Показатели безработицы

Основной показатель – это уровень безработицы (u), отражающий долю фактически безработных (U) в структуре ЭАН или рабочей силы (L) и выраженный в процентах:

(4.1)

ПРИМЕР 4.1

Если численность занятых составляет 70 млн человек, а безработных – 5 млн человек, то уровень безработицы составит 5 / (70 + + 5) = 0,067, или 6,7%.

Аналогичным образом можно вывести локальные показатели, отражающие уровень того или иного вида безработицы: это будет отношение численности сооответствующего вида безработных (естественной, циклической, скрытой, институциональной или др.) к ЭАН. Можно также выделить долю соответствующего вида безработных в общей численности безработных (в частности, определяя долю застойной безработицы в структуре общей безработицы). Кроме того, можно выразить в абсолютной форме (тыс. или млн человек) общую численность безработных, а также численность каждого вида безработных – другое дело, что разные виды безработицы могут наслаиваться друг на друга. Большое значение имеет показатель продолжительности безработицы.

Еще один (конкретизированный) показатель уровня безработицы, учитывающий динамику рынка труда, выглядит следующим образом:

(4.2)

где s – доля занятых, теряющих работу; / – доля безработных, находящих работу в определенный период времени (чаще всего – месяц, квартал, год). При этом предполагается, что численность нашедших работу совпадает с количеством освободившихся рабочих мест.

ПРИМЕР 4.2

Если за год потеряло работу 2% занятых, а нашло работу 18% безработных, то уровень безработицы в стране составит 0,02 / (0,02 + + 0,18) = 0,1, или 10%.

Данный показатель четко фиксирует прямую зависимость уровня безработицы от интенсивности увольнений и его обратную зависимость от интенсивности трудоустройства на рынке труда.

Еще один показатель, раскрывающий связь колебаний уровня безработицы с циклическими колебаниями фактического ВВП, выражен в законе Оукена, который может быть записан следующим образом:

(4.3)

где Yt и Yf соответственно фактический и потенциальный ВВП; β – коэффициент Оукена, который отражает степень чувствительности совокупного выпуска к динамике уровня циклической безработицы; он рассчитывается применительно к национальной экономике эмпирически и варьируется по разным странам (обычно в интервале от 2 до 3); и и иf соответственно общий (фактический) и естественный уровень безработицы (в скобках, следовательно, рассчитывается уровень циклической безработицы).

ПРИМЕР 4.3

Предположим, что общий уровень безработицы в стране составляет 10%, а ее естественный уровень – 5%. Коэффициент Оукена равен 3. Какова величина реального ВВП была потеряна за год экономикой вследствие высокой безработицы, если фактический ВВП составил в этом году 100 млрд долл.? Используем приведенную формулу:

(100 – ΒΒПпот) / ВВ11пот = – 3 × (0,1 – 0,05) = -0,15;

тогда 0,85 ВВПпот = 100 и ΒΒΠΙпот = 117,6. Следовательно, потери составили 100 – 117,6 = -17,6 млрд долл. Знак "минус" свидетельствует именно о потерях ВВП, т.е. фактический ВВП в стране оказался ниже потенциального.

Содержательно закон Оукена показывает: если отклонение фактического ВВП от потенциального ВВП возрастет на β%, то это приведет к росту циклической безработицы на 1%. Можно сказать и по-другому: рост безработицы ведет к отставанию фактического объема реального ВВП от экономического потенциала.

Причины и последствия безработицы

Основными причинами безработицы являются следующие:

– наличие свободы и гибкости трудовых отношений в рыночной экономике, необходимость адаптации работников к рынку труда;

– циклические колебания экономики, включающие в себя фазы спада и депрессии, характеризующиеся снижением спроса на труд и увольнениями работников;

– структурные сдвиги в экономике, ведущие к высвобождению части работников в силу отраслевых, региональных, профессиональных изменений; степень соответствия структуры спроса на труд и структуры предложения труда;

– жесткость заработной платы, препятствующая уравновешиванию предложения труда и спроса на труд;

– несовершенство трудового законодательства, инфраструктуры рынка труда, форм и механизмов переподготовки работников, системы страхования по безработице; сила или слабость профсоюзов, социального партнерства; степень погружения экономики в теневые формы;

– демографические процессы, связанные с динамикой рождаемости и смертности, эмиграцией или иммиграцией рабочей силы, а также с включенностью пенсионеров, молодежи, женщин в трудовую деятельность, с пенсионным возрастом и т.п.;

– социальные изменения, особенно в период трансформационных процессов, а также характер проводимой в стране социальной политики;

– сезонный характер трудовой деятельности в отдельных отраслях и др.

Некоторые из этих причин носят общий характер, другие воплощаются в конкретных видах безработицы.

Последствиями безработицы можно считать:

– недоиспользование экономического потенциала страны, снижение фактического совокупного выпуска относительно потенциального ВВП;

– снижение экономического потенциала вследствие деквалификации безработных, отрыва части общества от сферы воспроизводства человеческого капитала;

– финансовые издержки, вызванные расходами на пособия по безработице, ОГЛАВЛЕНИЕ служб по трудоустойству и т.п.;

– нарастание социальных проблем: ухудшение социального и морально-психологического положения части общества, включая молодежь, формирование источников роста преступности и других социальных язв общества и пр.

В силу указанных экономических и социальных издержек безработицы борьба с ней становится важным направлением государственного регулирования экономики. На практике это находит свое отражение в политике занятости. Она включает в себя следующие инструменты: разработку и реализацию различных программ увеличения занятости, в частности создание новых рабочих мест, налаживание системы общественных работ и т.п.; стимулирование развития малого бизнеса; расширение и поддержку системы переподготовки кадров и повышения их квалификации, создание системы непрерывного профессионального образования, приведение в соответствие с потребностями экономики структуры предложения труда, формируемой в сфере образования; оптимизацию миграционной политики; повышение эффективности инфраструктуры рынка труда; совершенствование и соблюдение трудового законодательства, развитие социального партнерства и т.п. Однако состояние занятости и безработицы во многом зависит от общей макроэкономической политики, воплощаемой прежде всего в стабилизационной политике, структурной политике, политике долгосрочного экономического роста.