Лекция 13. Политическая философия

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные направления и школы современной политической философии;

уметь различать основные формы государства и политического устройства общества, прослеживать взаимосвязи различных социальных и политических институтов, использовать методы, способы, приемы организации социальных взаимоотношений на межличностном, организационном и институциональном уровнях;

владеть навыками применения современных политических технологий для совершенствования искусства управления обществом, приемами социальной экспертизы состояния общественного сознания.

Политика – это сфера общественной деятельности, связанная с участием в управлении государством. Определение человека как "политического существа", идущее от Аристотеля, рождено античной демократией, при которой свободные граждане Афин собирались на городской площади для обсуждения общественных дел. К качествам политического человека относились рассудительность, умеренность, ответственность, благоразумие, мужество. Политика – это также искусство вести хозяйство и управлять домашними делами. Наконец, это искусство заботы о себе, понимаемое как подготовка к управлению семьей или государством.

Государство имеет разнообразные формы устройства. Аристотель выделял среди них три "правильные" (монархия, аристократия и полития) и три "неправильные" (тирания, олигархия, демократия). Данная классификация не совпадает с современными представлениями о "демократическом государстве". Взгляды Аристотеля не столько отражали действительное устройство государственной власти в современных ему Афинах, сколько были своеобразной утопией. К этому разряду следует отнести и взгляды просветителей XVIII века, которые выдвигали идею "общественного договора", согласно которой разделение властей и общественных обязанностей осуществляется на рационально- правовой основе, когда люди принимают на себя долг выполнения общественных обязанностей во имя самосохранения. На самом деле отношения власти, хотя и не сводятся к чистому насилию, тем не менее далеки от модели рациональных переговоров и договоров между различными слоями общества. Столь же далекой от действительности оказалась и более поздняя модель бюрократического государства, согласно которой государством управляют чиновники и специалисты, исходящие в своих решениях из общественной пользы, а не из собственных корыстных интересов.

Государство

Государство – это исторически развивающаяся форма организации общественной жизни. Несмотря на большое разнообразие видов (унитарное, федеративное) и типов государственного устройства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), форм правления (монархия, республика) и политических режимов (парламентский, авторитарный, диктаторский), можно выделить основные признаки государства:

► наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

► наличие норм, правил, санкционированных в форме права;

► существование территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Любое государство выполняет некоторый набор функций – внешних и внутренних.

Внутренние функции государства включают обеспечение стабильного существования сложившейся политической системы, регулирование экономических и социальных отношений, реализацию правовых норм, взимание налогов, защиту конституции и др.

Внешние функции государства заключаются в защите интересов страны перед международным сообществом, участии в развитии системы международных отношений, других формах сотрудничества.

Н. А. Бердяев отмечал "мистическую" природу государства, которое он понимал не только как хозяйственную систему и социальную структуру, а прежде всего как духовную и даже "телесную" общность. Государство не может существовать исключительно на насилии, оно крепнет благодаря духовному единству своих граждан; благодаря значительной жертве, на которую они идут во имя процветания государства. Великие империи прошлого распадались не столько под влиянием более могущественных соседей, сколько в результате разложения "морального духа" людей, уже не желающих жертвовать личным во имя общего. Поэтому объединение людей в государство предполагает не только "разумный эгоизм", когда отдельные собственники объединяются в союз с целью расширения рынка и обмена; не только "общественный договор", гарантирующий свободу и справедливость, но и чувство "крови и почвы", основанное на любви к своей стране и готовности принести себя в жертву ради ее сохранения и развития.

Различные теоретические попытки определения природы государства могут быть интегрированы в более сложную и разнообразную картину, в которой должны найти свое место как социально-экономические, так и духовнонравственные определения. Смысл существования мощного государства, которое действительно предполагает значительные жертвы, заключается в наличии духовной цели, "идеи", которую оно стремится осуществить на земле.

Политическая власть в обществе традиционно реализуется через политическую систему, представляющую собой совокупность государственных учреждений и политических институтов, а также правовых норм и идеологических целей. Схематично структуру политической системы можно представить следующим образом:

политические институты (государство и его учреждения, партии, общественные организации и объединения);

политические и правовые нормы (политические взгляды, политическое сознание, политическая культура);

политические отношения (отношения социальных групп к политической власти, политическая деятельность).

При характеристике политической системы большое значение имеет структура государственных органов, представляющая собой упорядоченную, юридически оформленную совокупность институтов. В основе ее функционирования в современных государствах лежит разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

1. Органы законодательной власти – парламент и законодательные учреждения – на местах разрабатывают и принимают законы и обеспечивают контроль за их исполнением.

2. Органы исполнительной власти – правительство – реализуют принятые законы и постановления.

3. Органы судебной власти осуществляют функцию судопроизводства.

В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями власти государства отличаются по формам правления. Различают две основные разновидности организации верховной власти: республика и монархия.

† При монархической форме правления источником власти является одно лицо – наследственный или выборный правитель. Монархия может быть как абсолютной (неограниченная верховная власть), так и конституционной, где государь выступает гарантом принимаемых парламентом (законодательным органом) законов, в соответствии с которыми действует правительство (исполнительная власть).

† При республиканской форме правления источником власти по закону является народ. В республике высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно населением, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зависимости от правового положения и соотношения различных ветвей власти выделяют несколько форм республиканского правления.

1. Президентская республика:

→ глава государства – президент – избирается всеобщим голосованием;

→ в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и правительства;

→ правительство назначается президентом и обязано проводить его политику.

2. Парламентская республика:

– у президент избирается, а правительство формируется парламентом;

– у ключевую роль в управлении играет премьер-министр;

→ парламент контролирует деятельность президента и правительства.

3. Полупрезидентская республика:

→ глава государства избирается независимо от парламента путем всеобщего голосования;

→ правительство несет ответственность перед парламентом;

→ резидент может проводить политику, независимую от правительства.

При анализе государственной системы следует иметь в виду различия не только по форме, но и по типу политического режима. Это понятие включает систему методов осуществления государственной власти, обеспечивающую реализацию прав и свобод граждан и правовой характер действий самой власти. Различают диктаторский (тоталитарный и авторитарный) и демократический политические режимы.

Демократический политический режим характеризуется такими признаками, как построение государственного аппарата по принципу разделения властей; наличие представительных органов и их участие в управлении; многопартийность и представительство партий, одержавших победу на выборах, в органах власти; всеобщее избирательное право; равенство всех перед законом; плюрализм.

Диктатура как политический режим отличается сосредоточением власти в руках одного человека или группы лиц; бесконтрольностью и неограниченностью власти, отсутствием разделения ее ветвей, и прежде всего парламента; подавлением оппозиции; нарушением прав и свобод граждан, репрессиями по идеологическим, национальным и иным признакам. При этом авторитарные режимы контролируют преимущественно политическую сферу, а тоталитарные осуществляют всеобъемлющий контроль не только за общественной, но и за частной жизнью граждан, используя при этом различные формы репрессии и даже террора.

Российская интеллигенция обычно мыслила себя в качестве некоего противовеса власти, которая складывалась в истории нашего государства как репрессивная, подавляющая индивидуальную свободу сила. Однако сегодня власть существует в иной форме, чем раньше. Даже если допустить в качестве некой исходной абстрактной ступени государство, основанное на насилии, то нельзя отрицать, что оно вынуждено находить компромисс с традициями и законами, выработанными в ходе совместной жизни людей, поэтому постепенно формой легитимации власти становится право. Это не просто маскировка силы, но и значительное ее ограничение, ведь, пользуясь языком права, сила должна вступить в компромисс со справедливостью и научиться сдерживать и ограничивать себя. Вместе с тем власть в форме права также не представляет собой самую последнюю и совершенную ступень эволюции власти. Сегодня власть существует в форме знания, касающегося управления жизнью.

Право реализуется в форме негативных санкций и репрессивности, как запрет и наказание за проступок.

Управление жизнью предполагает советы и рекомендации, касающиеся здорового образа жизни, рационального труда и отдыха, потребностей и способностей, словом, установление повседневного порядка жизни.

Это не означает, что традиционные институты власти – правительство, парламент, политические партии и старые пропагандистские машины – оказываются ненужными. Напротив, они остаются разумными, но действующими в определенных границах формами власти. К ведению политических институтов относятся не все, а только некоторые общественные проблемы. Более того, политика как искусство возможного сама опирается на признание повседневного порядка, которому она не может противоречить, не подвергая себя опасности ниспровержения.