Лекция 19. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ

При погрузке или разгрузке грузов, их укладке в кузова транспортных средств, при складировании на площадках или в складских помещениях, при их перевозке травмы обычно связаны с падением груза с платформы кузова, с неправильного сформированного штабеля, с разрушением ненадежных трапов, сходней, по которым передвигаются грузчики, с раскатыванием круглого леса, труб или других грузов при открытии бортов кузова автомобиля, при их неправильном складировании на площадке. Так, в одном из хозяйств расследовали случай, когда при открытии бокового борта грузового автомобиля, груженного круглым лесом, уложенным чуть выше краев бортов (без какого-либо крепления или фиксации), один из начавших раскатывание кряжей ударил по голове нагнувшегося вместе с тяжелым бортом подсобного рабочего. Травма оказалась смертельной. Здесь были нарушены и технология разгрузки, и порядок открывания бортов (вместо двоих человек это делал один, поэтому его и рвануло вместе с бортом вниз).

В другой расследованной нами ситуации во время погрузки мешков с мраморной крошкой, которые брали из сложенного штабеля, один из мешков упал с верхнего яруса и смертельно травмировал грузчика. Мешки в штабеле были уложены без их взаимной перевязки, что явилось основной причиной несчастного случая.

Известен случай травмирования шейных позвонков при сбрасывании переносимого на плечах бревна, когда пострадавший нес его на другом плече, чем остальные рабочие.

Много несчастных случаев связано с погрузкой или выгрузкой грузоподъемными машинами железобетонных плит, труб, круглого леса и другого подобного материала из кузовов автомобилей. Стропальщиков, направляющих груз и находящихся (вопреки всем требованиям правил безопасности) в кузове, придавливает грузом к щиту за кабиной автомобиля или к его бортам.

На транспортных работах гибнет много трактористов. Опрокидывание трактора в кювет и придавливание кабиной, съезд трактора с уснувшим механизатором в речку, овраг; замерзание в опрокинувшемся тракторе, наезд на людей, падение из переполненной кабины, из груженного тракторного прицепа под колеса – это обычные обстоятельства многих несчастных случаев. При этом, как выяснялось при расследованиях, большинство погибших находились в нетрезвом виде. В ряде регионов в сельском хозяйстве этот показатель доходил до 70%.

Остается высоким количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах общего пользования. Отказ рулевого управления, тормозов, передней подвески автомобиля, падение груза на проезжую часть на полосу встречного движения, занос на мокром или заледенелом асфальте, засыпание за рулем – основные причины ДТП, при которых гибнут люди.

Ручные погрузочно-разгрузочные работы в кузова транспортных средств

Постоянные погрузочно-разгрузочные работы выполняют лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных грузов (взрывчатых веществ, окислителей, токсических веществ и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. В соответствии с "ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 19.08.1988 № 2957, на опасные грузы наносят соответствующие знаки безопасности.

В соответствии с требованиями "ПОТ РМ 007-98. Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении грузов." утвержденных постановлением Минтруда России от 20.03.1998 № 16, перемещение груза вручную без приспособлений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плоскости (с уклоном не более 1/3) – на высоту не более 3 м.

Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов транспортных средств устраивают специальные эстакады, платформы высотой на уровне пола кузова. Если высоты пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки не совпадают, то для переноски груза применяют трапы, мостики или сходни, выполненные из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной нагрузке не более 2,0 см и снабженные поручнями, закраинами для ног. При длине более 3 м под их середину устанавливают опору. Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней – 0,8 м при движении в одну сторону и не менее 1,5 м при движении в обе стороны.

Для погрузки и разгрузки бочек, рулонов, труб, круглого леса и другого подобного груза применяют специальные слеги (покаты) длиной не менее 4 м (с крючками для фиксации на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла.

Предельная норма переноски тяжестей для мужчин составляет 50 кг на расстояние не более 25 м. Одному грузчику разрешается переносить груз массой до 80 кг при условии, что при подъеме и снятии груза со спины ему помогают другие грузчики.

Если расстояние транспортировки груза превышает 25 м, следует применять средства малой механизации (тележки, конвейеры и т.п.). Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние до 50 м (при подъеме груза по лестницам носилки использовать нельзя).

Перед началом работ необходимо надежно затормозить транспортное средство, поставленное под погрузку или разгрузку, выключить его двигатель. Открывать и закрывать борта должны двое работников, предварительно убедившись в безопасном расположении груза. Штучные грузы укладывают плотно, без промежутков, так, чтобы при резком торможении, трогании, на спусках, поворотах и т.п. он не смещался. Если промежутки образовались, то в них вставляют деревянные бруски, распорки.

Штучные и соломистые грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывают крепкими канатами, веревками (металлическими тросами нельзя). Высота погрузки должна быть не более 3,8 м от поверхности дороги (для обеспечения проезда под мостами, эстакадами, путепроводами и т.п.).

Бочки с жидкостями, стеклянную тару укладывают на транспортное средство пробками (горловинами) вверх, баллоны со сжиженным газом – только на подрессоренные средства с искрогасителями на выпускных трубах поперек кузова на специальные стеллажи с выемками под баллоны, обитыми войлоком, предохранительными колпаками в одну сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пылящие грузы (например, минеральные удобрения россыпью) транспортируют в уплотненных кузовах, накрыв брезентом против распыливания при движении. При работе с такими грузами необходимо дополнительно применять защитные очки и респираторы.