Поэмы

Первые замыслы поэм возникли у Пушкина еще в Лицее: 1813 г. датируется "Монах", в 1814 г. в лицейскую антологию был включен отрывок из поэмы "Бова". В Лицее Пушкин начал работу над "Русланом и Людмилой", и этот процесс занял три года. Поэма увидела свет в 1820 г., и основная полемика развернулась вокруг нее, когда поэт уже был сослан в Кишинев.

Шумные споры по поводу первой опубликованной поэмы Пушкина не случайны. В ней слишком многое было неожиданным, не соответствующим устоявшейся традиции. Сюжет "Руслана и Людмилы" представляет собой соединение сказки и исторического повествования. С одной стороны, в поэме действуют злые и добрые силы, герои оказываются в волшебном царстве, их действия направляют персонажи, наделенные даром колдовства (Руслана напутствует финн, Фарлафа направляет Наина), в борьбе со злом им помогают волшебные предметы (меч, который Руслан находит под головой брата Черномора, шапка-невидимка). Как и положено в сказке, все злоключения героев венчает счастливый конец. С другой стороны, в поэме воссоздается дух древнерусской старины. Действие происходит в древнем Киеве, в поэме есть достоверное описание поля битвы, на котором Руслан ищет себе снаряжение. В произведении говорится и о такой реальности жизни человека той эпохи, как противостояние Руси со степняками: в финале поэмы речь идет об осаде Киева печенегами. Некоторые сюжетные повороты поэмы были навеяны современной Пушкину литературой, в частности "старинной повестью" Жуковского "Двенадцать спящих дев".

В "Руслане и Людмиле" сказывалась традиция шуточных, иронических поэм-сказок, типичных для литературы той поры. Особой популярностью пользовались "Душенька" И. Ф. Богдановича, "Елисей" В. И. Майкова. Однако в "Руслане и Людмиле" не типичным был стиль повествования. В нем постоянно сталкивалось сказочное, фантастическое и обыденное, бытовое. Волшебные герои приобретали заурядный, бытовой облик (злой, коварный Черномор, потеряв бороду, превращался в немощного старика, прекрасная Наина – в отвратительную старуху-колдунью). Удивляли и душевные движения героев: они не оправдывали ожиданий читателя, нарушали сложившийся трафарет. Так, например, Людмила в отчаянии "Па воды шумные взглянула, // Ударила, рыдая, в грудь, // В волнах решилась утонуть – // Однако в воды не прыгнула // И доле продолжала путь..." А вот как изображается момент внутреннего противостояния Людмилы злодею: "“...Мне не страшна злодея власть: //Людмила умереть умеет! // Не нужно мне твоих шатров, // Ни скучных песен, ни пиров – // Не стану есть, не буду слушать, // Умру среди твоих садов!” // Подумала – и стала кушать..." Подобные иронические повороты пронизывали всю ткань поэмы, и это было новым, неожиданным для читателя. Ирония звучала и при обращении к читателю в диалоге, которым вступал повествователь: "Я каждый день, восстав от сна, // Благодарю сердечно бога // За то, что в наши времена // Волшебников не так уж много. // К тому жи честь и слава им! – // Женитьбы наши безопасны... // Их замыслы не так ужасны // Мужьям, девицам молодым..."

В поэме сопрягались разнородные стилистические тенденции. Пушкин совмещал и элегические, и балладные, и идиллические и другие жанрово-стилистические начала, и смена звучаний была обусловлена сюжетными поворотами. Так, например, в поэме возникают идиллические мотивы (эпизод встречи Руслана с рыбаком (Ратмиром)), анакреонтические (Ратмир в замке дев), балладные (Руслан у финна) и др.

На юге Пушкин пришел к новому для себя жанру романтической поэмы. "Кавказский пленник" (1821–1822), "Братья-разбойники" (1821 – 1822), "Вадим" (1821 – 1822) , "Бахчисарайский фонтан" (1822–1823) написаны во время южной ссылки.

"Цыганы" (1824) начаты в Одессе, но закончены уже в Михайловском. Две поэмы ("Братья-разбойники" и "Вадим") дошли до нас в отрывках.

Сюжет южных поэм строился на внезапных роковых, катастрофических событиях. В "Кавказском пленнике" – это плен, побег, мечта о спасении. В "Бахчисарайском фонтане", наряду с этими мотивами, появляется мысль о неодолимости человеческих страстей, которую наиболее ярко поэт воплотил в "Цыганах". В "Цьганах" же была найдена формулировка, отражающая основной конфликт всех романтических поэм поэта: "И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет".

В романтической поэме Пушкин впервые создал тип разочарованного, пресыщенного жизнью героя-современника. По сути, это был типичный представитель эпохи 1810-х гг., наделенный характерной "болезнью" поколения: "равнодушием к жизни", "преждевременной старостью души". Однако наряду с этим обращала на себя внимание автопсихологичность образов: пленника Алеко Пушкин наделил автобиографическими чертами, а имя героя последней поэмы даже сделал созвучным своему (об автобиографичности героев романтических поэм писали Е. А. Май- мин, Ю. В. Манн и др.).

Характеры, к которым обратился Пушкин, приобретали психологическую сложность, так как в них сочетались противоположные, взаимоисключающие черты. Так, характер пленника строился на сопряжении таких начал, как "свобода" и "рабство". Алеко, стремясь к свободе, не мог органично слиться, а следовательно, и принять законы жизни свободных людей – цыган; признавая свободу для себя, он, по сути, лишал другого права на свободу.

В южных поэмах поэт изображал мир экзотический: местом действия стали горный аул, гарем крымского хана, цыганский табор. Герой оказывался в непривычной для него среде "естественных людей", встречался с миром чужой культуры, отличной от современной цивилизации. Этот новый для него мир выявлял неспособность героя найти утраченную гармонию, обреченность его поисков внутренней цельности. Неслучайно уже в первой поэме свобода оборачивалась пленом.

В финале поэм выявлялся абсолютный разрыв героя с миром, но вместе с тем разрушался и этот естественный мир, в котором после вторжения чужого уже нс возникало былой гармонии и полноты; неслучайно в каждой поэме значимым сюжетным элементом была смерть естественного человека.

Если проследить эволюцию героя в южных поэмах Пушкина, то становится очевидным, что в "Цыганах" уже нет апологии романтического героя, поэт пришел к отрицанию романтической исключительности.

В романтических поэмах Пушкина существенную роль играло описание, именно этим элементом поэт особенно дорожил. Однако от поэмы к поэме структура описания менялась. Если в "Кавказском пленнике" Пушкин использовал развернутые описания, которые предваряли повествование, погружали читателя в кавказский быт, то в "Бахчисарайском фонтане" они приобретали динамизм.

Следующим этапом в становлении жанра поэмы в творчестве Пушкина стал "Граф Нулин" (1825), отрывок из которого был опубликован в "Московском вестнике" 1827 г. Полностью произведение было напечатано в "Северных цветах" 1828 г.

В основе поэмы лежит веселый, водевильный замысел, однако, по признанию Пушкина, мысль написать эту поэму пришла после чтения Шекспира. Сам поэт указывает на почти мистическое обстоятельство, связанное с историей создания поэмы: она была написана "в два утра" 13 и 14 декабря 1825 г. (накануне восстания на Сенатской площади). Пушкин говорит в связи с этим о "странных сближеньях".

Сюжет поэмы вырастает из пустяка и укладывается в три глагола: граф Нулин приехал, погостил, уехал. Ничего не произошло. Ничего не случилось. Событие не состоялось. Это отсутствие происшествий, интриги усиливалось еще и тем, что объектом изображения стали обыкновенные предметы, проза жизни. В поэме царила обыденность, передавался неторопливый размеренный ритм деревенского бытия. При этом в описании возникала внутренняя динамика, так как оно строилось на совмещении разных точек зрения. Так, например, будни деревенского двора даны сквозь призму восприятия героини:

Наталья Павловна сначала

Его (сентиментальный роман. – И. Ю.) внимательно читала,

Но скоро как-то развлеклась

Перед окном возникшей дракой

Козла с дворовою собакой

И ею тихо занялась.

Кругом мальчишки хохотали,

Меж тем печально, под окном,

Индейки с криком выступали

Вослед за мокрым петухом;

Три утки полоскались в луже;

Шла баба через грязный двор

Белье повесить на забор;

Погода становилась хуже...

В данном эпизоде нет статики, так как описание фиксирует движение взгляда Настасьи Павловны: это те внешние впечатления, которые привлекли ее внимание или случайно попали в поле ее зрения. Такие картины хозяйка видит каждый день, а потому и улавливает нюансы; "событием", которое отмечает ее сознание, становится изменение погоды, движение человека в ограниченном (замкнутом) пространстве двора. В этом фрагменте "звучат" ее интонации, так же, как, например, в первых строфах поэмы отчетливо проступает внутреннее состояние нетерпения, радостного ожидания, которое испытывает охотник, отправляющийся в отъезжее поле.

У каждого из героев поэмы возникала характерная только для него речевая манера: речь Нулина, возвращающегося из Парижа, насыщена французскими фразами и светскими этикетными словечками, речь Настасьи Павловны вполне соответствует ее типу личности и ситуации.

В поэме "Граф Нулин" происходило преодоление романтических канонов. И дело не только в том, что объектом изображения стал деревенский мир. Сам герой, которого Н. А. Полевой назвал первым русским нигилистом (то, что он нуль, ничто, заявлено фамилией героя), – это травестированный образ русского скитальца, а философия судьбы, случая, представленная в поэме, принципиально отлична от ее романтической трактовки.

В 1829 г. отдельным изданием вышла поэма "Полтава", работа над которой была начата в 1828 г. В произведении Пушкин обращается к истории – к эпохе Петра I. Основу сюжета составили русско-шведское противостояние (одна из значимых сюжетных антитез поэмы – "Петр I – Карл XII"), а также украинская история – конфликт Мазепы и Кочубея. Россия и Украина показаны в переломный момент своей национальной истории, однако прежде чем история захватит повествование, Пушкин погружает читателя в мир семьи. В первой "песни" как раз и рассказывается семейная история: любовь Марии к Мазепе, донос Кочубея Петру о коварных замыслах Мазепы, и причина этого доноса – поступок не столько гражданина, сколько обманутого и оскорбленного друга и отца. В центре второй "песни" – ситуация нравственного выбора, в которой оказывается Мария, еще не ведающая истинной подоплеки вопроса Мазепы "Скажи: отец или супруг тебе дороже?", пытки Кочубея, встреча матери с дочерью. Это, пожалуй, самая драматичная часть поэмы, в которой герой показан в момент принятия решения, акцент сделан на действии, а потому Пушкин включает в нее драматизированные фрагменты. Третья "песнь" – это совершенно иной, исторический, ракурс: это уже не мир семьи и не противоречия человеческой личности. В ней изображается Полтавская битва, говорится о победе русского оружия, а ее герои – Петр с молодой Россией и Карл.

Как видим, поэма начинается с семейной драмы, которой, однако, Пушкин не ограничивается. Поэт впервые в своем творчестве сопрягает семейную историю с историей всемирной, об исторических событиях начинает рассказывать "частным образом", в результате сюжет поэмы разворачивается как народная трагедия.

В 1833 г. в Болдине Пушкин пишет "Медного всадника". Авторское определение жанра – "петербургская повесть".

В произведении обозначены два плана: деяния Петра и судьба Евгения. Это позволяет Пушкину показать сложную связь истории и современности.

В стилистике "Медного всадника" обозначены два основных начала: торжественной оды и смиренной элегии.

Открывается поэма вступлением, в котором звучат интонации оды. Поэтом намечается историческая перспектива, так как в центре повествования – столетняя история города, воплощающего собой гений Петра, сумевшего осуществить дерзновенный замысел: "Здесь будет город заложен // Назло надменному соседу". Город, возведенный "на берегу пустынных волн", "из тьмы лесов, из топи блат", символизирует новую Россию, те преобразования, которые изменили страну. Однако в основной части поэмы Пушкин резко меняет предмет изображения. Повествование сосредоточивается на истории жизни частного человека, личная драма которого разворачивается на фоне реального события пушкинской современности – разрушительного наводнения 1824 г., еще сохранившегося в памяти петербуржцев. Стихия, побежденная гением человека, смирилась лишь на время и мстит ему. Однако жертвой становится не ее покоритель, а "маленький человек", цель и смысл жизни которого – домашний очаг, любовь. Евгений и Параша ничем не защищены в стремлении обрести счастье. Так обозначается столкновение личного и всеобщего, частного и исторического, а философская проблематика становится смысловым центром поэмы.