Подзаконные нормативные акты

К данной категории источников норм таможенного права в первую очередь относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

На практике имеют место два основания для выхода постановлений Правительства РФ по вопросам таможенного дела.

1. Правительство РФ готовит постановления во исполнение указов Президента РФ, являющихся подзаконными нормативными актами высшей юридической силы.

Например, во исполнение и. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2003 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" вышло постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 "Вопросы Федеральной таможенной службы", в котором было впервые утверждено положение об этом федеральном органе исполнительной власти.

Позднее вышел Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы", закрепляющий основу административно-правового статуса ФТС России.

Во исполнение данного указа вышло постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 "О Федеральной таможенной службе", более подробно излагались полномочия и организация деятельности ФТС России.

2. Постановления Правительства РФ готовятся в целях регламентации таможенных правоотношений, которые ранее были в недостаточной мере урегулированы законами РФ.

Для наглядности приведем следующие примеры.

А. При осуществлении международных перевозок транспортные средства всегда перемещают через таможенную границу РФ большие объемы так называемых припасов – товаров, находящихся на морских, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию РФ или перемещаемых (загружаемые) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории РФ. К припасам относятся топливо, горючесмазочные материалы и продукты питания, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути.

В положениях ТК РФ 1993 г. порядок таможенного оформления данной категории товаров предусмотрен не был, т.е. долгое время припасы перемещались через границу без учета таможенных органов РФ.

В целях устранения этого пробела вышло постановление Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов", которым было утверждено соответствующее положение.

Б. Несколько статей ТК РФ 1993 г. содержали информацию о таможенном брокере как субъекте таможенных правоотношений.

Однако, по сведениям Главного научно-информационного вычислительного центра ГТК России, первый таможенный брокер был зарегистрирован таможенными органами РФ только в 1998 г. Это произошло только после того, как вышло постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере"[1]. Данным нормативным актом был детально регламентирован порядок получения соответствующей лицензии этими юридическими лицами, их права и обязанности во взаимодействии с таможенными органами РФ.

Кроме того, до вступления Российской Федерации в Таможенный союз свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (таможенный тариф), также утверждался непосредственно постановлениями Правительства РФ.

Ведомственные нормативные акты

Как правило, на практике этот блок нормативных актов включает в себя самый большой объем документов, основу которого в настоящее время составляют приказы ГТК России, ФТС России и Минэкономразвития России.

По данным электронной базы "Гарант"[2], в феврале 2004 г. действовало 2877 приказов ГТК России (органа исполнительной власти, осуществляющего руководство таможенным делом в Российской Федерации с 1993 по 2004 г.). Можно сказать, что до настоящего времени ФТС России проводит ревизию этих нормативных актов, в ходе которой их бо́льшая часть либо утрачивает силу, либо изменяют редакцию.

На сегодняшний день утратили силу более 80% всех приказов ГТК России, действовавших в 2004 г. При этом пропорционально выросло число приказов ФТС России, регулирующих таможенные правоотношения.

Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 № 443, данное Министерство было наделено полномочиями по принятию нормативных актов таможенного дела.

В период с августа 2004 г. по июль 2006 г. Минэкономразвития России выпустило несколько десятков приказов, регламентирующих таможенные правоотношения. Сегодня данное Министерство полностью утратило все перечисленные полномочия в области таможенного дела и в полном объеме передало их в ведение ФТС России в соответствии с постановлением Правительства РФ "О Федеральной таможенной службе". На основании положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Минфин России вправе издавать приказы, определяющие порядок контроля таможенной стоимости товаров (совместно с ФТС России).