Лекция VI. ПОИСКИ НОВЫХ ОСНОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Кризис теории и практики неокейнсианства и наступление неолиберального "рыночного фундаментализма" раскрыл внутреннее противоречие между признанием неокейнсианско-неоклассическим синтезом неспособности обезличенных рынков достигнуть краткосрочного равновесия без вмешательства государства и неоклассической предпосылкой о рациональном микроэкономическом поведении индивидов-максимизаторов.

Отказ от этой предпосылки стимулировал развитие новых направлений экономической мысли, сфокусированных как на углублении обоснования направленного государственного воздействия па экономику для корректировки "провалов рынка", так и на расширении горизонтов теории долговременного экономического роста и развития, обогащении ее методологических основ.

Глава 28 "Методологические споры в экономической науке" прослеживает дискуссии о границах предмета экономической науки и о соотношении в ней нормативного и позитивного элементов; раскрывает значение проблемы выбора науки, являющейся примером-эталоном для экономической теории.

Глава 29 "Поведенческая макроэкономика и информационная парадигма" рассматривает микроэкономические и макроэкономические концепции, основанные на предпосылках ограниченной рациональности и несовершенства информации; раскрывает значение этих концепций для моделирования делового цикла и нового обоснования государственного вмешательства в экономику.

Глава 30 "Эволюционная экономика и поиски новой теории экономических изменений" рассматривает быстро развивающееся, но пока недостаточно оформленное институционально-эволюционное направление; раскрывает разнообразие концепций, применяющих метафоры и заимствования из естественных и технических наук для понимания природы долгосрочных экономических изменений.

После изучения части VI студент должен:

знать

- особенности применения общеметодологических категорий "нормальная наука", "парадигма", "исследовательская программа" к экономической теории;

- происхождение понятий "ограниченная рациональность", case studies, "информационное общество", "асимметричная информация", "кластеры", "экономическая мутация", "институциональные ловушки";

- главных представителей общенаучных и экономических методологических концепций, поведенческой теории фирмы, поведенческой теории потребления, теории перспектив, поведенческой макроэкономики, эволюционной экономики, "другого канона";

- различия между инструментальными и церемониальными институтами, базисными и улучшающими инновациями;

уметь

- объяснять разницу между методологическим индивидуализмом и холизмом, эмпиризмом и априоризмом;

- раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "контекстно-зависимые предпочтения", "эффект якоря", "нежелательный отбор", "поощрительная заработная плата", "рутина", "технологический пат", "технико-экономические парадигмы", эффект;

- приводить критические аргументы против неолиберальных концепций с позиций поведенческой экономики, примеры нежелательного отбора в рыночной экономике, институциональных ловушек и зависимости от прошлой траектории развития;

владеть

- хронологией формирования поведенческой экономики и институционально-эволюционного направления;

- навыками характеристики современных экономических концепций как парадигм и исследовательских программ;

- навыками объяснения неудовлетворенности неортодоксальных экономистов современным состоянием экономической теории.