Лекция 21. ПОЭЗИЯ

В конце 1910-х гг. культурная жизнь России была прервана небывалыми социальными потрясениями. В последующее десятилетие русская поэзия, как и русская литература вообще, разделяется на советскую и эмигрантскую.

Для оставшихся в России все более ужесточается цензура, что заставляет некоторых получивших известность в предреволюционные годы поэтов печататься меньше, а в ряде случаев прекратить публикацию своих стихов. Вместе с тем уже в 1920-е гг. как в России, так и в эмигрантской среде появляются молодые таланты, составившие в дальнейшем гордость русской литературы.

В начале 1920-х гг. еще есть выбор. Часть деятелей, создавших великую культуру Серебряного века, не видя для себя возможности продолжать творческую жизнь на родине, оставили страну. Среди уехавших были И. Л. Бунин, К. Д. Бальмонт, И. Северянин, М. И. Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов, уже успевшие заявить о себе в поэзии предреволюционных лет. В условиях эмиграции они продолжают работать. В 1920-е гг. в русской эмигрантской среде появились и молодые поэты. Некоторые из них, такие как В. В. Набоков, Б. 10. Поплавский, вошли в число выдающихся поэтов XX столетия.

Именно в эмиграции в полную мощь сумели проявить свой незаурядный творческий дар В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов, Г. В. Адамович. Активно участвуя в литературном процессе не только как поэты, но и как литературные критики, они оказывают значительное влияние на пишущую молодежь. В 1920-е начале 1930-х гг. в Париже издают свои первые книги Б. Б. Божнев, В. В. Диксон, Д. Кнут, Ю. В. Мандельштам, Б. Ю. Поплавский, В. А. Смоленский и др. О некоторых из них будет рассказано позднее.

Большая часть поэтов 1910-х гг. остались в России - поступок для некоторых поистине судьбоносный. Именно так воспринимала свой "неотъезд" Анна Ахматова. В первые послереволюционные годы она создает немало стихотворений, затрагивающих самые острые проблемы современности. Уже в 1917 г. в се поэзию входит тема возможной эмиграции. Ужас и позор военных лет России можно забыть, оставив родину, - утверждает зовущий лирического персонажа "голос" в известном стихотворении "Когда в тоске самоубийства...". Но героиня Ахматовой отвергает эту возможность, считая ее недостойной поэта и гражданина. Тема подвига тех, кто "остался дома", продолжается в стихотворении "Петроград, 1919":

Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома,

За то, что город свой любя, Л не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огни и воду.

Петроград времени гражданской войны назван здесь "столицей дикой". В конце стихотворения героиня пророчит еще более тяжелые времена.

В трудные годы социальных потрясений на гражданские темы пишет и соратник Ахматовой по акмеизму Осип Мандельштам. Отношение поэта к сложным и страшным событиям современности не было ни прямолинейным, ни однозначным. В написанном в декабре 1917 г. и обращенном к Ахматовой стихотворении "Кассандре" он называет победителей "скифами", т.е. воинственными дикарями; революционному Петрограду дает эпитет "шалый" и предрекает своей собеседнице трагическую судьбу в стране победившего большевизма:

Когда-нибудь в столице шалой На скифском празднике, на берегу Невы При звуках омерзительного бала Сорвут платок с прекрасной головы.

В книгу стихов, сложившуюся в 1921 г., гражданская война вошла как эпоха скорби и расставаний. По словам Н. А. Струве, "Мандельштам обессмертил ее заклинательным двустишием, которое стольких потом применили к своей судьбе:

Кто может знать при слове - расставанье, Какая нам разлука предстоит".

С начала 1920-х гг. в лирику Мандельштама входит тема умирания культуры и отказа принять участие в деяниях "века-зверя". Все труднее становится ему публиковаться, хотя пишет он в последние и самые тяжелые годы своей жизни много. В начале 1930-х поэт обретает новый творческий голос, в его стихах появляется тема открытого осуждения сталинизма. Поэзия второй половины 1930-х гг. - попытка осмыслить ужасы эпохи. Мандельштам гибнет в пересыльном лагере под Владивостоком в декабре 1938 г.

Напряженные творческие искания характеризуют в 1920-1930-е гг. и поэзию Бориса Пастернака. Созданные в этот период поэмы, роман в стихах "Спекторский" можно рассматривать как подступы к большому эпическому произведению, центральным фабульным событием которого является революция и гражданская война, - замысел, осуществленный в "Докторе Живаго".

Владимир Маяковский, в отличие от перечисленных выше поэтов активно заявивший о своем приятии революции, сразу же после ее свершения пытается поставить ей на службу свои стихи. Он много пишет на общественные и политические темы, осознанно стараясь выразить и защитить идеологию советского государства, в частности создаст тенденциозные поэмы "на случай" - на смерть Ленина, к десятой годовщине Октябрьской революции. Однако жить в условиях, когда приходится постоянно "себя смирять, становясь на горло собственной песне", поэту невыносимо тяжело, и это приводит его к самоубийству.

При всех трудностях, переживаемых русской литературой в эпоху революционного перелома, уже в самом начале 1920-х гг. в отечественную поэзию входит талантливая молодежь, в творчестве которой отчетливо ощущается влияние Серебряного века. Преемственность от поэзии Серебряного века проявляется многоаспектно: в тематике, образности, отсутствии боязни экспериментов с рифмой и ритмикой стиха. Молодые поэты, названные позже неоромантиками, находят поэтическую опору преимущественно у акмеистов. Творчество поэтической группы ОБЭРИУ, образованной в конце 1920-х гг., в значительной степени опирается на принцип "заумной поэзии", ранее нашедший обоснование в деятельности кубофутуристов.