Политическая культура

Важнейшим этапом и условием политической социализации личности является ее приобщение к политической культуре.

Среди зарубежных исследователей политической культуры можно назвать Г. Алмонда, С. Вербу, А. Боднара, Ф. Бро, Л. Пая, В. Розенбаума, Л. Халмана, С. Хантингтона, P.-Ж. Шварцеиберга, П. Эстера и др. Среди российских исследователей политической культуры можно назвать таких ученых, как Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин, Э. Я. Баталов, В. Р. Иванов, Μ. М. Назаров, IO. С. Пивоваров, В. О. Рукавишников и др.

Политическая культура изучается различными науками (политической социологией, социальной философией, политологией, культурологией и др.), каждая из которых имеет свой ракурс ее рассмотрения. Обычно под политической культурой понимается совокупность существующих в рамках определенной политической системы норм, традиций, ценностей, ориентаций, навыков и стереотипов политического поведения. Политическая культура – это, с одной стороны, исторический опыт, "память" социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, проявляющаяся в их знаниях, чувствах, оценках политики и ее участников. А с другой стороны – существующие в настоящее время побудительные мотивы к определенному политическому поведению различных участников политических отношений (отдельных людей, их групп, организаций, государственных институтов).

Историческая составляющая политической культуры в обобщенном, преобразованном виде содержит знания, впечатления и предпочтения людей как в сфере внутренней, так и внешней политики. С одной стороны, политическая культура является особой частью общей культуры данного общества, хотя и обладающей некоторым автономией. С другой – она связана с определенным политическим строем, хотя и не сводится к нему. Поэтому на формирование политической культуры людей оказывает влияние как общая культура, к которой они в той или иной мере приобщаются, так и политические отношения, в рамках которых формируются их взгляды и навыки политического поведения.

В политической культуре можно выделить три группы элементов. Первая группа образует медленно изменяющуюся составляющую в форме норм и традиций, которые сохраняются неизменными в течение длительного времени, иногда в течение жизни нескольких поколений (что особенно характерно для некоторых восточных цивилизаций). Вторая группа включает ценности и ориентации, более подвижные, меняющиеся с изменением политической ситуации, режима и даже конкретных участников политических отношений. И наконец, самой подвижной, ситуативной является третья группа – навыки и стереотипы политического поведения, поскольку они основываются на личном опыте конкретного человека. Как ранжируются политические ориентации в современной России, видно из табл. 21.3.

Конечно, эти данные показывают самую общую картину политических ориентаций и предпочтений, так как под понятием, например, "демократические", может скрываться весьма широкий спектр различных и даже противоречивых представлений о демократии. Поэтому говорить о политической культуре в полном объеме на основании этих данных затруднительно. Требуется учет и анализ других показателей.

Таблица 21.3

Распределение ответов на вопрос: "Каковы Ваши политические взгляды?", РФ, % от числа опрошенных

Варианты

2002, декабрь

2003, октябрь

2004, декабрь

2005, сентябрь

2006, июнь

2007, июль

2008, ноябрь

2009, июнь

2009, декабрь

2010, июнь

2010, декабрь

2011, июнь

Демократические

16

28

33

23

23

26

36

24

29

32

33

27

Коммунистические

7

13

7

8

7

7

8

9

8

9

7

8

Либеральные

4

8

8

6

9

10

9

11

10

19

9

9

Социалистические

9

9

7

9

8

8

7

13

6

7

8

14

11атриотические

17

21

19

24

26

25

22

22

22

21

21

20

Консервативные

3

3

4

5

6

6

5

5

7

6

6

5

Социал-демократические

1

4

5

4

5

4

5

7

7

6

7

10

Националистические

1

3

3

4

2

4

3

3

2

2

2

2

Затруднились ответить

17

20

30

32

33

29

24

26

27

25

24

24

Источник: Россия: модернизация, системы управления. Социальная и социально-политическая ситуация в России. М.: ИСПИ РАН, 2012. С. 124.

Хотя понятие "политическая культура" исследовалось философами (прежде всего, И. Гердером), этот термин вошел в тезаурус социологических понятий в 60-е гг. XX в. с работами американских социологов Г. Алмонда и С. Вербы. Они понимали политическую культуру как особый тип ориентаций на политическое действие, отражающий специфику каждого политического режима. Их классическая работа "Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах" была основана на сравнительном исследовании политических культур США, Великобритании, Германии, Италии и Мексики. Там политическая культура представлялась в виде трех уровней: "познавательные ориентации", охватывающие знания о политическом строе, его функциях, об основных участниках политических процессов, о внутренней и внешней политике; "эмоциональные ориентации", отражающие чувства, испытываемые по отношению к политическим акциям, их функциям, участникам их деятельности; "оценочные ориентации", выражающие личные нравственные оценки политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики, ее участников и их действий, в определенной мере обобщающие данные первых двух уровней.

Важной характеристикой политической культуры конкретного общества является степень се гомогенности, или однородности. Среди причин, вызывающих ее неоднородность, можно назвать объективную социальную полярность гражданского общества и неоднородность участников политических процессов. Они порождают широкий разброс интересов и ориентаций различных социальных групп и личностей, которые, в свою очередь, по-разному формируют их политическую культуру.

Для характеристики неоднородности политической культуры используются такие понятия, как доминирующая в данном обществе политическая культура, субкультуры, контркультуры.

Под общей, или доминирующей, политической культурой понимается такая политическая культура, которая принимается наибольшим количеством граждан данного общества и часто носит официальный характер, разделяется, поддерживается и направляется руководством страны. Иногда доминирующая и официальная политическая культура могут не совпадать, и даже расходиться друг с другом. Это обычно бывает в периоды крупных социально-политических кризисов, революционных ситуаций (например, в 1917 г. в России, когда политические предпочтения, провозглашаемые царем и его ближайшим окружением, расходились с господствующей политической культурой широких слоев российского населения).

Под политическими субкультурами понимаются такие частные типы ее проявления, которые хотя и отличаются от доминирующей политической культуры, но эти отличия не носят принципиального характера, например, не направлены на свержение данного строя или режима. Политические субкультуры имеют вертикальный и горизонтальный срезы. В вертикальном срезе выделяются "массовые" и "элитарные" субкультуры. В горизонтальном срезе речь идет о субкультурах, основывающихся на этнонациональных, религиозных, региональных и других составляющих.

К контркультурам относятся такие политические культуры, которые настолько отличаются от доминирующей политической культуры, что могут рассматриваться как противостоящие ей, например, ориентированные на свержение данного строя, режима, на нарушение территориальной целостности данного государства и т.п.

Неоднородность политической культуры означает, что в данном обществе может существовать одновременно несколько типов политической культуры: доминирующая, субкультуры и контркультуры. Дифференциация политической культуры вплоть до ее поляризации вытекает из социальных, национальных, региональных, общекультурных и других различий участников политических процессов. Поляризованная политическая культура отличается несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности основных участников политических процессов, отсутствием согласия относительно целей общественного развития.

Анализ социологической информации показывает, что в российском обществе возросло разнообразие политических ориентаций и реально существует весь спектр политических убеждений. Современная российская политическая культура имеет сложносоставной, гетерогенный характер. Для нее характерно наличие разнообразных политических ориентаций и ценностей: державнических, авторитарных, консервативных, либерально-демократических, социалистических, коммунистических, националистических.

Наряду с доминирующей и официальной политической культурой в современной России имеется множество субкультур: этнонациональных, региональных и даже местно-территориальных, социальных, половозрастных (например, молодежные субкультуры) и др. Именно эти субкультуры формируются под влиянием реальных восприятий как об общих, так и особенных характеристиках жизни в стране.

Являясь важной частью политической культуры, политические ориентации, ценности, установки обеспечивают готовность людей к конкретным действиям по защите своих интересов. Это могут быть митинги, пикеты, демонстрации, в ходе которых выдвигаются определенные политические требования. Если эти требования выражаются массовыми демократическими движениями, политические лидеры уже не могут не считаться с ними, особенно если информация о таких действиях освещается СМИ.

Политическая культура характеризует также степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику, что в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений как на федеральном и региональном уровнях, так и в органах местного самоуправления.

Как и в прежние времена, исходной точкой приобщения к политической культуре в современной России является информированность людей о политике, их знание политических проблем. Первоначальные знания обычно приобретаются в стихийной форме. В детстве это отрывочные данные, полученные в семье или в школе. Во взрослой жизни – это информация от друзей, соседей; некоторые данные об интересующих человека событиях, полученные из средств массовой информации и существующего общественного мнения; в результате ситуативного общения на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и жительства.

Часть политических знаний усваивается людьми в более или менее систематизированной форме: во время учебы – через соответствующие учебные курсы, во взрослой жизни – через средства массовой информации или специальное обучение. Однако в целом дело обстоит далеко не благополучно. В 2000-х гг. начался процесс отторжения от политики, что выражается в следующих данных (табл. 21.4).

Таблица 21.4

В какой мере вы интересуетесь политикой? (% к числу опрошенных, N = 1600)

Степень интереса

Октябрь

1990

Декабрь

1994

Апрель

1999

Февраль

2006

Апрель

2010

Апрель

2011

В очень большой степени

6

2

4

5

1

1

В большой степени

15

7

9

10

8

7

В средней степени

44

28

33

37

39

34

В малой степени

23

35

30

27

32

33

Совершенно не интересуюсь

12

28

25

20

19

24

Затрудняюсь ответить

1

1

1

1

1

1

Источник: Левада-Центр. 17.05.2011.

Эти данные свидетельствуют о том, что более половины населения признается, что не разбирается в политике. Лишь 8% политика интересует "в очень большой" и "большой степени". Четверть россиян (24%) политикой не интересуются вовсе. В этом опросе были заданы вопросы, которые также свидетельствуют о развитости политической культуры. По данным этого Центра, такие политические свободы, как свобода выбора между различными политическими партиями или возможность принимать участие в политических митингах и демонстрациях, для россиян второстепенны – их назвали важными 18 и 13% опрошенных.

Отсутствие в современной России механизма систематизированного приобщения людей, и особенно молодого поколения, к политической культуре чревато серьезными издержками: потерей политической ориентации, притуплением исторической памяти и искажением истории, политической апатией. После короткого оживления в начале 1990-х гг. интереса к политике у многих людей сегодня наблюдается отрешенность от происходящего на политической сцене и снижение интереса к политическим событиям.

Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами того государства, в котором он живет. Однако государство устанавливает ряд ограничений на реализацию этих прав. Обычно полноправным гражданином человек в большинстве стран становится к 18 годам. К этому сроку он приобретает все права, которые провозглашены в Конституции и других законах государства, и соответственно, и обязанности, в которых зафиксированы требования, предъявляемые государством человеку.

Однако государство устанавливает ряд ограничений на реализацию этих прав. Так, право избирать и право быть избранным неоднозначны. Если право избирать предоставляется человеку в 18 лет, то право быть избранным – депутатом, губернатором, президентом, главой правительства – связано с другими критериями, предполагающими наличие жизненного опыта, определенной профессиональной подготовки, общественной закалки.

Оживление политической активности в годы "перестройки" и в начале 1990-х гг. быстро сменилось падением числа активных участников политической жизни, так как их эмоциональные порывы и желания проявить себя в политической жизни для большинства из них не были реализованы.

Опросы общественного мнения, проводимые ВЦИОМ в режиме мониторинга, показывают, что значительная часть населения находится в состоянии политической апатии. Даже потенциал протеста остается в течение длительного времени неизменным: число желающих участвовать в митингах, демонстрациях даже по таким жизненно важным проблемам, как рост цен и падение уровня жизни, колеблется в пределах от 20 до 26%.

Однако причины для активизации политической активности сохраняются. Выборы 2000 г. показали, что размежевание в политических предпочтениях значительное. Этот феномен в большой степени можно объяснить современной ситуацией в России: низкой зарплатой наемных работников многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, сфер образования, науки и т.п., недостатком рабочих мест, особенно в отдельных регионах, криминализацией общества и др. Но в основе размежевания политических позиций на выборах скорее лежат конъюнктурные факторы, а не зрелая политическая культура большинства российских граждан, которая еще находится в стадии формирования.