Политическая этика "семи мудрецов"

Следующим этапом в рационализации политико-правовых воззрений является формирование древнегреческой этики. Потребность в нравственно-правовых основах общественного порядка в городах-государствах была вызвана отделением ремесла от земледелия, появлением железа, дальнейшим развитием товарно-денежных отношений, экономического и социального неравенства, которые не могли уже действовать стихийно.

Если в предполисный период (XI–IX вв. до н.э.) общественные запреты и предписания, на которые опиралась власть родовой аристократии (эвпатридов), устанавливались от имени богов-олимпийцев и обеспечивались им, то в полисный период (VII–VI вв. до н.э.) возникает нравственное самосознание, и правила поведения становятся результатом соглашения людей. Дело в том, что мифология является формой родового сознания, поэтому личность поглощена родом. Философия, напротив, является проявлением личного самосознания. Началом формирования нравственного самосознания выступала этика.

Важную роль в формировании древнегреческой этики сыграли "семь мудрецов"[1]: Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Солон Афинский, Клеобул Линдийский, Периандр Коринфский, Хилон Лаконийский. Многие из них были правителями и законодателями, вошли в историю как реформаторы.

Особое положение среди них занимает первый архонт в Афинах – Солон (638–559 гг. до н.э.), вошедший в историю своими реформами, смысл которых состоял в поиске компромисса между демосом и аристократией.

Политической формой этого компромисса является, по Солону, государство как порядок, основанный на законе, который сдерживает чрезмерные притязания знати и демоса. Государство как политическая организация общества приходит на смену родовой (соседской) общине. Солон разрушает родовой строй и вводит территориальный и имущественный принципы в строительстве государства. В соответствии с имущественным положением граждан он разделил их на четыре класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Представителям первых трех классов был, по законодательству Солона, открыт доступ ко всем государственным должностям; феты могли участвовать лишь в народном собрании и судах. Вновь учрежденный демократический институт – Совет четырехсот (но 100 членов от каждой афипских фил) в известной мере нейтрализует главенствующую роль ареопага, бывшего оплотом аристократии.

Политическим идеалом Солона выступала умеренная форма правления – цензовая демократия. Она ограничивает притязания демоса и аристократии, опирается на закон, как сочетание права и силы коллективной морали полиса. Солон создал систему основополагающих законов жизнедеятельности Афинского государства, именуемую конституцией (от лат. constitutio– установление, учреждение). Позднее древние римляне в период правления Сервия Туллия позаимствовали их, формально закрепили в "Законах двенадцати таблиц".

Однако значительно большее влияние на политико-правовые воззрения периода "семи мудрецов" оказало создание этических норм – гномов. Наставления мудрецов служили проповеди о гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения. Справедливый порядок в городе-полисе они неизменно связывали с соблюдением закона как меры, общей для всех. Поэтому зло рассматривалось как безмерность, а благо – как умеренность. Известны изречения Солона "Ничего сверх меры!", Хилона "Повинуйся законам!", назидание Клеобула "Мера – наилучшее".