Поэма о Гильгамеше

Поэма "О все видавшем", рассказывающая о судьбе великого героя Гильгамеша, может служить прекрасной иллюстрацией к месопотамскому вероучению.

Могучий и прекрасный правитель города Урука Гильгамеш и преданный Энкиду, подружившиеся в результате неразрешимого поединка, совершают вдвоем множество подвигов. В частности, они побеждают свирепое чудовище Хумбабу. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Гильгамеша). Гильгамеш, потрясенный смертью Энкиду, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам смертен. Гильгамеш проходит подземным путем бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти – единственный человек, обретший бессмертие. Гильгамеш хочет знать, как Ут-напишти добился этого, и тот рассказывает историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Гильгамеша, как говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберется. Жена Ут-напишти, жалея Гильгамеша, уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Гильгамеш с трудом достает цветок, но не успевает им воспользоваться, так как пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Гильгамеш возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооруженной вокруг города стены.

Лейтмотив поэмы – недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчеркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие – это память о его славных делах. Включение в эпопею рассказа о потопе еще более подчеркивает основную идею произведения – недостижимость главной цели странствий Гильгамеша – вечной жизни. Судьба Гильгамеша становится поучительным примером для приверженцев месопотамской религии: живи праведно, исполняй заповеди богов и не рассчитывай на то, что превосходило бы обычные блага непосредственного и повседневного опыта.

Непосредственное и повседневное справедливое воздаяние в развитом политеизме предполагает необходимость наличия личного божества-покровителя, которое постоянно следит за ходом отдельной человеческой жизни во всех его деталях. Более высокие божества заботятся о судьбе селений и городов, верховные – о судьбе стран и мироздания в целом. В некоторых случаях верховный бог вообще отдаляется от повседневной жизни людей и управляет лишь непосредственно подчиненными ему старшими богами, а лишь посредством их и их помощников, младших богов – человеческой жизнью.

Резюмирующая формула месопотамского язычества такова: человеческая жизнь определяется властвующими в мире богами, осуществляющими справедливое воздаяние за каждое человеческое усилие, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы достичь всего, что есть в жизни приятного, или, но крайней мере, избежать всего, что в ней есть неприятного.