Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• системные характеристики и предмет исследования политической философии, ее предназначение;

• развернутый ответ на вопрос: "что есть политическая философия?", ее мировоззренческую составляющую, взаимосвязь с социокультурной и политико-культурной системами, идеологией и религией;

уметь

• определять место политической философии в системе социальных и гуманитарных дисциплин;

• дать общую характеристику социально-философских основ мира политического;

владеть

• навыками использования принципов и понятийно-категориального аппарата политической философии для объяснения природы мира политического. * Э.

Прав был итальянский ученый Б. Кроче, который не без оснований отмечал, что история содержит философию внутри самой себя в виде предметов ее суждений. Во многом и мир политического, как важнейшая сфера жизнедеятельности человека, содержит в самом себе собственную философию. В этом контексте политическая философия является составной частью политической действительности.

Мир политического имеет наличное, объективное бытие и бытие абстрактно-идеальное. Последнее, как сказал бы

Э. Гуссерль, есть "латентный разум" мира политического. Оно существует в форме идеи – понятия в себе и для себя.

Как представляется, первый шаг па этом тернистом и сложном пути – это определить предмет ее исследования.

Мир политического как объект политико-философской рефлексии

Один из путей определения сущности и содержания любого понятия – это выявить его составные элементы, а затем на основе их анализа вычленить его категории и критерии. Для поиска правильного ответа на вопрос о том, что есть политическая философия, необходимо определить, что именно является объектом как самой политико-философской рефлексии, так и предметом исследования политической философии. Разумеется, это мир политического в его мировоззренческом и парадигмальном измерении.

Проблема определения мира политического конкретизируется как проблема вычленения границ между ним и другими подсистемами человеческого общежития. Как отмечал известный немецкий философ К. Шмитт, политическое имеет свои собственные критерии, "начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и действования в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому"[1].

При всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, речь идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность соответствующего сообщества людей. Иначе говоря, под политическим подразумевается все то, что касается феноменов, институтов, организационных форм и отношений в обществе, за которыми признана власть и авторитет, и существующих для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных целей. Как выражение всеобщей воли, оно призвано примирить и совместить друг с другом разнородные и конфликтующие интересы всех сторон.

Когда мы говорим о мире политического, то имеем в виду, прежде всего, уже ставшие, застывшие, статичные, наличные в каждый конкретный момент феномены, структуры, составные элементы, условия для их нормального функционирования, соотношение и взаимодействие друг с другом. Но он не ограничивается этим, поскольку одной из важнейших его характеристик является динамика, т.е. это – сфера, подверженная постоянным изменениям. Политическая наука и политическая философия должны в равной степени охватывать как существующий политический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины.

Ставший или существующий в каждый исторический период общественно-политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества; формирования власти и политического неравенства; механизма правления в рамках различных государственно-политических систем; отношения людей с институтами власти; механизма обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества; политической социализации.

Мир политического, будучи одной из основополагающих подсистем человеческого сообщества, представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов. Он включает множество сфер, такие как государственно-правовая, партийная, избирательная, механизмы принятия решений, структурные и системные компоненты и т.д.

Важная структурно-функциональная составляющая мира политического – это политические отношения. Если речь идет об отношениях, то, естественно, предполагается существование и субъектов этих отношений. К. Маркс считал субъектами политики и политических отношений классы, В. Парето и Г. Моска – элиты, А. Бентли, Д. Трумен и др. – заинтересованные группы. Однако, очевидно, что политические отношения могут реализоваться как между различными политическими институтами, так и между различными социально-политическими силами. Иначе говоря, и те и другие могут выступать в качестве субъектов политических отношений.

Поэтому естественно, что политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле этого слова.

В центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения, средства господства и правления, господства и сотрудничества, конституционного оформления и закрепления власти, правления в рамках различных государственно-политических систем. Иначе говоря, и государство, и власть в собственном смысле этих слов как бы дополняют и усиливают друг друга. Государство – главный или единственный субъект власти и властных отношений. Именно в этом качестве они и составляют центральный или осевой элемент мира политического.

Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений. Иначе говоря, очевидна тесная взаимосвязь понятий "государство" и "политика", "государство" и "политическое". К. Шмитт совершенно справедливо отмечал, что "понятие государства предполагает понятие политического"[2].

Некоторые авторы придают власти столь большое значение, что зачастую отождествляют ее с миром политического в целом. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, политическая наука по сути дела является наукой о власти.

Очевидно, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти и т.д. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с их институтами, принципами, нормами. Все они в совокупности призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.