуры. Прежде всего это ценностный подход, при котором под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей народа или человечества в целом. Действительно, ни одно общество не может существовать и развиваться без накопления опыта предшествующих поколений, ибо только на их основании становится возможной жизнь последующих. Согласно другому — деятельностно-технологическому подходу культура есть способ жизнедеятельности. Все люди спят, едят, трудятся, любят, по в каждом обществе это делают по-своему. Именно быт и нравы или принятые в данном сообществе способы осуществления жизненных актов понимаются здесь как выражение конкретной культуры. В деятельностно-технологическом понимании к культуре относятся и такие сомнительные с точки зрения ценностного подхода явления, как "культура преступного мира", "технология средств массового уничтожения". При третьем подходе — человекотворческом культурными признаются не все без исключения способы осуществления жизнедеятельности, а только способствующие развитию, совершенствованию и возвышению человека.

Ценностный, деятельностно-технологический и человекотворческий подходы по-своему справедливы, поскольку акцентируют внимание на разных, но в то же время действительно значимых сторонах культуры. Особый интерес представляет предложенное Ю. М. Лотманом определение культуры как "внегенетического механизма наследования социального опыта". Действительно, в отличие от животного поведение человека программируется не только и не столько генетически, сколько социально-культурно. Поведение животного регулируется инстинктами, т.е. является врожденным, полностью заданным каждому животному и каждому виду животных генетически. Животное, а точнее вид животного, выживает за счет того, что он уже заранее приспособлен к жизни в определенной среде. Если же среда меняется, вид может сохраниться только за счет изменения генотипа (мутации). Человек, не меняясь как биологический вид, изменяет саму окружающую среду, как бы заставляя ее "мутировать" в нужном ему направлении. Он заменяет природную среду искусственно создаваемой культурной средой, превращая натуру в культуру. Но, оказываясь в новой, им самим созданной среде, человек испытывает на себе се обратное воздействие. Его собственное "творение", в свою очередь, начинает изменять его самого — но уже не как вид, а как личность.

С этой точки зрения, обобщая упомянутые подходы, культуру можно понимать как систему порождения, накопления, хранения, передачи социального опыта.

Культура упорядочивает деятельность человека тем, что фиксирует конкретные нормы — правила этой деятельности по достижению целей. Последние могут быть конкретными, выражающими представления о желаемом результате, а могут и выражать представления о нереализуемом полностью, по желаемом идеале (истины, добра, красоты, свободы, святости). В обоих случаях речь идет о материальных и духовных ценностях — образцах желаемого должного. Ценности — не предметы, не вещи, а их значения для человека и общества. Мир ценностей — мир значений. Здание — памятник культуры, книга — ценности не в силу их материальной вещественности, а в силу того значения, которое они имеют для социального опыта и памяти о нем. Ценностные установки и ориентации определяют стремления и намерения людей. Их реализация предполагает деятельность, осуществляемую по правилам, образцам, т.е. нормам, определяющим социально приемлемые средства и способы достижения целей. Наиболее развитой формой норм являются институты, динамику формирования и развития которых рассмотрим далее.

Ценности и нормы образуют единые комплексы — нормативно-ценностные системы. В основе любой сферы человеческой деятельности можно обнаружить нормативно-ценностную систему. Деятельность всякого социального института от религиозной секты до академии наук, от политической партии до семейного круга строится на том или ином нормативно-ценностном фундаменте. Именно в нем аккумулируется социальный опыт, который есть не что иное, как совокупность определенных программ эффективной (результативной) целесообразной деятельности.

Культура таким образом представляет собой совокупность нормативно-ценностных систем, действие которых закрепляется в многообразных формах вовлечения человека в социально упорядоченную деятельность. Формы такого вовлечения многообразны. Это и детские игры, и личный пример окружающих, прежде всего родителей, и обучение (школьное и профессиональное) — все то, из чего складывается личный опыт личности. Итогом этого процесса и является социализация личности — формирование социального субъекта, способного к активной продуктивной деятельности.

В определенном отношении культура напоминает игру. Игра вообще имеет в культуре важнейшее значение. Важность этой свободной, вроде бы необязательной, несерьезной деятельности трудно переоценить. В играх усваивает первоначальный жизненный опыт ребенок. Игры взрослых не только связаны с досугом, отдыхом, развлечениями. Широкое применение имеют обучающие и деловые игры как метод принятия решения.

Художественное творчество включает в себя явно выраженный игровой компонент. Политика, бизнес во многом имеют соревновательный (игровой) характер. Конфликты, переговоры, даже войны содержат в себе игровые моменты. Религиозные ритуалы, придворный церемониал, дипломатический и бытовой этикет — все это происходит по правилам, представляющимся совершенно естественными для их участников, но с точки зрения постороннего наблюдателя может показаться игрой. Все мы постоянно, удачно и не очень, играем какие-то социальные роли: ребенка, родителя, товарища, пассажира, покупателя, продавца и т.п. И вообще, как известно, "Что наша жизнь? Игра".

Что характерно для игры? Прежде всего любая игра условна, осуществляется но правилам, о которых участники договариваются специально или которые они должны заранее знать и принять. Любая игра ограничена в пространстве и времени. Игра имеет какие-то границы, место: арена, площадка, стадион, стол... В нее можно войти, а можно выйти. Игра начинается, длится, заканчивается — имеет границы во времени. У каждой игры есть свой сюжет, завязка, интрига, завершение, итог. Игра вызывает напряжение, требует мобилизации физических, интеллектуальных, духовных сил. Она увлекает человека, способна доставить ему удовольствие и удовлетворение. Игра предполагает успех или неудачу, соревновательность. Каждая игра творит свой порядок, осуществляется по правилам и требует послушания этим правилам, их соблюдения. Тем самым игра объединяет, создает сообщества. Одновременно игра отделяет играющих от "непосвященных", создавая иногда даже атмосферу секретности. В игре выражаются способы деятельности и осмысления действительности человеком, его личных возможностей и целей.

Все эти характеристики применимы и к культуре, к человеческой жизни в целом. По отношению к самым серьезным вещам всегда можно найти какую-то внешнюю, стороннюю позицию, когда они предстают игрой. Но тогда — существует ли что-то всерьез? Ответ на такой вопрос фактически есть вопрос личностного самоопределения, смысложизненный выбор личностью ценностной позиции, задающей смысл его существованию, с которой он всерьез оценивает себя и действительность. Другими словами, "игры", которые кем-то играются всерьез, составляют ОГЛАВЛЕНИЕ его идентичности, самоопределения. Если признать, что игра -понятие более общее, чем культура, то можно сказать, что игра — "инстинкт" культуры, тогда как культура — "сознание" игры.

Культура "предлагает" человеку определенные программы деятельности, в которых человек осваивает действительность. Она как бы очерчивает горизонт этой действительности, показывая человеку, что он может желать в этой жизни и какие средства удовлетворения этих желаний могут быть доступны ему в его положении. А поскольку человек осмысляет мир только в контексте своей деятельности и ее программ, то культура очерчивает границы и осмысленного (имеющего значение и понятного) мира человека, "рисует" ему определенную картину этого мира. Такая "картина мира", система взглядов, мировоззрения и миропонимания является основанием отличия одной культуры от другой. Эта картина мира выражается и закрепляется в мифах, религиозных верованиях, философских учениях и научных теориях.

В свете сказанного политическую культуру можно рассматривать как механизм порождения, сохранения и трансляции политического опыта.

Если политика — деятельность, связанная с властными отношениями (принципами, нормами, институтами), гарантирующими жизнеобеспечение и развитие общества, то вне зависимости от конкретной политической системы и исторической ситуации реализация политического опыта предполагает решение вопросов о власти, жизнеобеспечении общества, а значит — проблем безопасности, развития, справедливого порядка, регулирующего реализацию интересов социальных акторов. При этом следует различать политику (policy) как конкретное решение, программу действий по решению проблем, реализации интересов, как конкуренцию различных идей, целей, интересов, например, в связи с легализацией нового закона, нормы, положения, и политику (politics) как борьбу за получение и удержание власти.

При этом, однако, центральным, системообразующим политический опыт является феномен и идея власти, которая не сводится к формированию и развитию государства. Политическое существовало до возникновения государства, оно проявляется в отношениях между различными организациями, в гражданском обществе, в межличностных отношениях.

Таким образом, политическая культура включает в себя целый ряд компонентов:

• политические институты, включая собственно политическую систему государства, порождения и функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и групп интересов, процедуры принятия политических решений, политической самоорганизации гражданского общества;

• политическое поведение, включая формы политического участия, профессиональной политической деятельности, традиции, практику правоприменения, разрешения конфликтов;

• политическое сознание, совокупность политических идей, знаний, убеждений, представлений, мнений.

Человек как социальное существо не принадлежит абстрактному обществу вообще. Его социальность всегда реализуется в конкретных общностях: семье, дворовой компании, компании школьных сверстников, трудовом коллективе, профессиональной группе. И для каждой из таких общностей характерны свои нормы, ценности, традиции и герои, предания и легенды, нередко — язык или жаргон. Культура всегда предстает не монолитным единством, а единством многослойным, многоукладным, наполненным пестротой быта нравов, обычаев. Люди всегда входят в некие профессиональные, возрастные, региональные и прочие сообщества, образующие "субкультуры". Субкультуры, выступая промежуточным звеном между личностью и обществом, воздействуют на сознание человека, на его эмоциональную жизнь. В этом процессе огромную роль играют образцы, личный пример, подражание, формирующие представления о допустимом и недопустимом, правильном и неправильном, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном.

Политическая культура реализуется на нескольких уровнях: как национальная политическая культура, как региональные политические культуры и как политические субкультуры, различающиеся прежде всего политическими взглядами, убеждениями и целями людей.

В политическом плане наиболее значимыми являются некоторые профессиональные субкультуры (бизнеса, чиновничества, военных, научного экспертного сообщества), возрастные (молодежь, ветераны и пенсионеры). Значимость их определяется как электоральными возможностями, так и другими формами социального капитала. Своей спецификой обладают и субкультуры политической элиты, иногда сознательно отделяющие себя от общего социума местом проживания, формами досуга, системой образования и т.д.

В целостной системе культуры общества политический опыт играет особую роль, обеспечивая совокупное единство этой системы. Политика в чем-то аналогична медицине. Так же как целью медицины является обеспечение здоровья (целостности) организма, так и целью политики является обеспечение здоровья (целостности) социума (общественного "организма"). Более полное ОГЛАВЛЕНИЕ аналогии показано на рис. 1.1.

Это означает, что политика — не просто одна из подсистем социальной культуры, а одновременно при этом и некий ее системообразующий принцип. Тем самым политическая культура:

• обеспечивает воспроизводство политической жизни, ее преемственность и развитие;

Рис. 1.1. Аналогия медицины и политики

• участвует в социализации личности, усвоении ею норм и ценностей политической жизни конкретного общества, открывая личности возможность участвовать в жизни общества, реализовывать свои интересы в соответствии с принятыми политическими нормами, правилами;

• способствует обретению личностью сопричастности политической общности;

• выступает средством консолидации социальных сил и общества в целом.

В анализе и изучении политической культуры, таким образом, важны не только ценностные ориентации в поведении — в характере политической культуры необходимо учитывать также роль норм, институтов, политической системы, неоднозначность взаимоотношения политической культуры и политической системы, их взаимовлияние. Важны также учет динамики политической культуры, различных темпов ее регионального развития, наличие и роль этнических, религиозных, возрастных, тендерных субкультур.

Тем самым на первый план в формировании и развитии политических культур выходят:

• ценностно-нормативные факторы формирования и развития общества;

• стадии институционализации ценностно-нормативных комплексов культуры;

• взаимосвязь политических и деловых национальных культур с субкультурами, включая организационные и корпоративные культуры.