Пограничные случаи

Цель ораторского искусства – не истина, но убеждение.

Томас Маколей. Афоризмы

Интересно, как жизнь ломает различные, даже устоявшиеся, группировки средств коммуникации. Вроде бы традиционная коммуникация в своей межличностной форме по определению не может быть массовой. Но, в 2005 г. был организован веб-сайт YouTube.com, посещаемость которого уже через год характеризовалась такими цифрами – 25 млн посетителей в день. Это домашнее кино, выставленное на всеобщее обозрение, пользуется гигантским спросом. Сайт снабжен форумом, где идет обсуждение сюжетов, оценка их. Понятно, что мультипликация личного архива – это общение по новым правилам[1].

Те же проблемы возникают в случае с таким относительно новым явлением, как блоги (сетевые дневники). На сегодняшний день число блогов перешагнуло 100 млн. В России ежедневно регистрируют блоги около 100 новых участников. И качественные изменения блогосферы уже начались. Самые популярные в России сайты блогеров Livejournal ("Живой журнал", или ЖЖ), LiveInternet, Mail и Diary. Решая, на каком из сайтов завести дневник, человек, по сути, выбирает статус, настроение, соседей, тот или иной стиль общения. Блоги все чаще заводят политики, деятели культуры и главы компаний. Такие блоги обретают популярность почти мгновенно. Возникает вопрос: зачем и без того популярным персонам сетевой дневник? Служит ли он для них средством общения с поклонниками или же это эффективный способ саморекламы? По-видимому, и то, и другое. Журналы превращаются в интересное чтиво. Если аудитория Livejournal в Москве в возрастной группе от 12 до 54 лет в 2007 г. составляла 1 млн 749 тыс. человек, то количество тех, кто может создавать свои дневники, составляет около 500 тыс. человек. То есть больше 80% аудитории блогов просто читают их, как газеты или журналы.

Общественный резонанс от блогов увеличивается: новости там распространяются стремительно.

В начале августа 2007 г. и Хиллари Клинтон, и Барак Обама, и все остальные претенденты на пост президента США от демократической партии устремились в Чикаго на конференцию, организованную левыми блогерами, выступающими против войны в Ираке, – поддержка этих людей или отсутствие оной могут реально изменить судьбу того или иного претендента. Блоги используются также для организации митингов, шествий, пикетов и других акций общественного протеста[2].

Как пишет Д. Быков[3], "главной моделью гражданского общества у нас сегодня стал Интернет, и только по нему можно примерно отследить реальные процессы, идущие в стране. Нигде в мире "Живой журнал" не играет такой роли: там сегодня кипят дискуссии по важнейшим культурным, научным и социологическим вопросам – все, о чем следовало бы говорить в прессе и на телевидении, обсуждается и формулируется там. Общество самоорганизуется, налаживает связи с соотечественниками, помогает старикам, собирает деньги на лекарства для больных, вырабатывает новые учебные программы для детей и вообще живет интенсивной жизнью".

Интересное начинание можно найти в структурах гражданского общества в России. "Оратор, не владеющий языком, па котором говорят сегодня, – попросту нем" – это цитата из обращения движения "Кирилл Мефодьевич". Цель "Кирилла Мефодьевича" – дать в руки людям элементарные навыки операторского мастерства[4]. Тогда они смогут эффективнее рассказать о проблеме, позвать на помощь. С развитием движения планируется и появление сайта- клуба, где будут собираться снятые сюжеты. У движения нет руководящего центра. Группа "Общественные хроники", лицом которой стал В. Шендерович, уже разрабатывает программу обучения для членов общественных организаций. Обучение будет дистанционным – по электронной почте и через Skype. Специалисты преподадут желающим навыки съемки, монтажа и размещения видео в Интернете. Цель этого курса – начать "ценную реакцию" (прошедшая курс съемочная группа сможет потом сама научить других "абитуриентов" на местах).

А. Симонов, президент Фонда зашиты гласности, пишет в своих комментариях к начинанию: "Это форма видеоконтроля за властью. Если собирать это на одном ресурсе, он будет пользоваться таким интересом, таким влиянием, которого на сегодняшний день ни один телевизионный канал не имеет". Л. Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы: "Надо учиться этому новому языку. Он дает возможность реального осуществления моей мечты – контроля граждан за действиями государственных чиновников".

Справедливости ради отметим, что сегодня исследователи говорят о более сложных эффектах новых медиа в современном политическом процессе. Так, А. В. Девятков и А. С. Макарычев в своей статье приводят данные американских исследователей на этот счет: новые медиа могут оказывать крайне противоречивое воздействие на общество[5]: с одной стороны, они могут помогать налаживанию взаимодействия внутри определенных социальных групп, с другой – новые медиа способны внести серьезный вклад в поляризацию общества, усиливая межгрупповые различия и, таким образом, далее фрагментируя социальный ландшафт на пространство противоборствующих политических идентичностей[6]. Далее авторы пишут, что современные исследования постепенно отходят от постулата о решающей роли новых медиа в политических процессах. Анализируя президентскую кампанию 2004 г. в США, А. Сей и М. Кастельс пришли к выводу о том, что активное использование новых медиа значительно помогло кандидату Говарду Дину привлечь в основном молодых избирателей, которые при консервативном подходе политической элиты США, боящейся, что Интернет превратит демократию из элитарной в прямую, были исключены из традиционной политики и с удовольствием включились в новые формы политического участия. По, как отмечают американские ученые, другие кандидаты также нарастили свое присутствие в Интернете (но не через новые медиа), а также успешно использовали классические факторы, приводящие к электоральной победе (присутствие на телевидении, обеспечение партийной поддержки и т.д.)[7].

Электронные дневники некоторых авторов по посещаемости превосходят многие сайты традиционных СМИ. А если у страницы есть посещаемость, найдутся и рекламодатели[8]. С точки зрения маркетинговых коммуникаций блоги представляют для рекламодателей большой интерес. Аудитория блогов практически совпадает по своим параметрам с идеальной целевой аудиторией для большинства компаний. В блогах пишут, их читают, как правило, люди социально активного возраста, склонные к инновациям и достаточно платежеспособные – от 15 до 30 лет. Стоимость размещения рекламных сообщений в блогах явно меньше, чем в аналогичных по охвату аудитории традиционных СМИ. Преимуществом является и то, что блоги предоставляют возможность интерактивного общения с аудиторией.

Но тут есть социальные проблемы. Какие-либо активные попытки вторжения в блогосферу с рекламной активностью скорее контрпродуктивны. Как любая сеть, она сопротивляется попыткам навязать ей формат общения, в ней не принятый. Поэтому комментарии в блогах с упоминанием определенного средства от головной боли, с расхваливанием этого продукта – стратегия примерно настолько же эффективная, как и рассылка спама. Самая сомнительная идея – это попытки создания рекламных блогов, имитирующих блоги "обычных людей". Опыт Sony, попытавшейся выдать рекламный сайт своей игровой приставки за блог двух подростков, весьма поучителен – читатели "раскусили" его менее чем за неделю[9].

Хотя в ряде стран темпы роста численности блогеров- хроникеров падают, в России настоящий бум. Как пишет Д. Воскобойников, одна из важных причин активизации блогеров – утвердившееся в традиционной журналистике доминирование "фактоидов". Термин заимствован у выдающегося писателя-фантаста Рея Брэдбери, грустно констатировавшего недавно: "Телевидение сообщает нам даты жизни Наполеона, но не сообщает, кем он был". А людям хочется фактов и их осмысления. Пока специалисты спорят: можно ли приравнивать блогеров к журналистам? В блогах идет поток никем не редактируемой "отсебятины", зачастую от анонимов; здесь нет никакой гарантии, что вы приобщитесь к правде, узнаете нечто новое и значимое. В отличие от традиционных СМИ блогеры не несут ответственности за свои слова. По само их появление и растущая роль в информационном море – неудовлетворенность людей традиционными медиа[10] и дефицит общения.

Интересные рассуждения о блогах принадлежат известному режиссеру Дж. Ромеро (фильм "Ночь живых мертвецов" (1968) сделал его классиком жанра хоррор). В его фильме "Дневники мертвецов" речь идет о феномене повального увлечения любительской съемкой различных событий. Фильм сделай с имитацией документальной формы. Как говорит режиссер, "в Северной Америке впервые все подряд становятся журналистами – просто потому, что человек видел торнадо или автомобильную катастрофу, или перестрелку. И каждый в наши дни ведет блог, и каждый становится комментатором. Мне кажется несколько опасным, что людское мнение формируется под контролем новостных агентств. Сейчас люди не видят разницы между знаменитым тележурналистом У. Кронкайтом, которого называли “самым заслуживающим доверия человеком в Америке”, и каким-нибудь парнем из Цинциннати, который пишет в свой блог, и ему ту г же начинают приходить комментарии. Возможно, люди надеются с помощью Интернета приблизиться к правде, вместо того чтобы полагаться на новостные агентства, которым доверяют все меньше. Но те, кто помешан на ведении блогов, на самом деле еще большие манипуляторы, чем агентства. Они словно пытаются завербовать новых последователей. Но с другой стороны, режиссеры, подступающие к такой теме, говорят о попытках докопаться до правды, потому что многие люди сейчас снимают без цензуры. В этом есть что-то коллективное, весь мир сегодня превратился в камеру"[11].

Выступая на форуме международного телевизионного рынка MIPCOM (Канны, октябрь 2011 г.), К. Эрнст, руководитель общефедерального телевизионного "Первого канала", сказал: "Апологеты Интернета с яростью новообращенных готовы приписать ему массу несвойственных смыслов. Забывая о том, что главное в Интернете – это индивидуум. Юзер. Индивидуальный юзер способен сообщать факты, создавать любопытные тексты, выкладывать видео, но не способен создавать качественный и значимый аудиовизуальный контент, который может заинтересовать десятки и сотни миллионов людей. Подавляющая часть наиболее смотрибельного контента в Интернете создается классическими командами киностудий, телеканалов и производящих компаний. Это глубоко коллективный труд"[12].

Тем не менее интересен канадский проект NowPublic. Компания намерена сделать из зарегистрированных посетителей своего сайта (более 120 тыс. человек примерно в 140 странах) самых настоящих репортеров. Его "корреспонденты" опередили агентство Associated Press с фотографиями циклона, промчавшегося в июне по Оману, передавали новости изнутри лондонского аэропорта Хитроу, когда в 2006 г. тот был закрыт из-за террористической угрозы, и т.д. Такие структуры могут первыми сообщать новости.

Специалисты утверждают, что рост популярности социальных сетей привел к тому, что пользователи стали меньше посещать порносайты. Компания Hitwise[13] проанализировала привычки более 10 млн интернет-пользователей. Тенденция к снижению аудитории у порносайтов обозначилась десять лет назад. Лишь 10% интернет-пользователей являются постоянными посетителями ресурсов "для взрослых".

В Южной Корее в 2006 г. вступил в силу закон, требующий от блогеров и вообще участников online-форумов сообщать соответствующим сайтам свои паспортные данные.

Они пошли на этот шаг из-за того, что некоторые тамошние знаменитости, не выдержав злобной критики сетевых анонимов, покончили жизнь самоубийством. Прецедент создан, опасность подавления "свободы слова" становится ощутимой[10].

Так, например, цензура в Китае уже заинтересовалась этим каналом коммуникации[15]. За гражданами, ведущими интернет-дневники, раньше "присматривала" только собственная полиция. Теперь к ней присоединились еще и компании, предоставляющие услугу по размещению интеренет- дневников. Недавно Yahoo и Microsoft подписали с Пекином соглашение, в котором обязались контролировать размещение в дневниках "нелегальных и плохих сообщений", т.е. все, что имеет отношение к сексу, насилию и, естественно, критике китайского правительства. Компании пообещали, что будут немедленно удалять запрещенные страницы. Для этого при регистрации дневника будут выясняться настоящее имя блогера, его адрес и некоторые другие личные данные. С одной стороны, понять западные компании можно. Если они хотят заниматься бизнесом в Китае, им придется "играть по правилам" Пекина. С другой стороны, это противоречие самой идее открытого информационного общества. Исследователи предрекают, что "благодаря" сотрудничеству с китайскими властями может пострадать и бизнес компаний. Например, уже в 2006 г. профсоюз журналистов Великобритании и Ирландии призвал своих членов бойкотировать все продукты и услуги Yahoo – в знак протеста против сотрудничества компании со спецслужбами и органами цензуры Китая. Тем не менее до последнего времени блоги оставались в Китае "островком свободы". Поэтому популярность блогов в Китае была и остается весьма высокой – зарегистрировано более 30 млн блогеров, а 100 млн человек ежедневно читают дневники. Что станет с этой популярностью после того, как авторов дневников начнут контролировать, пока непонятно.

Из Китая ушла американская компания Google, которой не понравилось, что Пекин заставляет ее цензурировать результаты поиска[16]. Теперь примеру поисковика последовали американские же Network Solutions и Go Daddy, занимающиеся регистрацией доменов. Причина все та же: власти страны требуют от компаний подробных сведений об их клиентах. Китай использует Интернет для контроля за законопослушными гражданами. Здесь ужесточается цензура, чтобы превратить компании из США в шпионов, говорит представитель правозащитной организации Human Rights Watch А. Джейнсэн. Однако это не мешает многим западным компаниям успешно вести свой бизнес в Китае. Так, интернет-гигант Yahoo не собирается покидать сетевые просторы КНР и даже предоставляет Пекину информацию, позволяющую местным властям арестовывать диссидентов. Правда, Yahoo давно уже работает в Китае не напрямую, а через местного оператора. То же самое можно сказать и про корпорацию Microsoft, которая активно и успешно продвигает в КНР свой поисковик Bing. Для того чтобы заручиться поддержкой Пекина, детищу Билла Гейтса пришлось пойти на определенные уступки, связанные с ограничением свободы слова. В КНР насчитывается более 360 млн интернет-пользователей, а через несколько лет их количество может вырасти вдвое. Поэтому американцы заинтересованы в китайском рынке, как ни в одном другом.

В нашей стране активно ведется дискуссия о регулировании – в частности, интересно в этой связи разъяснение пленума Верховного суда. Российские интернет-СМИ не могут нести ответственность за комментарии читателей, размещенные на их сайтах, если к ним не поступало обращение Госкомнадзора с просьбой удалить эти комментарии. Такое разъяснение, как передает ИТАР-ТАСС, дал пленум Верховного суда РФ. В принятом 15 июня 2010 г. в окончательной редакции постановлении "О практике применения судами закона РФ “О средствах массовой информации”" Верховный суд РФ разъяснил, что если на сайте в Интернете, зарегистрированном в качестве СМИ, комментарии читателя размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме читателей материала), то в отношении них следует применять правила, установленные Законом о СМИ для авторских произведений, идущих в эфир без предварительной записи[17].

Автор книги о природе блогосферы А. Подшибякин пишет, что "до 2007 года ЖЖ был скорее публицистической историей. А совсем недавно осознал себя рупором гражданской журналистики и стал выступать в этом качестве. Люди, пишущие в ЖЖ, считают себя, скорее, не блогерами, а журналистами или писателями"[18].

Блогеры могут составить конкуренцию СМИ в том, что касается оперативности и так называемой журналистики фактов. Они зачастую опережают обычных журналистов, оказываясь в нужное время в нужном месте. Но никто, кроме блогера, информацию не проверяет, не занимается серьезными интерпретациями, и история в голове у автора часто обрастает лишними подробностями. По убеждению А. Подшибякина, настоящая журналистика может быть только профессиональной. Когда человек читает публикацию в газете, он знает, кто подписывается под этими словами. А за именем любимого блогера может скрываться человек, совсем непохожий на гот образ, что представляется читателю. Специфика дискуссий в блогах в их безапелляционности и в значительной степени анонимности: человек может от лица "виртуала" высказать все то, что не смог бы сказать под своим именем. Он несет социальную ответственность за свой контент, только если он говорит нечто, противоречащее Уголовному кодексу РФ. В блогах остаются темы, популярные во все времена: кино, музыка, книги, кулинария, фотография. А вообще интересы дробятся и сообщества становятся более специализированными. Известность за пределами ЖЖ обычно привлекает к блогеру большое число поклонников. Если в 2005 г. человек с тысячей читателей считался очень продвинутым блогером, то сейчас пользователи, у которых меньше 3000 читателей, уже не воспринимаются всерьез. Есть и такая тенденция: до 2007 г. главным талантом популярного блогера было умение писать большие связные тексты. Сейчас на первый план стали выходить фотографы и дизайнеры. Восприятие информации меняется, и читать большие объемы текста людям становится все менее интересно. ЖЖ – это совсем новая коммуникационная среда, посредством которой люди женятся, разводятся, нанимаются на работу и теряют ее, а также спорят, выясняют отношения, личные и профессиональные. Всю свою историю СМИ были односторонним каналом коммуникации: автор вещает – читатель (или зритель) молча слушает. С появлением ЖЖ вся обратная связь стала, во-первых, моментальной, а во-вторых, доступной для всеобщего обозрения, причем без редакторской обработки. Отсюда следует еще одна важная черта ЖЖ – здесь нет привычных для СМИ иерархий и невозможно просто вещать с пьедестала, потому что читатели часто оказываются умнее и компетентнее вещающего. Блогосфера – предельно персонифицированная среда, подстраивающаяся под каждого конкретного человека.

15 апреля 2010 г. в Берлине подвели итоги международного конкурса The best of blogs. Российские блогеры не остались незамеченными. В номинации "Лучший блог на русском языке" оказались сразу два победителя: Илья Кабанов из Новосибирска с журналом "Мир удивительных вещей" и "Бутырка-блог" – записи некоего Александра N., отбывающего наказание за мошенничество и попытку легализации преступных доходов.

В 2011 г. лауреатами Международного конкурса блогов и сетевых сообществ The BOBs, вот уже седьмой год проводимого крупнейшим медиахолдингом Германии Deutsche Welle, стали блог "Новой газеты", сообщество "РосПил" и ЖЖ общественного деятеля А. Навального[19]. Победители определялись по результатам онлайн-голосования на сайте the-bobs.com и по версии жюри конкурса. Три русскоязычных ресурса стали лауреатами. Номинаций всего было 16, из них 6 международных и 10 национальных. Проект "РосПил", автором идеи которого выступает А. Навальный, признали "Лучшим блогом на страже общественного блага", он получил 36% от всех поданных голосов в этой международной номинации. Редакционный блог "Новой газеты" признали лучшим в номинации на премию "Репортеров без границ", где представлены блоги журналистов-расследователей и правозащитников. "Новую газету" поддержала почти половина всех пользователей, проголосовавших в номинации. Лучшим блогом был признан дневник Алексея Навального.

На конференции "Повышение эффективности социальной рекламы в России" в 2010 г. Д. Эванс, профессор из Университета Дж. Вашингтона, представил интересную программу, которую осуществляет департамент здравоохранения в США[20]. Программа использует веб-сайты социальных сетей как платформу для социального маркетинга. В социальных сетях авторы проекта дали бесплатный номер телефона для молодых матерей или беременных на последних сроках, куда можно было направить СМС- сообщение с согласием на получение материалов по уходу за младенцами по неделям (первоначально – даже дням) роста младенцев. Авторы проекта исходили из того, что на декабрь 2010 г. 90% американцев имели мобильные телефоны. Мощность использования их такова: в 2009 г. было передано 1,5 трлн сообщений. Исходными данными для проекта было то, что 85% взрослых в США пользуются Интернетом. Социологические исследования показали, что первая тройка причин, по которым люди используют социальные сети, названная в ходе опроса населения, является такой: 96% указали, что по ним осуществляется связь с друзьями и родственниками; 66% – что осуществляется поиск друзей и знакомых по прошлому; 58% – осуществляется участие в социальных проектах.

На апрель 2011 г. есть данные ComScore, что Россия занимает второе место в мире по времени, которое в среднем проводят граждане в социальных сетях в месяц[21] – 10,3 ч. Уступаем мы только Израилю. В первой десятке расположились также Аргентина, Филиппины, Турция, Венесуэла, Колумбия и др. США занимают 13-е место.

Любопытные для нашей темы тезисы содержатся в газетной статье[22]. Социальные медиа начались как сайты для знакомств и дружбы одноклассников. Однако сейчас очевидно, что наибольшие дивиденды от них получают те, кого экономист Р. Флорида в 2002 г. назвал "креативным классом" – прослойкой, которая производит не материальные продукты, вернее, не столько их, сколько ценности и смыслы. Социальными сетями пользуются все, но, по замечанию продюсера онлайновых игр А. Пациорковского, "потребителей всегда больше, их суммарная активность в смысле использования ресурса выше, чем у создателей, и социальные сети не являются исключением". Просто креативный класс – самый заметный. Колумнист New York Times К. Томпсон назвал этот гипнотический эффект "фоновой близостью" – по аналогии с фоновым вниманием – чувством мгновенной причастности к незначительным, на первый взгляд, событиям, из которых создается "ткань" людей твоего круга. У такой близости есть побочный эффект практического толка. Социальные сети – замечательный источник контактов, профессиональных и не только. Если человек ищет делового партнера, сотрудника или работодателя, то, скорее всего, обратится к тем, кому доверяет, – знакомым или знакомым знакомых. "В социальных сетях гораздо больший вес имеет персональное мнение, пользователь склонен поверить конкретному человеку, а не рекламе по телевизору или в метро", – говорит директор по новым медиа "Муз-ТВ" А. Никитин.

Мгновенный интерактивный выход на "своих", на аудиторию работает как мощнейший творческий стимул. Инструменты прямого распространения информации отлично мотивируют труд. Социальные сети – это рекламная площадка, которая ничего не стоит или обходится заметно дешевле традиционных каналов, но при этом позволяет лучше контролировать процессы собственными силами, без привлечения большого числа помощников. Особую ценность приобретают ресурсы, которые работают с вниманием не размытой аудитории, а нужных людей. Обратная связь позволяет развивать продукт, оперативно ориентируясь на реакцию потребителей и вовлекая их в процесс. Субъективные эффекты порой бываю неожиданны. "С появлением сетей сильно выросла личная эффективность, необходимые сведения доступны сразу, реакция аудитории моментальна, – рассказывает художник, арт-директор “Студии Лебедева” и блоггер О. Пащенко. – Я использую их для творческих целей, поиска информации и решений, брейнсторминга, общения – всего сразу. Часто с удовольствием (или ужасом) наблюдаю чудесные случаи синхронистичности, а также самозарождения контента в результате невольной синергии тех, кто не только никак не общается, но даже не подозревает о существовании друг друга. Социальные сети – это сильнейший невротизирующий фактор, поскольку человек 100% своего сетевого времени пребывает в публичном пространстве. Отсюда – постоянно воспаленное тщеславие, суждение и прочие “коммуникационные грехи”. Кроме того, многие пользователи жалуются, что любимые ресурсы вызывают натуральное привыкание, с которым невозможно справиться – особенно в моменты, которые требуют концентрации: среда настолько аттрактивна, что необыкновенно трудно выйти за ее пределы ради деятельности, требующей усидчивости, уединения и тишины".

Но вот начинают появляться материалы, которые свидетельствуют о том, что маятник вот-вот качнется в другую сторону: "В ближайшие три-пять лет нас, вероятно, ждет то, что можно обозначить как “возврат к реальности”. Главным признаком этого является постепенное вырождение социальных сетей, происходящее из-за того, что они не выполняют главной своей функции – объединять людей, вместо этого еще больше разъединяя их. Рискну предположить, что инстинкт жизни победит, и, пройдя через ломку, человек (прежде всего, житель мегаполиса) начнет утрачивать интерес к Интернету как к первоочередному средству общения и социальным сетям, как наиболее ярким символам этого общения. Почему? Появление социальных сетей, и прежде всего “Вконтакте”, совпало с появлением быстрого Интернета у большого числа людей. Если ЖЖ был лишь своеобразной дискуссионной площадкой для интеллектуалов, то “Вконтакте” сделал невозможное – объединил всех. Формально. А по сути, разъединил, создав иллюзию объединения"[23]. Не так давно исследовательская и консалтинговая компания "Гартнер" провела социологическое исследование, в результате которого оказалось, что разочарование в социальных сетях нарастает во всех возрастных группах. "Явно заметна тенденция “усталости” от соцсетей в среде ранних последователей, а также примерно трети молодых, более мобильных пользователей", – считает директор "Гартнера" по исследованиям Б. Блау. Цель, провозглашенная создателями социальных сетей, состояла в том, чтобы позволять оставаться в контакте с теми, кого вы знаете или знали раньше, с кем учитесь или работаете или делали это какое-то время назад. Однако эта цель в некотором смысле противоречит человеческой природе.

Наверняка с каждым в жизни случалась история, описанная Е. Гришковцом в пьесе "Как я съел собаку". Вы встречаете бывшего одноклассника, перебрасываетесь парой слов и расходитесь, обещая друг другу чаще видеться и зная, что не увидитесь по собственной воле никогда. И это нормально. Это элементарная вежливость. Социальная же сеть направлена именно на поддержание ненужной активности. Иллюзии общения. Мы ловим себя на том, что следим за жизнью не слишком интересных нам людей, тогда как интересных становится все меньше. Они куда-то подевались. И, встречая человека, которого нет в социальных сетях и с которым мы договорились о прогулке по телефону, мы удивляемся, испытывая странное, почти забытое чувство – чувство настоящего, а не выдуманного интереса. Вероятно, интерес к людям не может удовлетворяться только лишь через Сеть, он требует присутствия – не эфемерного, а настоящего введения другого в свое личное пространство. Однако есть еще интерес к событиям, для описания и обсуждения которых та же самая сеть "Вконтакте" может быть неплохой площадкой. "Событие" можно понимать очень широко – это и высказывание политика, и концерт музыканта, и дорожно- транспортное происшествие, и даже просто анекдот или стихотворение. Но насколько важны эти события для каждого из нас? Иногда важны, но чаще абсолютно случайны. И складывается парадоксальная ситуация: миллионы социофобов сидят в социальных сетях, боясь настоящего общения.

И чем больше времени проходит, тем становится понятней, что необходим возврат к реальности. Это не значит, что те же социальные сети уйдут в прошлое или сильно преобразуются, ведь они оказываются отличным средством мобилизации и рекламы любого мероприятия, однако своего рода "дна" в интерактивизации, т.е. в попытках общения через социальные сети, мы уже достигли[24].

Остается вопрос: как ориентироваться в захлестывающем потоке информации? Выбор качественного контента здесь очень затруднен. Это своего рода потоковая лента, ее можно сравнить с магнитофонной, которую трудно перематывать, чтобы найти нужное место. Поэтому, полагают эксперты, будущее за web 3.0 – user certificated content (от англ, "контент, сертифицированный пользователем"), который грядет на смену web 2.0 (user generated). Такие ресурсы, как Ning, по сути, уже осуществляют переход к web 3.0 Ning – платформе-конструктору для создания социальных медиа, своеобразных форумов нового поколения, где происходит моментальный обмен информацией.